III. Наше великое стремление

Практика истинного величия.

5. В начале каждого дня

Какая страшная мысль: восторгаться смирением возможно, даже будучи гордецом. Я вполне осознаю, что это возможно для меня даже сейчас, когда я преподаю смирение, – ведь в моем сердце присутствует гордость. И в этот момент вы можете обманывать себя, думая, что уже добились успехов в борьбе с гордостью, просто потому что вы читаете книгу о смирении (хотя я надеюсь, что это не правда!).

Наша нужда в целенаправленном применении

Быть просто вдохновлённым обетованием смирения или значением истинного величия недостаточно; также как недостаточно просто знать об опасности гордости. Если мы хотим иметь значительные изменения в наших жизнях, если мы хотим добиваться успехов в ослаблении гордости и проявлении смирения, то нам необходимо целенаправленное применение истины, – усилия и стремления, исходящие от нас, которые Бог будет использовать для того, чтобы освятить преобразования в наших жизнях.

Вспомните ещё раз мудрое замечание Джона Стотта: на каждом этапе нашего духовного роста и развития, и в каждом аспекте нашего служения и выражения покорности нашим самым большим противником является гордость, а самым большим союзником – смирение.

В этом меня убедило Писание и, основываясь на этом достоверном утверждении, я должен поразмышлять, каким образом я могу ежедневно усердно и обдуманно ослаблять моего самого большого врага и подкреплять самого большого друга – побуждаемый благодатью в тени креста.

Практическая стратегия

В оставшейся части этой книги я хочу рассмотреть с вами список практических способов, используемых мною для ослабления гордости и взращивания смирения – чтобы помочь себе трепетать перед Его Словом и стремиться к истинному величию.

Пункты в этом списке не являются чем-то, что я набросал в течение последнего месяца или около того, но чем-то, что я начал потихоньку разрабатывать несколько десятилетий назад. Это началось как стремление, которое постепенно и постоянно воздействовало на моё сердце и мой разум в течение последних тридцати лет моего стремления к возрастанию в благодати. И они доказали свою эффективность.

Ради вашей же пользы, отнеситесь к пунктам моего списка не как к требованиям, но как к рекомендациям – советам для вашего рассмотрения. Не думайте, что я пытаюсь вызвать вас на состязание со мной. Это всё для вашего рассмотрения и размышления; после их анализа вам необходимо составить ваш собственный список.

И позвольте мне убедить вас в этом: вам следует иметь свой список. Вы должны быть целеустремлёнными. Каждый день вам следует планировать, каким образом вы сможете нанести поражение вашему самому большому врагу, и как будете поддерживать самого большого друга.

Некоторые из пунктов в моём списке относятся к ежедневной практике, — это относительно короткие действия, которые каждый может выполнять регулярно. Я считаю их способом дисциплинировать свой день или распорядок, чтобы трепетать над Божьим Словом, ослаблять гордость и развивать смирение. Другие пункты в этом списке требуют больше времени и старания; это долгосрочные стремления, которые могут растянуться на год или два или даже больше, но с той же целью – поразить гордость и укрепиться в смирении.

Размышляйте над чудом креста

Самый постоянный и полезный для меня пункт: размышляй над чудом креста Христова. Я верю, что это будет самой важной привычкой и для вас тоже. Чтобы быть по-настоящему серьёзными и решительно настроенными на умерщвление гордости и достижение величия, вам необходимо ежедневно рассматривать дивный крест, на котором умер Царь Славы.

«Заполните ваши привязанности крестом Христа, — писал Джон Оуэн, — это не оставит места для греха». В том числе и для гордости.

Мартин Ллойд-Джонс писал о надёжном способе стремления к смирению следующее:

«Я знаю только одно, что повергает меня на землю и уничтожает в пыль, и это взгляд на Сына Божьего, и в особенности — созерцание Его креста».

Когда я рассматриваю дивный крест,

На котором умер Царь Славы,

Всё моё богатство кажется пустым местом,

Высмеивающим мою гордость.

Ничто больше не способно сделать этого. Когда я вижу, что я грешник…и что никто, кроме Сына Божьего не может спасти меня, я смиряюсь до состояния пыли… Ничто, кроме креста не может дать нам этот дух смирения».

