II. Великая перемена

Наш Спаситель и секрет истинного величия.

3. Новый взгляд на величие

Чарльз Сперджен однажды проповедовал о безрассудстве гордости, называя её «безосновательной вещью», «неразумной вещью», а также «самой безумной вещью, что только может существовать».

Но, несмотря на явные нелепость и безрассудство гордости, она отчётливо показывает своё упрямое присутствие во всех нас. Даже ученики Иисуса не были освобождены от неё; больше того, они были великими гордецами.

Кто больше?

Гордость была особенно очевидна в жизни учеников, в их стремлении к собственному величию и признанию. Это стремление не было скрытым и от случая к случаю. По их собственным рассказам, оно был явным и очевидно продолжительным.

Заметьте, к примеру, что мы читаем в Мар.9, когда ученики ходили вместе с Иисусом. «Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?» (Мар.9:33).

Но ученики «молчали» — вне всякого сомнения, от смущения и стыда, «потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (ст.34). Люди, которых Иисус интенсивно обучал, чтобы сделать каждого из них примером смирения и служения, были вовлечены в ссору с выяснением их положения друг относительно друга.

Иисус знал сердце каждого из них так же, как Он знает наши сердца. Поэтому Он сразу же обращается к их эгоистичному честолюбию: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:35).

Иисус коренным образом перевернул понимание величия. Но Его взгляд не был принят.

Смелый вопрос

В Мар.10 мы находим братьев Иакова и Иоанна, идущих к Спасителю в стороне от остальных учеников. В очевидном согласии друг с другом относительно их собственного величия, два брата подходят к Иисусу с особенной просьбой.

Очевидно, Иаков и Иоанн полагают, что Спаситель разделяет их высокомерную самооценку, потому что они абсолютно не испытывают недостатка в уверенности в том, чего они просят. «Учитель, — сказали они, — мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они ответили Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:35-37).

Марк уже поведал нам, что Иисус с учениками шёл в Иерусалим, где Иаков с Иоанном и другие ожидали немедленного основания Царства Спасителя, сильного как в военном, так и в политическом отношении. Таким образом, Он войдёт «в Свою славу», а два брата займут лучшие места в Царстве. Они, несомненно, предполагали, что такие видные места является подобающими в свете их очевидного превосходства. «Давайте разрешим этот вопрос прямо сейчас», — казалось, говорили они. «Кто больше? Мы больше! И, Учитель, мы хотим, чтобы Ты признал этот факт, позволив нам сесть по обе стороны у Тебя».

Эгоистичные желания этих сердец налицо. Нет ничего скрытного в их просьбе. Они не просят о вере, чтобы вынести Его мучения. Они не просят о счастье быть для Него опорой в страданиях. Они просто-напросто хотят быть известными. Иаков и Иоанн рассматривали величие как положение и власть, и они желали получить всё это. Они хотели уважения, оваций и значимости. Для их переполненных гордостью сердец Иисус – всего лишь способ достижения их собственных целей.

Этот ни в коем случае не оправдывает других учеников, потому что, как это ни грустно, но остальные десять не особо отличаются. Они каким-то образом узнают о просьбе Иакова и Иоанна и «начинают негодовать» на них (41ст.), показывая тем самым, что в их собственных сердцах присутствуют не только эгоистичные желания, но ещё и самоправедность.

Видите ли вы себя в этой истории? Временами это так свойственно нам – осуждать учеников, но не в состоянии разглядеть наше собственное лицо в их портрете. Они обсуждали по дороге, кто из них больше; мы же можем не рассуждать об этом в открытую, но разве мы не вступаем в подобные дискуссии каждый день в наших мыслях? Если мы с вами похожи, значит и вы тоже сравниваете себя с другими и ищете возможности потребовать признания вашей большей значимости, — так же, как это делали ученики.

Новое определение

К счастью, Иисус милостиво и нежно обходится с нашими сердцами, пропитанным насквозь гордостью, также как Он был милостив и нежен с заблуждающимися апостолами. Мы читаем в Мар.10:42: «Иисус же, подозвав их…» Чувствуете ли вы терпение и любовь Спасителя, проявляемые к ним и Его обещание учить их тому, в чём они так отчаянно нуждаются?

