Евангелие от Марка 11:27-33

Во-первых, этот отрывок говорит о том, что и те, которое занимают высокие посты в церкви, могут быть духовно слепыми людьми. Мы видим, что «книжники, фарисеи и первосвященники» возражали Христу и создавали трудности для Его дела.

Эти люди были признанными учителями и духовными вождями иудеев. Народ видел в них главный источник религиозных знаний. Книжники и фарисеи претендовали на преемственность служения Аарона. Но в то же время они противились истине и гнали Мессию048 *.

Это написано для того, чтобы показать христианам, что они не должны чрезмерно превозносить рукоположенных служителей, смотреть на них как на Папу Римского и считать их непогрешимыми. Ни одна церковь не может сделать человека непогрешимым, будь она епископальной, пресвитерианской или индепендентской. Епископы, священники и дьякона, так же, как и священники Ветхого Завета, — это не что иное, как плоть и кровь, склонные к заблуждению. Слова и дела служителей нужно постоянно испытывать Словом Божьим. За ними можно следовать только тогда, когда они неукоснительно следуют Писанию. Только один Первосвященник не ошибается — Иисус Христос. В Нем нет никакого несовершенства и тени недостатка. Научитесь же больше полагаться на Него и «отцом себе не называйте никого на земле» (Мтф. 23:9). В таком случае вас не постигнет разочарование.

Во-вторых, отметим, что зависть и неверие побуждают людей поносить тех, кто совершает дело Божье. Первосвященники и старейшины не могли отрицать реальности чудес Иисуса и того, что они были благом для людей. Они не могли обвинить Его в том, что Его слова противоречат Священному Писанию, или в том, что Он согрешает. И что тогда сделали иудейские старейшины? Они обвинили Его в том, что Он вмешивается не в Свое дело, потребовав от Него объяснений: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?»049 *

Однако, как правило, все те, которые собираются учить других, рукополагаются. Апостол Павел говорит, что так было и со Христом: «Никто сам собою не приемлет этой чести [быть священником], но призываемый Богом, как и Аарон». И даже теперь, когда уже нет служения священника, приносящего жертвы, слова двадцать первой статьи вероучения англиканской церкви вполне обоснованы: «Ни один человек не имеет права брать на себя служение проповеди, если он не был законно призван и поставлен на оное». Тем не менее нельзя считать, что рукоположение необходимо настолько, что без него вообще нельзя совершать дело Божье. Этому заблуждению были сильно подвержены иудеи во времена Иисуса Христа, и сегодня многие продолжают следовать им в этом.

Остерегайтесь же этого заблуждения. Конечно, важность дисциплины и порядка в церкви нельзя недооценивать, в церкви они так же важны, как и в армии. Но нельзя думать, что Бог может использовать в Своем деле только рукоположенных служителей. Не забывайте, что Дух Святой может призвать того, кто не был призван людьми. Иногда тот, кто призван людьми, может быть не призван Духом Святом. Важно, за Христа ли человек или против Него. Важно, какой жизнью живет этот человек и чему учит. Если человек соответствует этим требованиям, значит принимайте его и благодарите Бога. Врач, который не может исцелить, бесполезен, даже если у него есть высокая степень и диплом. Также и прекрасно обученный солдат никуда не годен, если во время битвы он убегает от врага. Настоящий врач — это тот, кто умеет лечить, и настоящий солдат — это тот, кто сражается.

Наконец, давайте отметим, что предубеждение против истины приводит неверующих к нечестности и неспособности говорить прямо. Первосвященники и старейшины не захотели ответить на вопрос Христа об Иоанне Крестителе. Они не могли ответить, что крещение Иоанново было «от человеков», потому что боялись народа. Также они не могли признать, что оно было «с небес», потому что знали, что Иисус в таком случае задаст законный вопрос: «Тогда почему вы не верите Иоанну, ведь он свидетельствовал обо Мне?» Чтобы выйти из трудного положения, первосвященникам пришлось пойти на хитрость и явным образом солгать. Они ответили: «Не можем сказать».

К сожалению, такая нечестность — очень распространенное явление среди неверующих. Многие отмахиваются лживыми ответами от тех, кто взывает к их совести. Когда заходит речь о состоянии их души, они уходят от разговора, говоря заведомую ложь. Неверующие любят свою жизнь и этот мир. Они так же, как и враги нашего Господа, не хотят уступать в своем и боятся принять горькую правду. Они отклоняются под выдуманными предлогами от призывов покаяться и изменить свою жизнь. Одни говорят, что не понимают евангельского учения. Другие говорят, что они пытаются служить Богу изо всех сил, но у них ничего не выходит. Третьи заявляют, что у них есть огромное желание служить Христу, но не хватает времени. Все это примеры уклончивости. Такие люди ничем не лучше первосвященников, которые не захотели ответить Христу.

Не торопитесь верить словам необращенных о том, почему они не служат Христу. Можно быть вполне уверенным, что, когда такой человек говорит: «Я не могу», он имеет в виду: «Я не хочу». Блажен тот, кто искренен в вопросах веры. Если человек будет поступать в соответствии с тем, что ему уже открыто, и не отказываться от того, что он уже знает, то вскоре ему откроется все учение и мудрость Христа и он выйдет из этого погибающего мира (см. Ин. 7:17). Многих приводит к погибели нечестное поведение по отношению к своей душе. Они ссылаются на выдуманные причины, по которым они якобы не могут следовать за Христом, хотя на самом деле они просто «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19).