Евангелие от Марка 15:33-38

Эти стихи описывают смерть нашего Господа Иисуса Христа. Смерть всегда является важным событием. Во всей истории человека ничто не имеет такого значения, как его конец. Но ни одна смерть не была так важна, как та, о которой мы сейчас читаем. В то мгновение, когда наш Господь испустил Свое последнее дыхание, дело искупления греха всего мира было совершено. Выкуп за грешников был полностью уплачен. Двери небесного царства широко распахнулись для всех верующих. Вся надежда на спасение души, которую только может иметь смертный человек, покоится в конечном итоге на том, что Иисус испустил Свой дух на кресте.

Во-первых, мы видим в этом отрывке, что смерть нашего Господа сопровождалась чудесами и знамениями. Св. Марк особо отмечает два, которые требуют нашего внимания. Первое — это затмение солнца на три часа. Второе — разрывание завесы в храме, отделявшей Святое Святых. И то, и другое было чудом. И в обоих этих событиях, несомненно, скрыт глубокий смысл. Эти чудеса должны были привлечь внимание огромного множества людей, собранного в Иерусалиме. Тьма потрясла даже таких беззаботных язычников, как Пилат и римские солдаты. Разорванная завеса в храме смутила даже Анну и Каиафу и их неверующих приспешников. Немного было в тот вечер домов в Иерусалиме, где люди бы не говорили: «Мы видели и слышали дивные вещи сегодня».

О чем говорила эта необычная тьма? Она показывала крайнюю греховность иудейского народа. Они распяли своего Мессию, убили своего Царя. Даже солнце спрятало свое лицо, чтобы не видеть этого. Также она указывает на то, как ужасно выглядит грех в глазах Бога. Сам Сын Божий лишился ободряющего солнечного света, когда стал грехом за нас и понес наши преступления067 *.

О чем говорила разорванная чудесным образом завеса? Она знаменовала собою отмену и завершение всего церемониального закона иудеев. Это показывало, что через смерть Христа вход в Святое святых стал свободен для всего человечества (см. Евр. 9:8). Это означало, что теперь и язычники наравне с иудеями могут смело приблизиться к Богу через Иисуса, единого Первосвященника, и что теперь все прежние барьеры между Богом и человеком разрушены раз и навсегда.

Не забывайте о практических уроках, которым учит нас разорванная завеса! Попытка возродить иудейские церемонии в Церкви Христа (возврат к алтарям, жертвам и священству) равносильна сшиванию разорванной завесы и зажиганию свечи в полдень.

Не забывайте о практических уроках, которым учит нас трехчасовая тьма! Она должна напоминать о мраке, ожидающем тех, кто упорно отказывается верить (Иуд. 13). Наш благословенный Ходатай находился во тьме на кресте всего три часа. Все, кто отвергают Его искупление и умирают во грехе, будут скованы узами мрака навеки.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос действительно «сделался клятвою за нас» и понес наши грехи. Его удивительные слова, произнесенные им в девятый час, явно подтверждают это: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Вряд ли кто-то способен полностью понять всю глубину значения Его слов. Они указывают на немыслимые душевные страдания. Некоторые святые испытывали огромные страдания, когда боялись, что потеряли Божье расположение. Что же нам сказать о страданиях Святого Сына Божия, когда на Него были возложены грехи всего мира, когда Он был признан виновным, хотя не знал греха, когда Он ощутил, что Его Отец действительно отвернулся от Него? Его страдание в те часы непостижимо для нашего ума. Оно «высоко, мы не можем постигнуть его». Мы можем принять это верой, но не способны дать этому полного объяснения.

Совершенно понятно только одно — слова, сказанные Иисусом, невозможно объяснить, если не принять учение об искупительной и заместительной жертве Христа за грешников. Если предположить, как это делают некоторые, что Иисус был всего лишь человеком или что Его смерть была лишь великим примером жертвенности, то Его предсмертный возглас теряет всякий смысл. Более того, он говорит о том, что многие мученики и даже некоторые языческие философы превзошли Христа своим спокойствием и терпением в смертный час. Лишь одно объяснение является удовлетворительным. Это объяснение — в великом библейском учении об искупительной и заместительной жертве Христа за нас на кресте. Он издал этот смертный возглас под огромной тяжестью возложенного на Него и вмененного Ему греха мира.

И наконец, мы узнаем из этого отрывка, что человек может быть покинут Богом на время, но при этом не потерять Его любви. Об этом нам говорят предсмертные слова Господа. Мы слышим, как Он говорит Отцу: «Для чего Ты Меня оставил?» — и называет Его при этом «Боже Мой». Мы знаем, что наш Господь был оставлен лишь на время, но всегда был возлюбленным Сыном Божьим, в делах и страданиях которого было благоволение Отца.

В этом есть важное значение для всех истинных христиан. Несомненно, в каком-то смысле ощущение оставленности Богом у Христа было особенным, так как Он страдал за наши грехи, а не за Свои. Но даже с этой оговоркой мы не можем не принять тот великий факт, что Иисус был на время оставлен Отцом, оставаясь при этом Его возлюбленным Сыном. То, что верно для Главы Церкви, может в какой-то мере быть верным и для всех ее членов. Хотя они избраны и возлюблены Отцом, они могут порой чувствовать, будто Бог отвернулся от них. Они тоже по причине болезни или сильной скорби, из-за того, что оступились, или по воле Бога, желающего приблизить их к Себе, могут иногда восклицать: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Тем верующим, которые чувствуют себя оставленными, необходимо научиться от нашего Господа и не давать места отчаянию. Несомненно, им не следует удовлетвориться своим положением. Им необходимо исследовать свои сердца, чтобы увидеть, не скрыто ли там то, что делает «утешение Божие малым» (Иов. 15:11). Но пусть они не выносят себе суровый приговор, поспешно приходя к заключению, что они навеки отвержены и что они все это время обманывали себя и никогда не имели благодати. Пусть они продолжают уповать на Господа и скажут вместе с Иовом: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15). Пусть они вспомнят слова Исаии и Давида: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Ис. 50:10; Пс. 41:12).