11. Смиренный ответ на испытания

Пожалуй, самый трудный пункт в моём списке – тот, что проникает глубже всего, кажется самым трудновыполнимым и который скорее вызывает отклик: «Легче сказать, чем сделать» — это: смиренно реагируй на испытания.

Чтобы помочь нам преодолеть трудности, я должен представить вам, при помощи Писания, того, для кого жизнь не имела смысла, того, на чьём горизонте был один лишь ужас и страшные страдания для него и Божьего народа, но кто всё же научился смотреть в божественной перспективе на страдания и испытания – перспективе, что полностью преобразовала его из того, кто постоянно жалуется и задаёт вопросы в того, кто славит Бога с полным доверия сердцем.

Страдания неизбежны

Чтобы помочь нам погрузиться в эту божественную перспективу, я приглашаю вас присоединиться ко мне и предстать пред лицом Аввакума. Я имел счастье провести много времени в компании этого пророка, и это был поистине смиряющий опыт.

Я уверен, что всем нам нужно увлечённо выслушать Аввакума так, чтобы мы могли подражать его примеру, когда наши обстоятельства кажутся противоречащими характеру и обетованиям Бога. И позвольте заверить вас вот в чём: в какой-то момент вашей жизни вы познаете те обстоятельства, что покажутся противоречащими характеру и обещаниям Бога, если, конечно, не познали до сих пор. В какой-то момент, ваша жизнь покажется бессмысленной.

В различной степени, страдания неизбежны для всех нас. В своей книге «Доколе, Господи?» Д.А.Карсон напоминает нам: «Правда в том, что всё, что мы должны делать – это жить, и на протяжении всей жизни мы будем испытывать страдания. Это суровая действительность».

Карсон продолжает: «Мы не размышляем о зле и страданиях столько, сколько нужно до тех пор, пока сами не столкнёмся с трагедией». Действительно, нам следует стремиться освоить библейский взгляд на страдания как можно раньше, чтобы быть готовыми к ним и выстоять, когда они придут. Поэтому решающий вопрос, оставшийся без ответа, не в том, будем ли мы страдать, но какова будет наша реакция, когда мы будем испытывать скорби.

Аввакум, как тот, кто много размышлял о зле и страданиях, может сильно помочь нам здесь. Он позволил своему собственному взгляду измениться, поэтому недолго жил с неверными ожиданиями. Он был преобразован при помощи божественного взгляда, что приготовил его к страданиям, намного более серьёзным, чем вы и я когда-либо испытывали.

Даже сейчас вы, возможно, испытываете тяжесть горя. К этому самый моменту вы, возможно, уже в полной мере познали те страдания, которые я никогда не испытывал. Если так, то Аввакуму есть, что сказать вам, чтобы утешить и поддержать вас. А если вы в настоящее время не испытываете страданий, – чтобы подготовить вас к ним, ведь они неизбежны.

Смущённый и сетующий

Когда мы в первый раз встречаемся с Аввакумом, мы видим перед собой благочестивого, но смущённого пророка, приносящего жалобы Богу: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь?» (Аввак.1:2)

Он смущён, потому видит отступничество, непослушание и угнетение Божьего народа, к чему Бог, кажется, относится слишком терпеливо. «Для чего даешь мне видеть злодейство?» — говорит Аввакум (1:3). Он обвиняет Бога в том, что Он безответственно бездействует, в то время как «нечестивый одолевает праведного», и «суд происходит превратный» (1:4).

Мы должны помнить, что Бог – Единственный, Кто Свят, и Он ни в коем случае не обязан отвечать на сетования такого грешника, как Аввакум. Но Бог отвечает. Он даёт Аввакуму знать, что намеревается дисциплинировать Свой народ, но не так, как, возможно, ожидал Аввакум. Чтобы наказать и очистить Свой народ, Бог собирается допустить вторжение вавилонян (халдеев) – гордый, безжалостный, безбожный народ.

Это глубоко потрясло всю богословскую систему Аввакума. Как может святой Бог использовать такой ужасный способ, чтобы дисциплинировать Свой народ?

Аввакум продолжает сетовать. Он взывает к Богу: «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (1:13) И он снова обвиняет Бога в пренебрежении Своими стандартами святости и праведности. Божий план кажется несовместимым как с Его характером, так и с Его обетованиями.

