Мистификация или история?

Однажды Иисус сказал Своим друзьям, что в Иерусалиме Он будет убит врагами. Но при этом заявил, что имеет власть над смертью!

Действительно ли это так?

Что можно сказать о воскресении Иисуса из Назарета? Было ли оно беззастенчивой мистификацией? Или самым потрясающим событием истории? Либо тем, либо другим! Не так ли?

Как часто Иисус подвергал Себя опасности! Не раз и не два говорил Он о Своей смерти. Однако не просто о смерти говорил Он, но и о том, что воскреснет. И даже пообещал Своим друзьям, что встретится с ними после Своего воскресения!

Но эти слова почему-то выветривались из головы Его последователей. Они настолько были пленены — да что пленены,- прямо-таки околдованы оптимистичными ожиданиями грядущего царства, которое, по их мнению. Он должен установить в самое ближайшее время, а также своим положением в этом царстве, что их умы отказывались принимать саму мысль, что Его ожидает какая-нибудь опасность.

Несомненно, если Иисус действительно был Сыном Божьим, как Он утверждал, то логично предположить, что Он имеет власть над смертью. Не так ли?

Ведь удивительные события, связанные с жизнью Христа, все глубокие и в то же время простые поучения, вес исцеления и обетования — все это ничего не значило бы, если бы Он не имел власти над смертью. Можно удивляться тому, что совершает Христос. Дела Его могут убеждать, привлекать. Но если Иисус из Назарета умер как и любой из нас, смертных, умер — наконец, то мы просто забудем о Нем!

Либо Христос был Богом, либо не был им! Если он был действительно Богом, то смерть должна была Ему повиноваться. Он мог «отдать» Свою жизнь по Своей воле. И Он мог ее возвратить по Своей воле!

Если Иисус был всего-навсего человеком, мучеником, умершим за доброе дело, если то, что произошло близ Иерусалима. было всего лишь очередным убийством, еще одним распятием среди тысяч распятий, совершаемых в Римской империи, в таком случае наш мир сегодня в еще большей степени, чем мы можем себе это представить, погружен во тьму. И это- настоящая кромешная тьма!

Жизнеспособность христианства зиждется на воскресении Христа. Если воскресения не было, то христианство представляет собой лишь одну из многочисленных этических систем. Возможно, эта система полезна. Возможно, она утешает. Но она не спасает!

Коренное отличие христианства от других религий заключается в пустой могиле!

Мне приходилось наблюдать в Индии обряды индуизма. Они самые разные — от ужасных до возвышенных. Там, на Востоке, я видел бесчисленные проявления стремления людей к покою и внутреннему очищению. Некоторые убеждены, что они обрели его, другие надеются что им однажды удастся обрести.

Эти люди были искренними. Они были глубоко честны в своих убеждениях. Но в их вере не было одного существенного элемента— пустой могилы!

Я видел буддизм — одетые в желтые одежды монахи и зонтики из пальмовых листьев, молитвенные колеса и многочисленные ритуалы. Свыше четверти миллиарда людей стремятся найти ответы на свои вопросы в этой созерцательной, пассивной религии.

Они искренни? Да. Но в этой религии нет пустой могилы!

Я знакомился с философскими течениями Китая, с нравственными поучениями Конфуция, Лао-цзы и Мао. Но за всей пышностью, блеском и мудростью, содержащимися в маленькой красной книжечке, таится внутренний голод. Почему? Потому что там нет пустой могилы!

Мне приходилось путешествовать по миру ислама, распространившего свое влияние на половину земного шара. Я беседовал с последователями Магомета и видел сколь фанатично и безраздельно они преданы своей религии и сколь искренни они! Но я не видел там пустой могилы!

Я ходил по земле Палестины. Я видел потомков Авраама, по праву гордящихся своим наследием хранителей закона. Да, пустая могила находится там. Но лишь немногие из них поверили Человеку, сказавшему, что Он выйдет из могилы и действительно сделавшему это!

Мне хотелось бы провести их и всех вас крестным путем по улицам Иерусалима и далее, за Голгофу, к находящейся в саду могиле, из которой, как многие полагают, вышел наш Господь утром того дня тысяча девятьсот лет тому назад.

Много раз я стоял возле нее. Я заходил внутрь гробницы и вновь ощущал то различие, которое существует между христианством и любой другой религией. Гробница пуста! Вот в чем различие! Тот, Кто на непродолжительное время был похоронен в ней, вышел из нее через три дня. И Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь!»

Ни Конфуций, ни Будда, ни Магомет, ни Авраам не могли сказать этого.

