Евангелие от Марка 12:35-44

Мы видели в первой части этой главы, как враги нашего Господа пытались уловить Его в слове. Мы видели, как фарисеи, саддукеи и книжники по очереди задавали Ему трудные вопросы, такие, которые, как несложно заметить, больше служат раздорам, чем назиданию. Данный отрывок начинается с вопроса совершенно иного рода. Его задает наш Господь. Он спрашивает своих противников о Христе и о сути Священного Писания. Такой вопрос всегда приносит огромную пользу. Для церкви было бы большим благом, если бы богословские дискуссии велись на серьезные темы, касающиеся спасения, а не разбирали пустяковые вопросы.

Во-первых, мы узнаем из этих стихов, что Писания Ветхого Завета полны указаний на Христа. Наш Господь желает показать невежество иудейских учителей, говоря о личности Мессии. Он ссылается на книгу Псалмов, показывая, что книжники неверно понимают ее. Одновременно Он показывает, что личность Христа — одна из главных тем, на которые писал Давид, вдохновленный Святым Духом.

Мы узнаем и из другого отрывка о том, что Ветхий Завет свидетельствует о Христе (см. Ин. 5:39). Ветхозаветные образы, символы и пророчества были даны, чтобы говорить людям о Христе, пока Он Сам не придет на землю. Мы всегда должны помнить об этом, читая Ветхий Завет и в первую очередь книгу Псалмов. Несомненно, мы сможем найти Христа в любой книге Закона и Пророков, но нигде о Нем не написано так явно, как в книге Псалмов. Его жизнь и страдания в Его первом пришествии, Его будущая слава и окончательная победа во втором пришествии — вот главные темы этой чудесной книги. Справедливо сказано, что, читая Псалмы, мы должны замечать Христа не меньше, чем Давида.

Не будем недооценивать Ветхий Завет и пренебрегать им. Он так же ценен, как и Новый Завет, если мы правильно его понимаем. В этой части Библии, вероятно, существует множество богатых образов, еще не до конца исследованных. Подобно тому, как люди могут ходить по золотым приискам и не подозревать, что лежит у них под ногами, так многие могут читать Ветхий Завет и не догадываться, что проходят мимо великих истин об Иисусе. Вся Библия достойна нашего уважения. Она вся «богодухновенна и полезна для научения». Одна ее часть проливает свет на другую, и ни одной из них невозможно пренебречь, не причинив вреда своей душе. Открытое пренебрежение ветхозаветными писаниями часто является первым шагом к полному неверию.

Во-вторых, мы узнаем, что грех лицемерия отвратителен в глазах Христа. Этот урок мы можем извлечь из предупреждения, которое услышали книжники от Христа. Он выставляет на всеобщее обозрение их порочную практику: они одеваются напоказ, любят похвалу и славу людей, а не Бога, они прикрывают свое сребролюбие мнимой заботой о вдовах, они подолгу поклоняются Богу прилюдно ради того, чтобы их считали благочестивыми. И завершает Он это серьезным предупреждением: «Сии примут тягчайшее осуждение».

Притворство в вере и лицемерие — самые ужасный грехи, в которые может впасть человек. Ни в одном другом случае не употреблял наш Господь такие сильные слова и не изрекал такого грозного осуждения. Плохо быть рабом любого греха, служить различным похотям и удовольствиям. Но намного хуже иметь благочестивый вид, а на самом деле служить мирским делам. Нужно остеречься, чтобы не впасть в этот ужасный грех. Пусть наши религиозные дела не будут служить для нас только прикрытием. Будем жить открытой, честной, искренней и подлинной христианской жизнью. Мы не сможем обмануть всевидящего Бога. На близорукого человека нетрудно произвести впечатление своими разговорами и притворством, религиозной речью и наигранным благочестием. Но Бог «поругаем не бывает». Он взвешивает мысли и намерения сердечные. Его всевидящий взгляд проникает в глубь испорченного сердца, как бы искусно мы его ни прикрывали. День суда скоро настанет. «Радость лицемера на мгновение» (Иов. 20:5). Стыд и вечное посрамление будут его уделом.

Однако, говоря о лицемерии, мы не должны забывать еще кое-что. Ложная вера существует, но это не значит, что лучше вовсе не верить. Это весьма распространенное заблуждение, против которого нам нужно быть начеку. То, что некоторые своей неискренностью бросают тень на христианство, не означает, что нам нужно бросаться в другую крайность и скрывать свою веру за трусливым молчанием. Напротив, давайте удвоим старания, чтобы наша жизнь подтверждала наше учение. Давайте докажем свою искренность достойным поведением. Покажем этому миру, что наряду с фальшивыми есть и настоящие монеты, что церковь состоит не только из фарисеев и книжников, в ней есть и настоящие христиане, имеющие «доброе свидетельство о своей вере». Будем благовествовать со скромностью и смирением, с твердостью и решительностью и покажем миру, что наряду с лицемерами существуют христиане, живущие честно, без обмана.

И наконец, мы узнаем из этих стихов, как приятно Христу щедрое пожертвование. Наш Господь неожиданно преподносит нам этот урок, одобрительно высказываясь о бедной вдове. Мы читаем, что «Он смотрел, как народ кладет» добровольные пожертвования Богу в «сокровищницу». Он видел, что «многие богатые клали много». И вот в конце Он видит, как бедная вдова отдает все, что имеет для дневного пропитания. И мы слышим, как Он заявляет: «Та бедная вдова больше всех положила», — больше в глазах Того, кто смотрит не столько на количество, сколько на возможность дающего; не просто на величину суммы, а на мотивы и сердце жертвующего.

Эти слова нашего Господа мы склонны пропускать мимо ушей. Многие люди помнят все Его богословские беседы, но каким-то образом умудряются забыть об этом неприятном для них происшествии. Доказательство этому — скупые и жалкие пожертвования, которые ежегодно собирает церковь Христа для добрых дел в этом мире. Доказательство — это ничтожно малые доходы миссионерских обществ, по сравнению с богатством церквей. Скупость многих людей, исповедующих христианство, во всем, что касается Бога и религии, является вопиющим грехом наших дней и одним из худших признаков нашего времени. Люди, жертвующие на дело Христа, составляют лишь небольшую часть церкви. Из двадцати крещенных с трудом найдется один, который знает что-нибудь о том, что значит «в Бога богатеть» (Лк. 12:21). Подавляющее большинство тратит фунты на себя и не отдает ни пенса для Христа.

Будем же оплакивать нынешнее положение вещей и умолять Бога исправить его. Будем просить Его открыть людям глаза, зажечь их сердца и пробудить в них дух щедрости. Будем исполнять свой долг и, пока мы в силах, давать щедро и доброохотно на всякое дело Христа. Мы уже не сможем жертвовать после смерти. Будем давать, помня, что Христос смотрит на нас. Он видит, что каждый из нас дает и что оставляет. А самое главное, будем давать, как ученики распятого Спасителя, отдавшего Себя за нас на кресте. Даром получили, даром будем и отдавать053 *.