Бог снова отвечает, и Его ответ – поистине величайшее проявление милости по отношению как к Аввакуму, так и к каждому из нас. Это ответ, изменивший Аввакума, — перемена, которая будет в полном объёме представлена нам в конце этой небольшой книги, и то, что соответствует каждому из нас, кто отвернулся от своих грехов и доверился Спасителю, Иисусу Христу.

Первая часть Божьего ответа сосредоточена на заявлении: «Праведный своею верою жив будет» (2:4) – хорошая новость для нас. Вера в Бога – это ключ к приобретению божественного взгляда на сложности и трудные обстоятельства.

Во второй части Аввакум узнаёт от Бога, что гордый человек в конце концов не будет преуспевать, будь это хоть израильтянин, хоть вавилонянин. Намерения Бога в конечном счёте будут исполнены: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (2:14).

Кульминацией Божьего ответа пророку являются эти внушающие страх слова: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (2:20)

Эта встреча изменила сердце Аввакума перед Богом. Потому что в начале третьей и последней главы этой короткой книги мы видим, что тот пророк, каким он является на данный момент, уже не имеет ничего общего с тем, кого мы видели в первой и второй главах. Он был преобразован из задающего вопросы в возносящего молитвы, из запутавшегося в уверенного, из недоумевающего в доверяющего Богу.

Вот так сюрприз! Катастрофическая перемена произошла в сердце Аввакума, несмотря на то, что его обстоятельства не имели абсолютно никаких улучшений. По сути ничего вокруг не изменилось, но для сердца Аввакума изменилось всё. Он уже не выглядит гордым; его душа больше не мнит о себе неизвестно что. Вместо этого он смиренно доверяет Богу. Узнав от Бога, что праведный живёт своей верой, Аввакум стал примером и олицетворением такой веры. Вера – это воистину то, чем он живёт теперь.

В третьей главе представлены три особые характеристики этого преобразования, и они символизируют три особенности того, кто действительно смирен перед Богом. Такая личность – (1) молится Богу, (2) ожидает ответа от Бога, (3) радуется в Боге. Аввакум явил нам все три особенности.

Богоцентричная молитва

Обратите внимание на заявление, с которого начинается третья глава: «Молитва Аввакума пророка». Аввакум больше не задаёт Богу вопросы, но смиренно молится Богу.

Изучите содержание его молитвы. Она не сосредоточена на его собственных нуждах, или на смущении и жалобах на злодеев или на вавилонян; она, скорее, является богоцентричной.

Мысли Аввакума наполнены Богом, и теперь он горит Его делами и намерениями в истории: «Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его» (3:2).

Аввакуму были обеспечены страдания. Бог ясно дал понять, что нападут вавилоняне, и будет некуда бежать, негде спрятаться. Аввакум наряду с другими людьми будет страдать. И всё же, о чём он молится в том стихе? «Господи!…во гневе вспомни о милости» (3:2). Его просьба о милости является центром молитвы об исполнении Божьих намерений.

Сосредоточенность на спасении, а не на страданиях

На протяжении всей молитвы в этой главе Аввакум укрепляется в вере через исторический обзор решающих событий в истории спасения Израиля, делая акцент на Исходе. Он рассматривает, как Бог на протяжении всей истории расправлялся с противниками Израиля, и выражает веру в то, что Бог в конечном итоге совершит то же с вавилонянами. Он знает, что Бог поступит решительно, чтобы освободить Свой народ – «для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» (3:13).

Обратите особое внимание на выразительное начало этого обзора Божьей работы: «Бог…грядёт…» (3:3). Аввакум больше не считает, что Бог безразличен к Своему народу. Нет, Бог грядёт! Он никогда не бездействовал в прошлом, не бездействует сейчас, и не будет бездействовать в будущем.

Разве это не та же самая истина, заключённая в личности и действиях нашего Спасителя, лежит в основе нашей собственной истории спасения? «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28). «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10).

Послушайте свидетельство вашего Спасителя: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17). «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн.10:10). «Я исшел от Отца и пришел в мир» (Иоанн.16:28). «Я свет пришел в мир» (Иоанн.12:46). «Япришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Иоанн.18:37). «Вот, иду…исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:7).

Бог пришёл к нам! Наш Спаситель пришёл!

Поэтому спросите себя вот о чём: чем наполнены ваши молитвы, когда вы сталкиваетесь с трудностями и испытываете страдания?