Конфуций лежит в могиле. Будда тоже лежит в могиле. Лежит в могиле и Магомет. Но гребница Иисуса Христа пуста! Среди многочисленных мощей нет таких, о которых бы

говорили, что это кости Сына Божьего. В тот день Он навеки победил смерть. И покинул пустую гробницу как свидетель’ Друг мой, вы ищете определенности? Вот она! Но теперь, давайте зададим вопрос: «А насколько достоверным является воскресение? Насколько мы можем быть уверены в нем?»

Действительно, именно воскресение побудило горстку людей, в большинстве своем неграмотных, подвергавшихся гонениям и преследованиям, перевернуть весь языческий мир. Это сделало именно воскресение. Эти люди пошли и преобразовали языческое общество. Не увещеваниями, но своим пламенным свидетельством о воскресшем Господе! Они с радостью отдавши свои жизни, поскольку верили в это!

Человек может иметь лживые мысли. Может распространять ложь. Люди могут говорить ложь, печатать ложь, писать ложь или проповедовать ложь. Но люди не умирают во имя того, что они считают ложью!

Но может быть все-таки этого не было? Может быть они заблуждались? Искренне, но ошибались? Возможно ли, что они были ничего не подозревавшими жертвами некоего трюка или какой -то галлюцинации?

А что если вся история с воскресением была лишь ловкой мистификацией? Или легендой, которая с течением веков обрела ореол святости, и в результате мы сейчас считаем, что это был реальный факт?

Уверены ли мы в том, что воскресение действительно было? Достаточно ли тверда наша уверенность, чтобы пронести эту веру через любые трудности?

Ведь одно дело — пойти в церковь в пасхальное воскресенье. Какому мы здесь подвергаем себя риску? Это потребует, может быть, лишь расходов на покупку нового костюма, нескольких галлонов бензина и нескольких долларов на пожертвования.

Но представьте себе, что в один «прекрасный» день ситуация осложнится и нас станут преследовать за веру в воскресшего Господа. Предположим, что в вашу душу со всех сторон стараются посеять сомнения, и вы видите, что, сказав лишь одно слово против Иисуса, вы избежите неприятностей, а, может быть, и спасете свою жизнь. Что тогда?..

Вера наша в Иисуса теряет всякий смысл, если мы сомневаемся в Его воскресении. И как бы далеко ни распространялась наша уверенность относительно других фактов, если нет веры в воскресение, она неминуемо рухнет.

Но давайте на какое-то время вернемся к Иисусу. Вся Его жизнь была свидетельством того, что Христос был действительно тем, за Кого Себя выдавал. Его удивительная жизнь. Чудеса. Учение. Исцеления. Сострадание-Любовь.

А ведь были и пророчества, которые сбылись в Его жизни и смерти. Это такие доказательства, от которых не может отмахнуться ни один человек — пророчества, касающиеся Его

рождения, служения, смерти. Было подсчитано, что около трехсот пророчеств Ветхого Завета относились именно к Иисусу. И все они исполнились. Было ли это простой случайностью или совпадением?

Пожалуй, можно найти одно-два пророчества, исполнившиеся в каком-то другом человеке. Но чтобы все они исполнились только в одном человеке в результате случайности

или совпадения — вероятность настолько ничтожна, что разум этого не воспринимает!

Один скептик предположил, что Иисус просто старался исполнить все эти пророчества, что Он следовал, как по программе и выполнял для того, чтобы подтвердить Свои слова.

Но могли Иисус распорядиться временем Своего рождения или обстоятельствами, при которых Он был рожден? Или местом Своего рождения? Мог ли Он распорядиться обстоятельствами Своей смерти? Может быть, чтобы исполнилось пророчество. Он подкупил римских солдат, бросавших жребий, кому достанется Его одежда? Может быть, Он попросил римского воина пронзить Ему бок копьем, чтобы убедиться в Его смерти? Может быть, Он избрал то место, где Его положили? Едва ли!

В своей книге «Говорит наука» Питер Стоунер показывает, что по теории вероятности совпадения здесь невозможны.

Он берет лишь восемь из трехсот пророчеств об Иисусе, которые исполнились — всего лишь восемь — и демонстрирует, что вероятность исполнения их в одном человеке составляет. Один из 100 000 000 000 000 000!

Чтобы мы могли представить себе эту цифру, Стоунер приводит такую иллюстрацию: предположим, что мы взяли 10 серебряных монет и стали укладывать их на территории штата Техас. Они покроют всю его поверхность слоем толщиной в два фута (около 60 см). Теперь пометим одну из монет и тщательно перемешаем всю массу монет на территории штата. Завяжем человеку глаза и скажем, что он может ходить по всему Техасу, но должен найти именно помеченную монету!

