Евангелие от Марка 4:30-34

В притче о горчичном зерне, записанной в этом отрывке, содержится пророчество, которое открывает историю церкви Христовой на земле от времени первого пришествия Христа до судного дня. Предыдущая притча о семени, посаженном в землю, объясняет работу благодати в сердце верующего. Притча о горчичном зерне — распространение христианства в мире.

Во-первых, мы видим, что церковь Христова, как и горчичное зерно, вначале была маленькой и слабой.

У евреев «горчичное зерно» было устойчивым словосочетанием, имеющим значение чего-то маленького и незначительного. Это словосочетание встречалось во многих пословицах и поговорках. Иисус называл горчичное зерно наименьшим из всех зерен. Дважды в евангелиях Он сравнивал слабую веру с горчичным зерном (Мтф. 17:20; Лк. 17:6). Иудеям это сравнение, возможно, было более понятно, чем нам. Используя его, Иисус еще раз учит нас, что нужно говорить словами, понятными для тех, к кому мы обращаемся.

Пожалуй, трудно найти более точный образ для описания истории церкви Христовой на земле, чем предложенный нам образ горчичного зерна.

Слабость и кажущаяся незначительность, несомненно, отличали раннее христианство. Как Царь царей и Глава Церкви пришел в этот мир? Он родился слабым ребенком в бедных яслях Вифлеема, не имея ни богатства, ни власти, ни армии, ни слуг. Кем были те, кого Он собрал вокруг себя и поставил апостолами? Это были бедные и необразованные люди, рыбаки и мытари, которые, на первый взгляд, не были способны к тому, чтобы потрясти мир. Что было последним, что случилось с нашим Господом в Его земном служении? Он был распят, как злодей, между двумя разбойниками. Его бросили почти все ученики. Один из них предал Его, а другой — отрекся. Что проповедовали первые ученики всему миру? Их проповедь была камнем преткновения для иудеев и безумием для эллинов. Ученики проповедовали, что Глава их новой церкви умер на кресте, и в этой смерти они предлагали миру обрести для себя жизнь. Но для человеческого разума это было сумасшествием. Как точно образ горчичного зерна передает такое начало христианства! Христианская церковь в первые годы ее существования выглядела слабой, ничтожной и ничего не стоящей в глазах всего мира.

Во-вторых, мы видим, что Церковь, появившаяся на земле, как горчичное зерно, будет непременно расти.

«А когда посеяно [горчичное зерно], всходит и становится больше всех злаков…». Это трудно представить тем, кто живет в северных широтах. Такой бурный рост необычен для нашего северного климата. Но те, кто бывал на Востоке, могут подтвердить, что такое действительно возможно017 *.

Сложно найти более убедительный пример, чтобы показать рост и распространение Христовой церкви в мире, чем сравнение этого процесса с ростом горчичного зерна. Начиная с дня Пятидесятницы церковь стала расти с такой скоростью, которую можно объяснить только божественной силой. В самом начале в один день к церкви чудесным образом присоединилось три тысячи душ, потом через несколько дней еще пять тысяч. Через некоторое время собрания верующих стали появляться в Антиохии, в Эфесе, в Филиппах, в Коринфе, в Риме. Церковь Христа росла и утверждалась. Христианство распространилось на большей части Европы, Малой Азии и в Северной Африке. Несмотря на жесточайшие преследования, оно вытеснило идолопоклонство и стало государственной религией Римской империи. Такое распространение христианства было чудом, и об этом чуде говорил Иисус в Своей притче; уподобляя Царствие Божие горчичному зерну.

Но Церковь Христа еще не прекратила свой рост. Несмотря на плачевное состояние некоторых ее ветвей, на вероотступничество, заблуждения и духовную лень, христианство по-прежнему распространяется по всему миру. За последние пятьдесят лет появилось много новых ветвей в Америке, Индии, Австралии, Африке, Китае. Еще много в мире зла и испорченности. Но все же язычество постепенно приходит в упадок. Несмотря на предсказания Вольтера об исчезновении христианства, несмотря на козни врагов и предательства сторонников, Церковь по-прежнему развивается — горчичное зерно продолжает свой рост.

И пророчество, мы можем быть совершенно уверены в этом, еще не исполнено. Еще придет день, когда великий Глава Церкви возьмет принадлежащую Ему власть, воцарится и повергнет всех врагов под ноги Свои. Земля наполнится познанием о Христе, как воды наполняют море (см. Авв. 2:14, Ис. 2:2). Сатана будет скован, а язычники еще станут наследием Господа и отдаленные концы земли Его владением. Тогда эта притча исполнится во всей полноте. Маленькое семя превратится в огромное дерево, которое будет «видимо до краев всей земли» (Дан. 4:8).

Пусть эта притча научит нас не относиться с презрением к тем служениям церкви, которые выглядят малообещающими. Будьте мудрыми и не забывайте о яслях Вифлеема. Имя Того, кто лежал там беспомощным ребенком, сейчас известно по всему миру. Маленькое семечко, посаженное в день Его рождения, уже стало большим деревом, и все мы находим укрытие в его тени. Остережемся же «считать день сей маловажным…» (Зах. 4:10). С одного обращенного может начаться большая церковь, одно слово может положить основание деятельного христианского общества, одно маленькое семечко может принести богатый урожай спасенных душ018 *.