Евангелие от Марка 10:1-13

Первый стих этой главы показывает нам, как терпеливо учил людей Иисус Христос. Марк пишет, что Господь «приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их».

Где бы наш Господь ни был, Он всегда делал дело Своего Отца — учил, проповедовал, трудился для блага душ. Христос не пренебрегал ни малейшей возможностью. У Него не было напрасно прожитых дней. Он «сеял при водах» и «утром сеял семя Свое, и вечером не давал отдыха руке Своей» (Ис. 32:20; Еккл. 11:6).

Наш Господь Иисус Христос знал сердце каждого человека. Он видел, что у большинства Его слушателей ожесточенные сердца, которые не верят Ему. Когда Иисус говорил, Он знал, что многие пропускают Его слова мимо ушей и что труд Его во многом напрасен. Тем не менее Он трудился.

Пусть каждый труженик на ниве Господней: проповедник, учитель воскресной школы, миссионер — берет пример с Христа. Давайте помнить, как вел Себя Господь, и делать то же самое. Мы не имеем права оставлять труд лишь потому, что не видим плода своих усилий. Мы должны трудиться упорно, помня, что обязанности — наши, а результат — Бога. Богу нужны пахари и сеятели точно так же, как и жнецы. Честный хозяин всегда платит своим работникам за труд, а не за количество собранного урожая. Так же поступит в последний день и наш Господин со всеми Своими верными слугами. Он знает, что успех не зависел от них. И они были не в состоянии изменять сердца сами. Поэтому Он вознаградит их за труд, а не за плоды их труда. Господь не говорит, что в радость господина войдет добрый и успешно трудившийся раб. Он говорит, что эту награду получит добрый и верный раб (Мтф. 25:21)037 *.

Большая часть этого отрывка посвящена вопросу брачных взаимоотношений. Во времена земного служения Иисуса иудеи не рассматривали брак как вечный союз мужчины и женщины. Они не считали, что брачные узы должны крепко связывать людей. Развод по самым незначительным причинам был обычным делом038 **. Как следствие, и жены, и мужья очень плохо понимали свои обязанности друг перед другом. Чтобы исправить это ненормальное положение вещей, наш Господь устанавливает высокие и святые стандарты семейной жизни. Он напоминает, что сразу же после сотворения брак был союзом между одним мужчиной и одной женщиной. Христос приводит слова из Писания, касающиеся брака Адама и Евы: «…оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей. И будут два одной плотью». К этим словам Господь делает очень важное добавление: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». На вопрос же учеников о повторном браке Христос ответил, что повторный брак после развода не по причине прелюбодеяния — это нарушение седьмой заповеди039 *.

Вопрос брака имеет первостепенное значение. И мы должны быть благодарны Господу за то, что Он ясно и четко объяснил, как смотрит на брак. Семья — основа любого общества. Нравственность народа и каждого отдельного человека зависит от семейных взаимоотношений. Опыт всех народов показывает, что в словах нашего Господа о браке заключена глубокая мудрость. Практика подтверждает, что разводы без веских причин и многоженство ведут к падению нравственности. Иными словами, чем ближе к указаниям Господа находится семейное право той или иной страны, тем выше нравственность ее народа.

Если вы уже женаты или замужем или если собираетесь создать семью, внимательно изучите этот отрывок. Самое главное в земной жизни — это отношения между мужем и женой. Если вступать в брак мудро и со страхом Божиим, он может принести самое большое земное благословение. Но если вступать в брак безрассудно, этим можно навлечь на себя большие несчастья. Женившись или выйдя замуж «в Господе», вы обретете блаженство, но если заключите семейный союз по зову плоти, то только навредите себе. Мудрейшим из мудрых был Соломон, «однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем. 13:26).

К сожалению, люди очень часто этого не понимают. Печально, но факт: мало кто, вступая в брак, думает о Боге и Его воле. Как мало новобрачных, приглашающих Господа на свою свадьбу! И как много горя в мире оттого, что многие семьи не могут обрести счастья. Люди слишком поздно понимают, что совершили ошибку, за которую им придется расплачиваться всю жизнь. Всегда будет счастлив тот, кто будет следовать в семейной жизни трем простым правилам. Во-первых, создавать семью можно только в Господе, предварительно испросив на это Божьего благословения. Во-вторых, не надо ожидать, а тем более требовать слишком многого от своего мужа или от своей жены. Всегда помните, что ваш брак — это союз двух грешников, а не двух ангелов. И в-третьих, надо всегда заботиться об освящении друг друга. Чем большей святости достигнут муж и жена, тем счастливее будет их жизнь. «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф. 5:25-26)040 **.