Евангелие от Марка 15:39-47

Смерть нашего Господа Иисуса Христа — основание христианства. На ней зиждутся все надежды спасенных грешников, как в нынешнее время, так и в вечности. Поэтому мы не должны удивляться скрупулезности евангелистов в доказательствах того, что Его смерть на самом деле случилась и что в этом не должно быть никаких сомнений. В этих стихах перед нами предстают три свидетеля: римский сотник, стоявший у креста, женщины, последовавшие за нашим Господом из Галилеи в Иерусалим, и ученики, совершившие погребение. Все они были свидетелями того, что Иисус на самом деле умер. Их свидетельства, сопоставленные вместе, не оставляют места каким бы то ни было сомнениям. Они не могли ошибиться. То, что они видели, не было обмороком, трансом или кратковременной потерей чувств. Они видели того Иисуса, Который был распят, положил Свою жизнь и был послушен даже до смерти. Пусть эта истина надежно закрепится в наших сердцах. Наш Спаситель действительно умер.

Во-первых, отметим, что в этом отрывке с уважением упоминается о женщинах. Особо отмечается, что когда наш Господь испустил Свой дух, «были там и женщины, которые смотрели издали». Записаны и имена некоторых из них. Мы читаем, что «тогда, как Он был в Галилее, они следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим».

Мы не надеялись прочитать нечто подобное. После того, как все ученики нашего Господа оставили Его и бежали, логично было бы предположить, что представительницы слабого пола также не осмелятся продемонстрировать свою преданность Ему. Но здесь мы видим, что способна сделать благодать. Бог иногда избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное. Последние становятся первыми, а первые — последними. Вера женщин иной раз может быть очень крепкой, а вера мужчин — слабой и непостоянной.

Читая Новый Завет, мы с интересом замечаем, как часто благодать Божия прославляется через женщин. Мы видим, что Богу было угодно через них явить благо церкви и миру. В Ветхом Завете через непослушание женщины грех и смерть вошли в мир. В Новом Завете от женщины рождается Иисус, и это рождение приносит жизнь и бессмертие. В Ветхом Завете женщина зачастую служила помехой и соблазном для мужчины. Жизнь женщин, живших до потопа, история Сарры, Ревеки, Рахили, Далиды, Вирсавии, Иезавели — служат печальным тому подтверждением. В Новом Завете женщины обычно упоминаются в качестве помощниц в деле истинной веры. Елизавета, Мария, Марфа, Тавифа, Лидия и женщины, упомянутые св. Павлом в Послании к римлянам, именно такие. Этот контраст поразителен, и скорее всего он умышлен. Это одно из многих доказательств тому, что благодати в эпоху Евангелия больше, чем в эпоху закона. Это учит нас тому, что женщины занимают важное место в Церкви Христа. Они могут совершать много великих дел для славы Божией и без того, чтобы учить в собраниях. Благо тем общинам, где женщины знают об этом и поступают соответственно.

Во-вторых, мы видим, что у Иисуса есть друзья, о которых мало известно. Случай с Иосифом из Аримафеи, впервые упомянутом в Библии в этом отрывке, является лучшим тому доказательством. Нам ничего не известно о его прошлом. Мы не знаем, при каких обстоятельствах он полюбил Христа и почему он решил послужить Ему. Нам неизвестно, что произошло с ним в дальнейшем, после того, как наш Господь вознесся. Все, что нам известно, записано в этих трогательных словах. Мы узнаем, что он «ожидал Царствия Божия», и когда все ученики нашего Господа оставили Его и бежали, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» и с почестями похоронил Его в своей гробнице. Другие почитали и исповедовали Иисуса Господом, видя как Он творит чудеса, Иосиф же чтит Его и называет своим учителем, когда видит холодное, окровавленное тело. Другие любили Иисуса, когда Он жил и учил, Иосиф же любил Его, когда Он был мертв и безмолвен.

Будем утешаться мыслью, что на земле есть истинные христиане, о которых мы ничего не знаем, в местах, где мы не думаем их найти. Несомненно, верных всегда мало. Но нам не стоит торопиться с выводом, что в этой семье или в той общине нет благодати, если она не видна с первого взгляда. У Господа в Его церкви есть много «незаметных», о которых мы можем никогда не узнать, если какие-то особые события не заставят их проявиться. Не забывайте слов, которые Господь сказал пророку Илии: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей» (3 Цар. 19:18).

И наконец, отметим в этом отрывке, что могила перестала быть страшной благодаря тому, что тело нашего Господа Иисуса Христа было погребено. Мы читаем, что «положили Его во гробе, который был высечен в скале, и привалили камень к двери гроба».

Мы, живущие в погибающем мире, должны всегда помнить этот факт. Каждому человеку положено однажды умереть. Всех нас ждет одно место назначения, но человек предпочитает о нем не думать. Похороны, гроб, черви и тление — все это довольно неприятные вещи. Холодок пробегает по спине, печаль наполняет сердце и ум. Плоть и кровь не может без трепета думать обо всем этом. Однако верующие должны утешаться тем, что могила — это место, где однажды побывал наш Господь. Как верно то, что Он, победив смерть, воскрес из мертвых, так же верно, что и все верующие в Него воскреснут в славе в день Его явления. Помня об этом, они со спокойствием могут войти в «дом, предназначенный для всех живущих», им нужно только вспомнить, что Сам Иисус побывал там прежде ради них и лишил смерть ее жала. И сказать себе: «Жало смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:56, 57).

Но мы должны убедиться в том, что мы погребены со Христом, пока еще живем в этом мире. Нам необходимо прилепиться к Нему верой и уподобляться Его образу. С Ним мы должны умереть для греха и быть погребенными, крестившись в Его смерть (Рим. 6:4). С Ним нам надлежит и воскреснуть, приняв жизнь от Его Духа. Если мы не познали этого, смерть и погребение Христа не принесут нам никакой пользы.