Евангелие от Марка 13:32-37

Этими словами св. Марк завершает свое повествование о пророчествах нашего Господа, произнесенных на Елеонской горе. Они служат основанием для практических выводов из всей беседы, которые каждый должен сделать для себя.

Во-первых, мы узнаем из этого отрывка, что время второго пришествия нашего Господа Иисуса Христа намеренно сокрыто от Его церкви. Второе пришествие произойдет обязательно, но его точный день и час не открыты. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные…»059 *

В этом преднамеренном умолчании есть глубокая мудрость и милость. У нас есть все основания для того, чтобы благодарить Бога за скрытые от нас истины. Неопределенность даты пришествия нашего Господа необходима для того, чтобы верующие находились в состоянии постоянного ожидания и не впали в отчаяние. Какая мрачная перспектива ожидала бы раннюю церковь, если бы они точно знали, что Христос придет, по меньшей мере, через полторы тысячи лет! Сердца таких мужей, как Афанасий, Иоанн Златоуст и Августин наполнились бы отчаянием, если бы они могли предвидеть темные века, через которые предстоит пройти миру, прежде чем их Господин вернется и будет править. С другой стороны, какой стимул был у христиан быть ближе к Богу! Во все времена подлинные верующие думали, что Господь может прийти в любой момент и потребовать у них отчета. Именно эта неопределенность побуждала их жить в постоянной готовности ко встрече с Ним.

В связи с этим необходимо сделать одно важное предостережение. То, что мы не знаем даты второго пришествия нашего Господа, не должно давать нам повода пренебрегать изучением еще не исполнившихся пророчеств в Писании. К сожалению, многие христиане впадают в это великое заблуждение. Необходимо провести границу между догматичными и однозначными утверждениями о датах и смиренным и молитвенным размышлением о грядущих благах. Слова нашего Господа служат неизменным предостережением против догматизма в отношении времен и сроков. Но что касается пользы от изучения пророчеств, то что может быть авторитетнее слов апостола Петра: «Вы хорошо делаете, обращаясь к пророчеству…» и слов апостола Иоанна в Откровении: «…Блажен читающий…»? (2 Пет. 1:19; Откр. 1:3)

Во-вторых, мы видим в этих стихах обязанности всех истинных верующих ввиду второго пришествия Христа. Наш Господь упоминает три дела, которыми должны заниматься Его люди. Он ясно говорит им, что однажды Он снова придет в силе и великой славе. В то же время Он говорит им о том, что день и час Его пришествия неизвестны. Что же делать Его народу? На чем должны быть сосредоточены их мысли, пока они еще живут здесь? Они должны бодрствовать. Они должны молиться. Они должны трудиться.

Мы должны бодрствовать. Нам нужно жить, постоянно сохраняя бдительность. Наши души должны находиться в пробужденном и оживленном состоянии и в любое время быть готовыми ко встрече со своим Господином. Мы должны быть начеку и не впасть в духовную сонливость, вялость, омертвение и безразличие. Мы должны замечать, какая компания, общество или хобби закрывают от нас Христа и Его второе пришествие, и избегать их. «Не будем спать, как и прочие, — говорит апостол, — но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6).

Мы должны молиться. Нам необходимо развивать привычку постоянного общения с Богом. Нельзя давать места отчужденности в отношениях между нами и нашим небесным Отцом; мы должны ежедневно разговаривать с Ним, чтобы в любой момент мы были готовы встретиться с Ним лицом к лицу. Более того, ввиду пришествия Господа мы должны молиться о том, чтобы мы могли «явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире», чтобы наши сердца никогда «не отягчались» заботами житейскими и чтобы тот день не застиг нас врасплох (2 Пет. 3:14; Лк. 21:34).

И наконец, мы должны трудиться. Нам всем необходимо понять, что мы — слуги Великого Хозяина, который поручил каждому свое дело, и что Он ожидает, что оно будет исполнено. Мы должны трудиться для славы Божией каждый в своей области. Дело есть для каждого. Все мы должны стремиться быть светом, солью для своего века, верными свидетелями своего Господина и должны прославлять Его доброй и нелицемерной жизнью. Больше всего мы должны желать, чтобы Он застал нас бодрствующими и трудящимися, а не праздными и спящими060 *.