Если это главным образом просьба об облегчении страданий, тогда, пожалуйста, знайте, что это по-библейски. В этом, безусловно, нет ничего небиблейского. Бог в Писании поощряет нас молиться для облегчения страданий (как молился Павел во 2 Кор.12:8). Но всё же, в молитвах на этом не следует концентрировать внимание только на этом.

Спокойно ожидая

Аввакум подаёт пример не только молитвы, но ещё и терпения. Он говорит: «Я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его» (Аввак.3:16). Бог обещал дисциплинировать Свой народ, Он обещал осудить вавилонян, и Он обещал наполнить землю Своей славой; поэтому Аввакум смиренно ожидает и уверен в исполнении каждого обещания, будь это как осуждение, так и благословение.

Помните, что Аввакум ничего не знал о Божьем выборе времени. Он не знал ни часа, ни дня, ни месяца, он не знал даже года – и естественно, не знаем и мы. И хотя мы находим в Писании Божьи обетования, они не несут в себе определённых дат и времени. Поэтому когда кажется, что наши обстоятельства противоречат характеру и обещаниям Бога, мы склонны заключать Его во временные рамки и требовать, чтобы Он исполнял Свои обещания в соответствии с ними.

Пример Аввакума отличается от этого. Он спокойно ожидает – а для этого требуется вера. Вера требуется, чтобы спокойно ожидать того, что обещано Богом, независимо от дат.

Какое обещание ещё не исполнилось в вашей жизни? Брак? Беременность? Выздоровление? Продвижение по службе или новая должность? Спасение того, кого вы любите? Будете ли вы, подобно Аввакуму, спокойно и смиренно ожидать исполнения Божьих обещаний? Если Аввакум мог спокойно ожидать божественного действия в том великом масштабе, что имел в поле зрения, то, конечно, вы и я можем тихо согласиться с Божьим графиком в наших относительно небольших жизнях.

Пожалуйста, не поймите это неправильно. Ожидание – это не отказ от чего-либо; ожидание – это живое доверие Богу, что Он обеспечит исполнение в самое лучшее время, в соответствии с Его конечным намерением прославить Своего Сына. Да, праведный человек будет жить верой, – а вера призывает ждать.

Смиренная радость

Наконец, сосредоточьте свой взгляд и всё внимание на одном из самых потрясающих и удивительных мест во всём Писании, которое расположено в конце книги Аввакума:

Хотя бы не расцвела смоковница

и не было плода на виноградных лозах,

и маслина изменила,

и нива не дала пищи,

хотя бы не стало овец в загоне

и рогатого скота в стойлах, —

но и тогда я буду радоваться о Господе

и веселиться о Боге спасения моего.

(Аввак.3:17-18)

Не забывайте, что Аввакум имеет в виду не просто потерю славного пасторского места. Он говорит о полном разрушении его страны и о лишении средств к существованию. Обстоятельства, что он предвидит, — пугающие, даже ужасающие.

«Хотя» в начале этого отрывка – не чисто гипотетическое; Аввакум чётко осознаёт остроту страданий, что он и его родная страна испытают, когда вавилоняне завладеют ими. Это будет означать потерю не только всех удовольствий, но всего необходимого – в том числе полное лишение пищи. Аввакум отнюдь не был несведущ в том, каким способом вавилоняне завоёвывали земли: они грабили страну, захватывали и выводили людей. Это была реальность, перед лицом которой оказался Аввакум.

И какова его реакция?

«Но и тогда я буду радоваться».

Вот окончательное разрешение того конфликта, что разразился в душе пророка в начале первой главы. Аввакум наконец освободился от поверхностного, временного счастья. Источником и объектом его радости является Сам Бог: «но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». Аввакум нашёл настоящую радость, которая выходит за пределы обстоятельств и существует даже среди тяжёлых страданий – радость, которую можно найти только в Боге. И только в Нём Одном мы можем найти радость среди наших тяжёлых страданий.

Не игнорируя реальность страданий, Аввакум всё же перевёл своё внимание с них и установил свой пристальный взгляд на более серьёзном и остром вопросе спасения. Он отвернулся от временных трудностей, чтобы найти радость в «Боге спасения моего», в Боге, который избавляет его не только от настоящего осуждения, но, что более важно, от осуждения будущего. Вот почему он способен петь.

Ваша реакция на страдания

Итак, о чём вам известно больше? О ваших страданиях или о вашем спасении, о «столь великом спасении[4]» (Евр.2:3), что мы имеем в Иисусе Христе?