Джон Стотт помогает нам понять, почему крест оказывает такое мощное действие:

«Всякий раз, когда мы смотрим на крест, Христос как будто говорит нам: «Я здесь из-за тебя. Я несу твои грехи, Я страдаю из-за твоего проклятия, Я плачу твой долг, Я умираю твоей смертью». Никто в истории и ничто во вселенной не сбивает с нас спесь так, как это делает крест. Все мы имеем раздутое мнение о себе, особенно о собственной праведности до тех пор, пока не посетим место под названием Голгофа. Здесь, у подножья креста, мы сдуваемся до нашего истинного размера».

Мне посчастливилось однажды провести около часа с Доном Карсоном, библейским учёным и преподавателем Евангельской семинарии «Тринити». В ходе нашей беседы он рассказал мне об одной встрече с покойным Карлом Генри, возможно, самым выдающимся богословом второй половины двадцатого века. Доктор Генри был охарактеризован не только как выдающаяся личность, но и как смиренная личность – редкое сочетание. Поэтому Доктор Карсон спросил, каким образом ему удаётся оставаться смиренным на протяжении многих десятилетий.

Слушая д-ра Карсона, я сел прямо, взял ручку и лист бумаги, и приготовился записать ответ Карла Генри. Он был таким: «Как кто-то может оставаться высокомерным, стоя у креста?»

После того разговора прошло уже много времени, а я до сих пор думаю об этом: «Отец, я хочу стоять так близко к кресту, как это только возможно, потому что слишком трудно оставаться высокомерным, стоя там».

Крест никогда не льстит нам. Стотт также писал: «Удаляя от нас лесть, крест разрушает нашу самоправедность, и мы можем стоять рядом с ним только со склонённой головой и сокрушённым духом».

Чтобы в дальнейшем помочь вам ежедневно становиться всё ближе к кресту, я рекомендую прочитать «Крест Христов» Джона Стотта или «Евангелие для настоящей жизни» Джерри Бриджеса. Книги, подобные этим, помогают нам, как однажды выразился Чарльз Сперджен, «приближаться к кресту и проникать в тайну Его ран», а также размышлять над славным искуплением Спасителя и развивать смирение.

Начинайте день с признания вашей нужды в Боге

До конца этой главы хочу сосредоточиться на практике, способствующей смирению с самого начала каждого дня. То, как мы начинаем наше утро, зачастую задаёт тон на весь день. Я убеждён, что самым важным моментом в нашем дне являются минуты пробуждения, потому что они окрашивают весь последующий день.

Первый пункт в моём ежедневном списке: начинай день с признания своей зависимости от Бога и нужды в Боге. Цель благодати – чтобы первым вашим желанием было выразить зависимость от Бога, нужду в Боге и доверие Богу.

Любой грех (включая грех гордости) активен, не пассивен. Грех никогда не проснётся уставшим, потому что он не спит. Когда вы просыпаетесь утром, он уже здесь, готовый атаковать вас. Поэтому чтобы не быть поверженным уже утром, я предпочитаю переходить в наступление. Я предпочитаю заявлять греху: «Я иду войной против тебя. Я знаю, что ты здесь и преследую тебя, чтобы уничтожить». С момента пробуждения, я учусь говорить Богу о моей зависимости от Него и таким образом смиряюсь перед Ним.

Это простой способ держать под контролем мысли, которые мы допускаем в нашем разуме. В своей отличной книге «Духовная депрессия» Мартин Ллойд-Джонс написал: «Осознаёте ли вы, что большинство несчастий в вашей жизни происходят из-за того, что вы слушаете себя вместо того, чтобы говорить себе?» Это серьёзно, и это правда.

Выберите минутку, чтобы пересмотреть и проверить свой образ мыслей, начиная со вчерашнего дня. Много ли времени вы провели, говоря самому себе истину, или большую часть времени вы провели, слушая себя? Большинство из нас проводят больше времени, выслушивая ложь, чем говоря себе истину. И это выслушивание начинается с того самого момента, когда вы только просыпаетесь. Будильник резко нарушает ваш сон, и выслушивание начинается. Когда наше утро проходит кое-как, мы не руководим своими мыслями – мы полностью в их власти. Мы принимаем жалобы о том, что произошло вчера или беспокойства о том, что будет сегодня. Мы смотрим в зеркало в ванной комнате и оцениваем ущерб, а затем вынашиваем в себе эти ощущениями. Мы не владеем своими мыслями. Мы просто принимаем их.