Велики ли шансы найти эту монету? Вот таковыми были бы шансы пророков, если они писали лишь руководствуясь своим собственным разумением! А мы взяли лишь восемь пророчеств! Каковы же тогда шансы, если вести речь о всех трехстах? Вне всяких сомнений, что Иисус был именно Тем, за Кого Он Себя выдавал!

Но несмотря на Его безупречную жизнь. Его несравненное учение, все Его чудеса и исполнившиеся пророчества – все сводится к следующему обладал ли властью над смертью этот Человек Иисус? Действительно ли Он вышел из могилы?

Если нет, то Он самый великий обманщик в мире! Если Он утверждал, что является Богом, но не мог победить смерть, то все это бессовестная мистификация. И горы всех остальных свидетельств ничего не значат, а лишь указывают на чрезвычайные масштабы обмана!

Ибо что пользы от обещаний Бога дать жизнь, если Он не может выполнить их? Какой смысл в кресте, который может прощать, но не может спасать? Или в Евангелии, которое ограничивается прошлым, и не имеет будущего?

Иисус сказал: «Я живой; и был мертв, и ныне жив во веки веков, и имею ключи от смерти и чертогов смерти» (Откр. 1:18 пер, с англ.)

Говорил ли Он правду? Полагаю, да!

Большинству из нас история воскресения известна лишь по Библии. Только немногие изучали свидетельства истории, чтобы узнать оттуда о воскресении Иисуса из Назарета. Наверное, немногим из нас доводилось читать признания скептиков, сделанные ими помимо собственного желания

Заверяю вас, что вы будете потрясены огромным количеством свидетельств. Бесспорно, все их привести здесь — невозможно. Даже если бы я захотел, то не знал бы с чего

начать. Но вот что я прочитал совсем недавно, и до сих пор не могу прийти в себя от удивления. В поисках доказательств того, что воскресения не было, многие скептики проявляли завидное усердие. И что же? В конечном счете они оказывались в числе преданных учеников живого Христа. Пустая могила Христа — это исторический факт, который невозможно не признавать.

Джош Мак-Дауэлл некогда сам был в числе скептиков. Он приводит такой случай. Однажды к нему подошел студент университета и спросил: «Профессор Мак-Дауэлл, почему вы не можете опровергнуть христианство?»

Он ответил: «По одной очень простой причине: я не в состоянии объяснить одного события истории – воскресения Иисуса Христа».

Давайте вспомним ту воскресную ночь, когда Иисус покоился в могиле. Вход в гробницу был закрыт огромным камнем, который был опечатан римской печатью. На страже

стоял римский часовой. Если он засыпал на посту, его казнили.

А где же ученики Иисуса? Со смертью и погребением Господа погребены и надежды их — потрясенные и разочарованные, они рассеялись.

Но затем внезапно гробница опустела. В ней находился ангел, который сказал опечаленным женщинам: «Его здесь нет! Он воскрес!»

Чудесные слова! Необычные слова! В мире никогда не произносили более великие слова. «Его здесь нет! Он воскрес!»

В этих словах содержится единственная надежда для людей. Наша с вами единственная надежда. И, слава Богу, еще ни одному скептику не удалось эти слова опровергнуть!

И вовсе не потому, что никто из них не пытался этого сделать!

Разумеется, есть люди, отказывающиеся верить даже тогда, когда доказательства подобно полуденному солнцу очевидны и поэтому неотразимы. Они выдвигают собственные теории относительно того, что произошло на рассвете того воскресного дня. Мне кажется, что есть смысл рассмотреть некоторые из них. Думаю, это укрепит нашу веру.

Прежде всего, конечно, это история, которую еврейские руководители, узнав о том, что Иисус воскрес, побудили рассказать римских охранников, «…некоторые из стражи,

вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. Сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите,

что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; …Они, взявши деньги, поступили, как научены были.» (Матф.28:11-13,15).

В этой истории есть противоречие, которое сразу бросается в глаза. Если стражники спали, откуда они знают о том, что произошло? Такая версия более, чем что-либо другое говорит о растерянности первосвященников!

Нет. Эти римские солдаты не спали. Наказанием за сон на посту была смертная казнь, причем этот закон строго соблюдался. И, даже, если бы заснул кто-то один, не могли же

они спать все до одного!