Первым делом Он напоминает о том, что все они наблюдали уже в течение долгих лет римской оккупации: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими». Затем Спаситель говорит об обратном: «Но между вами да не будет так». Я нахожу нечто особенно завораживающее и поучительное в Его следующих словах, — в том, что Иисус абсолютно не критикует желание быть великим и не запрещает стремиться к нему. Напротив, Он сосредоточивается на этом стремление, давая ему новое определение и проясняя его: «а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (43-44ст.).

Нам всегда необходимо слушать внимательно, когда словосочетание «да будет»[1] появляется в Писании. Оно указывает нам на что-то, что обязательно, что-то, что необходимо. «Вы хотите быть великими?» Иисус говорит: «Хорошо, вот то, что должно произойти. Необходимо, чтобы ты стал слугой для других; это означает ни что иное, как стать рабом для каждого».

Помните, что Тот, Кто стоит здесь и делает это заявление, Сам является примером истинного величия. Иисус ясно даёт понять: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (45ст.).

В своих превосходных комментариях на это место, Уильям Лан отмечает, что Иисус подразумевает переворот в человеческом понимании величия и своего положения.

Здесь имеет место глубокий исторический переворот, который должен произойти в жизни каждого из нас, чтобы мы имели хоть какую-то возможность обрести истинное величие в глазах Бога.

Это означает перевернуть с ног на голову наши привычки и мирские стандарты величия.

Это повсюду вокруг нас

Разница просто не может быть более явной.

В нашем обычном, греховном понимании стремление к величию выглядит так: человек, движимы поиском личной выгоды, собственного удовольствия и ложного ощущения самодостаточности, стремится прославить самого себя.

Отличие от стремления к истинному величию, которое имеет библейское определение, состоит в служении другим ради прославления Бога. Это подлинное выражение смирения; это истинное величие, — такое, каким его определяет Спаситель.

Заметили ли вы какой-нибудь пример смирения в последнее время? Следующие примеры взяты из моих наблюдений и опыта.

Это Брайс, благочестивый подросток, который чтит своих родителей и заботится о младших братьях и сёстрах, в том числе и о брате Эрике, страдающем от аутизма.

Это Тереза, одинокая женщина, обладающая невероятно заразительным смехом, которая жизнерадостно служит множеству семей в нашей церкви.

Это Трей, пастор и мой друг, который служит помощником пастору – своему сыну Ричу.

Это Эрик, преуспевающий бизнесмен, который добровольно вызвался служить каждое воскресенье, паркуя подъезжающие к церкви машины.

Это моя дочь Кристин, которая не покладая рук, работает по дому, заботясь о своём муже Бриане и о трёх их мальчиках.

Это Дик, одинокий мужчина, работающий на почте и живущий просто, чтобы иметь возможность щедро жертвовать деньги семьям, которые хотят взять приёмного ребёнка.

Это Кен, отец, который оставил свою работу и всё, к чему привыкла его семья, и переехал на другой конец страны, чтобы они могли посещать более сильную поместную церковь.

И, наконец, Берни и Перл, пара, которая в свои 80, несмотря на ограниченные возможности в плане здоровья, вложили свои сердца и души в малую группу, которую вёл Берни. Сейчас они пребывают в радости со Спасителем.

Истинное величие повсюду вокруг нас. Вопрос лишь в том, видим ли его мы? Или, что важнее, стремимся ли мы к нему? Эти примеры, как и тысячи других показывают, что значит быть великим в газах Бога – смиренно служить другим ради Его славы.

Итак, мы имеем два противоположных определения: величие, имеющее обычное греховное значение против величия, имеющего библейское значение. Конфликт между этими значениями продолжается и по сей день. Яростная битва идёт в наших собственных сердцах. Мы отчаянно нуждаемся в освобождении. И это обетование свободы от гордости, которым обнадёживает нас Иисус.