Я допускаю возможность, что вы уже в полной мере познали те страдания, которые никогда не испытывал я, и вы могли бы сказать: «Кто вы такой, что рассказываете мне о страданиях?» Если ваша реакция такова, то я могу понять вас.

И если ваша реакция такова, то позвольте мне сказать с искренней заботой и состраданием, что если вы внимательно выслушаете Аввакума, то сможете приподняться над трудностями и научитесь находить радость в самом неожиданном месте.

Я ни в коем случае не преуменьшаю ваши страдания и боль; если бы я мог каким-то образом провести время лично с вами, надеюсь, вы бы увидели, что я чуток и готов поддержать вас в трудностях. Но я также хочу помочь вам приобрести тот божественный взгляд, что окажет существенную помощь и произведёт эффект, преобразующий вашу жизнь намного лучше, чем это сделает простое сочувствие. Если в своих страданиях вы откроете для себя тот божественный взгляд, что открыл Аввакум, то сможете испытать катастрофическую перемену, которую ощутил он в своём сердце и в своей жизни – перемену настолько поразительную, что сможет сделать вас просто неузнаваемыми для друзей и семьи.

Вот что обнаружил Аввакум: те, кто знают истинную радость среди страданий – это те, кто признают, что в этой жизни наши страдания никогда не будут глобальнее или серьёзнее, чем наши грехи. Как писал Джонатан Эдвардс: «Какими ничтожными являются величайшие скорби, что мы испытываем в этом мире…по сравнению с тем, чего мы на самом деле заслуживаем!» Это и есть божественный взгляд на страдания. Несмотря на серьёзность страданий, что мы испытываем в своей жизни, они всегда будут меньше того, что мы заслуживаем по нашим грехам.

Итак, какова наша реакция, когда обстоятельства кажутся нам противоречащими характеру и обещаниям Бога? Каков будет наш отклик, когда будет казаться, что Бог безразличен к нам, что Он слишком терпелив по отношению к греху и отказывается облегчить наши страдания? Какой будет наша реакция, когда жизнь покажется бессмысленной?

Будем ли мы похожи на Аввакума из глав 1 и 2? Или же мы будем иметь больше сходств с изменённым пророком из главы 3? Будем ли мы больше сетовать? Или доверять? Будем ли мы реагировать на трудности с гневом, или с негодованием, или с возмущением – или будем просить Бога о том, чтобы иметь силы славить Его в страданиях и через них?

Отсутствие гнева

Прежде чем мы пойдём дальше, позвольте проиллюстрировать преобразующий эффект божественного взгляда с помощью истории из жизни моей старшей сестры Шэрон.

Несколько лет назад на Рождество, когда вся наша большая семья собралась на празднование, муж Шэрон, Дэйв, упомянул о некоторых физических трудностях, которые он испытывал, поэтому я собрал всех членов семьи, чтобы помолиться о нём. Никто даже не подозревал, в чём причина и какова степень тяжести тех симптомов, что он описал; приблизительно через неделю Дэйву поставили диагноз – опухоль головного мозга.

Это была особо агрессивная опухоль, как мы вскоре узнали. После операции и безуспешной химиотерапии прошло немного времени, прежде чем Дэйв был переведён из обычной больницы в госпиталь для безнадёжных больных, чтобы ждать того, что теперь было неизбежно и должно было случиться уже скоро. В следующем июле Дэйв отправился к Своему Господу.

В течение этих последних недель, кровать Дэвида стояла в центре их гостиной комнаты, где его посещало множество заботливых людей. Шэрон часто сидела рядом, гладила его волосы, и, несмотря на то, был он в сознании или нет, рассказывала на ухо своему «дружище», каким чудесным, благочестивым мужем и отцом он был.

Однажды у них в гостях был родственник Дэйва, не являющийся христианином. Когда он увидел, как Шэрон заботится о нём, и подумал о родственниках и детях, которые останутся без Дэйва, гнев как будто выплеснулся из него – гнев, направленный на Бога, в которого верили Дэйв и Шэрон.

Он спросил Шэрон: «Почему ты не рассержена?»

Она повернулась к нему и ответила чистым Евангелием: «Дэйв заслуживал ада за свои грехи, также как ты и я, и всё же Бог, по Своей милости, простил его, благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. Дэйв собирается уйти в небеса», — сказала она. «Как я могу сердиться на Бога за то, что Он хочет забрать его на небеса?»