Но если даже все они спали и, проснувшись, увидели (а иначе и не могло бы быть!), как ученики крадут тело Иисуса из гробницы, то разве не пустяшным делом для этих сильных римских воинов было бы расправиться с несколькими испуганными, невооруженными ученикам и Христа? Они легко могли бы задержать их!

А как быть с камнем, закрывавшем вход в гробницу? Здесь следует отметить интересную деталь. Общеизвестно, что переписчикам Священного Писания не разрешалось вносить в него какие-либо свои мысли, либо выделять что-то в самом тексте. Но им разрешалось записывать свои наблюдения на полях.

В одной из заметок на полях есть такие слова о камне: «Камень, который не могли откатить в сторону двадцать человек». Не кажется ли вам, что такую запись мог сделать

только тот, кто видел этот камень и был поражен его размерами и весом?

Вы можете себе представить, чтобы такое произошло — несколько учеников откатили в сторону огромный камень, не разбудив при этом спящих солдат?

Нет, в действительности все было иначе. Воины знали, что произошло. Они все видели. Они видели, как спустившийся на землю ангел словно игрушку без труда отвалил камень от входа в гробницу. Его не остановила и римская печать! Они видели, как Сын Божий вышел из гробницы и провозгласил над ней: «Я есть воскресение и жизнь»! Воины были потрясены и охвачены благоговейным трепетом, и могли рассказать первосвященникам только чистую правду!

Еврейские руководители не усомнились в их правдивости. Они даже не пошли к гробнице, чтобы удостовериться в истинности сказанного. Почему они сразу же не занялись

расследованием случившегося и не нашли исчезнувшее тело? Христианству был бы нанесен смертельный удар у самых истоков его!

Есть еще и такие, которые заявляют, что вся эта история с воскресением была ничем иным как мистификацией, зародившейся в умах учеников. Но в состоянии ли были

охваченные страхом люди, скрывавшиеся от евреев в верхних комнатах, не поверившие в воскресение даже, когда им об этом рассказали, люди, посчитавшие, свою веру в Иисуса ошибкой — способны ли они были на мистификацию? Вряд ли!

Есть и такое «объяснение» воскресения: когда женщины шли к могиле, было еще темно, и вот в темноте, да еще расстроенные и плачущие, они заблудились и пришли к другой

гробнице, а Иисус фактически лежал где-то по соседству. Но мог ли ошибиться ангел?

Если пустая гробница была чужой, легко было бы отыскать ту, в которой лежало тело Иисуса и показать его всем.

Есть и такие, которые уверяют, что Иисус не умер на кресте- Он лишь потерял сознание, а затем пришел в Себя.

Нет. Иисус действительно был мертв. После удара копьем, когда из тела потекли кровь и вода, никаких сомнений относительно Его смерти не осталось. А медицинская наука

говорит о том, что подобное истечение крови и воды полностью соответствует диагнозу смерти в результате распятия, когда жертва умирает от разрыва сердца. Именно это с Ним и произошло. Именно так Он умер.

Можно ли предположить, что человек, перенесший столько мучений и оскорблений, долгое время ничего не евший, человек, бывший на грани смерти в Гефсимании и настолько обессилевший, что упал под тяжестью креста, могли Он ожить в закрытой пещере?

Можно ли предположить, что Он мог совершить деяние нечеловеческой силы — отвалить камень, не разбудив при этом стражу? А затем смог уйти на израненных ногах?

Нет. Ни одно из всех «объяснений» воскресения не представляется достаточно достоверным или разумным. В истории с пустой гробницей более всего поражает молчание

врагов Христа, их полная неспособность объяснить это явление. И это говорит громче всего. Это оглушающе громкая тишина!

Что же сделал Бог? Зная об огромнейшей значимости воскресения, зная, что все остальное зависит от него и что все нападки сконцентрируются на нем. Бог позаботился устранить в этой истории все неясные места, способные породить неуверенность. Но недостаточно иметь уверенность. Недостаточно знать доказательства. Убежденность и приверженность — не одно и то же.

Пилат слышал о том, что Христос воскрес. И это тревожило его до самой смерти. Но знание не спасло его. Первосвященники знали, что воскресение действительно произошло, но единственное, на что они направляли свои усилия, — это исказить известие. Знание не изменило их сердца!

Фома слышал о воскресении. И не поверил. Но когда он воочию увидел пронзенные руки Спасителя, он уверовал. И склонился у Его ног в молитве!

Небольшая группа последователей Иисуса, исследовав доказательства не только поверила, но вера их стала действенной. Благодаря воскресению их вера стала настолько

твердой, что они готовы были пойти даже на смерть! И вы можете иметь такую же веру!