Герменевтика

В этой части мы попробуем дать ответы на эти вопросы. Нас интересует герменевтика Писания в этике. Слово герменевтика происходит от греческого слова «hermeneuoo», которое значит «толковать» или «переводить». Как мы толкуем Писания, когда ищем ответы на этические вопросы? Как мы относимся к Писанию, когда хотим знать, что Бог требует от нас сегодня? Говоря о герменевтике, я исхожу из «старого» значения этого термина: я полагаю, что верующий, ведомый Божьим Духом, способен понимать Божье Слово. Это не может происходить в изоляции. Я читаю Писание в церкви, «со всеми святыми» (Еф. 3:18). Я верю, что Божье Слово критикует и меня, чтобы я постоянно мог исправлять себя.

В современной герменевтике обычно все несколько по-другому, потому что здесь герменевтика направлена на само-понимание человека. Сейчас вопрос уже состоит не в том, что точно значит текст, произнесенный в прошлом и имеющий силу для настоящего, но могу ли я объяснить этот текст так, чтобы он непосредственно повлиял на меня.

Следующий пример поможет понять это лучше. Если кто-то уже не верит в телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, в Его вознесение и возвращение — потому что современный человек просто уже не может принимать подобные вещи буквально, тогда этот человек постарается дать объяснение библейскому отрывку, соответствующее тому, во что он верит.

Именно это произошло и с заповедями в Библии. Когда кто-то считает, что осуждение гомосексуальных отношений – это уже нечто устаревшее, то он постарается объяснить библейский запрет таких отношений тем, что ранее этот запрет имел значение для развития человека, но сегодня это уже так. Например, Левит 18:22 запрещает гомосексуальные отношения, которые были определенным препятствием на пути прироста населения Израиля. Но сегодня мы считаем эту заповедь просто неуместной. Скоро мы уже будем говорить о перенаселении и о том, что исходя из этого, гомосексуальные отношения чуть ли не достойны одобрения. Может быть, в прошлом гомосексуальные отношения были помехой для развития человека, но сегодня все изменилось. И по этой причине, согласно сторонникам гомосексуальных отношений, Писание не возражает против современных форм гомосексуальной «дружбы».

Просто поразительно, какие экзегетические «фокусы» может выкидывать современная герменевтика. Писание должно приспосабливаться к современному человеку, вместо того, чтобы сам человек приспосабливал себя к Писанию. Герменевтика идет от современного человека к Писанию, а не наоборот. И такая герменевтика уже не дает возможности Писанию критиковать современного человека.

Такой факт представляет собой основу для убеждения, что Писание уже не содержит божественного откровения, а вместо этого представляет собой собрание религиозного и человеческого опыта. Все сосредоточено на человеке и направлено на человека.

Наше отрицание такой современной герменевтики все еще не гарантирует, что мы всегда будем давать возможность Писанию говорить то, что оно должно сказать нам. Далее я хочу обратить внимание на опасность библицизма, которым все еще «увлекаются» многие христиане. Кто-то искренне может желать полностью подчиниться авторитету Божьего Слова, и все равно при этом ошибочно использовать Писание — так, как будто бы он чревовещатель.