Евангелие от Марка 9:14-29

В этих стихах, мы видим страшную картину одержимости. Спустившись с горы преображения, мы вновь оказываемся в грешном мире и видим, как дьявол плетет свои козни. Видение славы сменяется безобразной картиной одержимости. Мы расстались с Илией и Моисеем, чтобы повстречаться с неверующими книжниками. Мы оставили место, где была явлена грядущая слава тысячелетнего царства и где прозвучал голос Бога Отца, засвидетельствовавший о Своем Сыне, чтобы вновь вернуться к повседневности с ее болью и страданием. И вот мы видим страдающего мальчика, горюющего отца и горстка слабых учеников, которые не сумели изгнать беса, отступив перед дьявольской властью. Какой контраст между этими двумя событиями! Но даже он не может дать полное представление о том подвиге, который совершил Иисус Христос, спустившись на землю и добровольно оставив Свою славу. Эта смена событий является еще прекрасной иллюстрацией жизни истинных христиан. Как правило, она состоит из болезней, боли, страдания и немощи, которые лишь изредка сменяются видением славы небес.

Во-первых, в этом отрывке обратите внимание на то, как сильно зависели ученики от своего Господина.

Вот наш Господь спускается с горы и находит, подобно Моисею, Свое малое стадо в замешательстве. Христос видит, что Его девять учеников, одолеваемые книжниками, не могут изгнать беса из одержимого. Еще недавно эти же ученики «изгоняли многих бесов». Но бес в мальчике был слишком злобным, и они не могли изгнать его без Учителя. Апостолы поняли, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Этот урок ученики запомнили на всю свою жизнь. То, чему мы научились на собственном опыте, запоминается намного лучше, чем услышанное где-то и от кого-то. Но все же выучить этот урок для нас очень трудно. Нам сложно признать, что мы не можем ничего без Христа.

За примерами не надо далеко ходить. Человек может совершать великие дела для Евангелия, а через некоторое время низко пасть, показав этим, насколько он на самом деле слаб и немощен. Сегодня он может ревностно трудиться для Господа, а завтра отречься от Него. История знает подобные примеры. Поэтому даже самым святым христианам нечем хвалиться: они живут не своей силой. Все, что у них есть, им было дано. И стоит Господу хоть на краткое время оставить их, они сразу же понимают, что у них нет силы. Они такие же слабые и беспомощные, как Самсон с обрезанными волосами.

История с учениками должна научить нас смирению. Будем помнить каждый день и каждый час нашей жизни, что мы нуждаемся в благодати и милости Господа. Только с Ним мы можем все. Без Него — ничего. Только с Ним мы можем преодолевать величайшие испытания. Без Него любая мелочь становится непреодолимым препятствием. Давайте же каждый день с раннего утра молить Бога: «Не покинь нас! Мы не знаем, что день грядущий нам готовит. Если Ты не пребудешь с нами, то как мы сможем пойти вперед?»

Во-вторых, отметим, что даже юноши могут быть подвержены влиянию сатаны. Молодой человек, в которого вселился бес, очень сильно страдал. Марк пишет, что злой дух вселился в него, когда тот был еще ребенком.

Это важный урок для нас. Мы должны прилагать все свои усилия, чтобы приносить добро детской душе. Сатана может закабалить душу даже ребенка, поэтому мы должны обязательно рассказывать и детям о Боге. Никто не может точно сказать, с какого именно возраста ребенок становится ответственным за свои поступки. Но, возможно, это происходит намного раньше, чем думают многие. Можно сказать одно: молиться о спасении ребенка никогда не рано. Никогда не рано рассказывать ему о Боге и о Христе, объяснять, что хорошо, а что плохо. Будьте уверены, что дьявол не теряет времени. Он пытается закабалить детскую душу. Противостанем же ему. Если в сердце ребенка может вселиться дьявол, значит, и Святой Дух может вселиться в детское сердце.

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что вера в сердце может соседствовать с неверием. Об этом свидетельствуют слова, которые произнес отец одержимого мальчика: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

Эти слова описывают состояние сердца многих истинных христиан. В их сердцах живут рядом надежда и страх, доверие и сомнение. Ничто не совершенно: ни его знание, ни любовь, ни смирение. Все в той или иной мере испорчено. Так же дело обстоит и с верой. Человек верит, но в его сердце остается и неверие.

Что же мы должны делать с нашей верой? Мы должны использовать ее, слабую и сомневающуюся. Не нужно ждать, пока она станет сильной и совершенной. Как и отец одержимого, используйте ее и надейтесь, что однажды она станет крепче, чем сейчас. «Верую, Господи!» — сказал он.

Что же мы должны делать с нашим неверием? Мы должны противостать ему и молиться, чтобы избавиться от него. Мы не должны позволять ему удерживать нас вдали от Христа. Нужно принести неверие к Господу, как мы приносим все свои грехи и беззакония, и воззвать к Нему, желая освобождения. Как и отец одержимого, мы должны попросить: «Господи, помоги моему неверию!»

Только на опыте мы можем убедиться, что именно так надо поступать. Блажен тот, кто испытал подобное в своей жизни. Мир ничего не знает об этой истине. Для него вера и неверие, уверенность и сомнения — все глупость. Но пусть все истинные христиане хорошенько поразмыслят об этом и признают истинность этих слов. Для христиан важно понять, что истинный верующий — это человек, который ведет духовную борьбу.

В заключение отметим, что нашему Господу полностью подвластны сатана и его слуги. Нечистый дух был так силен, что даже ученики не могли изгнать его. Но Господь сделал это в один миг. Сатана вынужден был повиноваться Его словам: «Я повелеваю тебе, выйди…».

Пусть этот отрывок утешает нас. Тот, кто за нас, могущественнее всех тех, кто против нас. Да, сатана хитер, злобен и плетет свои козни, не уставая. Но Иисус силен спасти тех, кто приходит через Него к Богу. Христос может спасти от дьявола, и от греха, и от мира. Будем же терпеливыми. Иисус все еще жив, и Он не позволит сатане похитить нас из Его руки. Иисус все еще жив, и Он вскоре придет, чтобы освободить нас от нападок лукавого. Цепь для дьявола уже готова (Откр. 20:1). Он будет связан ей. «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20)033 *.