Это был ответ, которого он наверняка не ожидал и который он, несомненно, никогда не забудет.

После смерти Дэйва, Шэрон попросила меня принять участие в служении в память о Дэйве. И – как это было свойственно моей сестре – она попросила меня: «Я хочу, чтобы ты проповедовал Евангелие». Она предупредила меня о присутствии большого количества неспасённых людей, собирающихся придти на служение – и проповедь Евангелия, как она заверила меня, является тем, чего бы хотел Дэйв.

И хочу вам сказать, что это была самая трудная вещь из тех, что я когда-либо делал. Когда шло служение, я старался держаться, чтобы не сорваться: и когда я сидел на показе видео и обзора его жизни, и когда слушал его детей, поднимающихся перед этой огромной толпой и выражающих почтение своему отцу. Но когда подошла моя очередь выйти, чтобы изложить Евангелие, то всё, чего я хотел тогда – это сесть и заплакать.

Но я собрался с силами, чтобы встать перед друзьями Дэйва и перед семьёй. «Знаете, — сказал я, — нам хочется не обращать внимания на смерть; нам не хочется смотреть ей в лицо. Но мы не можем отвернуться от настоящего, не так ли? Смерть смотрит прямо в наши глаза – и мы должны оглянуться назад». Я рассказал им о Божьем гневе и о том, как Спаситель принял этот гнев на себя, чтобы грешники, подобные вам и мне могли иметь прощение. После чего я предложил им отвернуться от своих грехов и довериться Спасителю.

Моя сестра проявила глубокий божественный взгляд на страдания, что оказывается таким трудновыполнимым для большинства из нас. Шэрон заботили не её собственные страдания – реальные и причиняющие боль, каковыми они являлись. Вместо этого, она была сконцентрирована на действии Божьей благодати. Эта благодать, через Спасителя, дала спасение её мужу и силу выстоять в горе ей самой, и она хотела, чтобы и другие услышали эту благую весть о нашем Спасителе.

Я – не эталон

Одной из моих трудностей в разговоре на эту тему является то, что я не считаю себя примером переживания таких суровых страданий. Я не уверен, что мои страдания были когда-либо столь же значительны. И тем более, зачастую, когда я испытываю даже небольшие трудности, я намного больше похожу на сетующего пророка Аввакума из главы 1, чем на него же из главы 3. Вместо того чтобы молиться и концентрироваться на Божьей славе, стремиться распознавать Его цели, прибегать к Нему, чтобы славить Его в трудностях и через них, я лишь задаю вопросы, жалуюсь и требую облегчения.

Поэтому здесь я не являюсь блестящим примером. Вместо этого, я побуждаем примером Аввакума и хочу всё больше походить на него. Если бы эта глава была обо мне, я бы не написал этого. Но она не обо мне; она об Аввакуме, и, конечно же, о нашем Спасителе. Ведь поражает не то, что вы и я сталкиваемся со страданиями в нашей жизни; а то, что Он пострадал вместо нас. Почему Этот Невиновный пострадал за наши грехи? Это невозможно объяснить, но возможно принять. Благая весть заключается в том, что Этот Невиновный был казнён вместо грешников, таких как вы и я, и потом воскрес из мёртвых, разрешив тем самым величайший спор и конфликт в нашей жизни.

Вера Аввакума в ответ на обещанное Богом спасение опережает совершенное обетование о спасении через Христа, что мы можем видеть и знать как исторический факт. Д.А.Карсон напоминает нам об Иове — ещё одной личности Ветхого Завета, — который испытал величайшие страдания: «В самое тёмное для нашей души время, у нас есть нечто, что даёт сил держаться, — о чём Иов никогда не знал. Мы знаем распятого Христа. Христиане знают: когда кажется, что вокруг ничего не говорит о Божьей любви, всегда есть доказательство креста».

Мы оглядываемся на распятого Христа и можем радоваться, зная о силе Господа, что описывает Аввакум в заключительных строках книги:

Господь Бог — сила моя:

Он сделает ноги мои как у оленя

и на высоты мои возведет меня!

(Аввак.3:19)

Аввакум поднялся над собой, и мы можем сделать это подобным образом. Мы столкнёмся с труднопроходимыми местностями, но эти горы и высоты могут быть использованы как подходящие моменты, чтобы ощутить Божью силу и упорно продолжать ради получения благодати – поскольку мы смиренно молимся, смиренно ожидаем и смиренно радуемся.