Но вместо этого вы можете объявить гордости войну, говоря себе истину, и задать хороший тон на весь день, утверждая мысленно свою зависимость от Бога и нужду в Нём.

Начинайте день с выражения благодарности Богу

Второй пункт в моём ежедневном списке: начинай свой день с благодарения Бога.

«Благодарность, — напоминает нам Майкл Рэмси, — почва, на которой гордости не легко расти». Совершенно верно, и нам необходимо возделывать эту почву. Поэтому с самого начала дня я должен приветствовать моего Спасителя с благодарностью, а не с жалобами.

О Мэтью Генри сказано, что «он был всегда внимателен к Божьим ответам на молитвы и полон благодарности»; его благодарность Богу за милость была постоянно «смягчающей его дух, и он часто приглашал других присоединиться к нему в благодарении». Если бы вы повстречались с Мэтью Генри, то наверняка осознали бы, что это был тот, кто с благодарением принимал от Бога все Его дела, и делал это настолько радостно, что его пример был заразителен.

Как же я хочу, чтобы это было характерно и для меня! А вы?

Что произойдёт, если я встречу вас завтрашним утром? Встречу ли я того, кто постоянно готов благодарить Бога в молитве, того, кто открыто благодарит Бога за Его бесконечную милость?

Нам также нужно на протяжении всего дня выражать благодарность Богу за бесчисленные проявления Его благодати. Бог словно размещает повсюду в нашей жизни листочки-напоминания о Своём ежедневном присутствии и заботе. И эти напоминания везде. Насколько внимательны и восприимчивы к ним вы? Являетесь ли вы благодарным наблюдателем бесчисленного количества свидетельств Его заботы, Его присутствия, Его доброты и Его благодати?

Неблагодарный человек – это гордый человек. Если я не благодарен, значит, я высокомерен. А если я высокомерен, то мне следует помнить, что Бог не одобряет моё высокомерие; Он противится гордым.

Пусть каждый из нас признаёт каждый день, что благодать, получаемая нами от Бога намного больше того, чего мы заслуживаем и невыразимо лучше, чем ад, которого все мы достойны.

Упражняйтесь в духовных дисциплинах

Моя следующая привычка: упражняйся в духовных дисциплинах – молитве, изучении Слова Божьего, прославлении. Делайте это последовательно каждый день, предпочтительно в начале дня, если это возможно. Если у нас правильный стимул, то это будет ежедневным доказательством и провозглашением нашей зависимости от Бога и нужды в Нём.

Я обнаружил, что склонен вступать в новый день, побуждаемый самонадеянностью. Но я также узнал, что каждый раз, когда открываю Библию, чтобы почитать и направить моё сердце и разум к молитве, я заявляю, что нуждаюсь в Боге. Я нахожу великое преимущество в этом понимании, потому что, как и вы, я имею ежедневно колеблемые ветром эмоциональные переживания в моих молитвах. В одно утро я глубоко уверен, что Бог близок ко мне, а на следующее утро я могу ощущать Его отсутствие. И в течение нескольких часов я буду переходить от непринуждённого переживания чистой радости к взыванию: «Где Ты? Куда Ты ушёл?»

На самом деле, конечно же, Он никуда не ушёл. Вчера Он позволил мне почувствовать Его присутствие; сегодня Он как будто говорит мне: «Я хочу, чтобы твоё доверие ко Мне возросло, поэтому Я убрал ощущение Моей близости».

Я научился не обращать внимания на мои чувства в тот момент, когда заканчиваю читать Библию утром, и я знаю, что этим как бы говорю: «Я нуждаюсь в Тебе, Я полагаюсь на Тебя». Благодаря тихому времени для изучения, чтения и молитвы перед началом моего рабочего дня, я могу быть уверен, что предпринял шаги, чтобы ослабить гордость и укрепить смирение.

Самой лучшей книгой, что я прочитал на эту тему, является книга «Духовное возрастание в христианской жизни» Дональда С. Уитни, и я рекомендую её вам.

Используйте ваше время в дороге

Кое-что ещё для утра: используй время в дороге, чтобы запоминать Писание и размышлять над ним.

Ежедневно в нашей культуре время, проведённое в дороге, зачастую включает в себя огромную порцию потраченного впустую времени. Завтрашним утром солнце взойдёт над округом Колумбия, где я живу, и по Кольцевой[2] снова будет огромное движение транспорта. И тысячи людей будут всё так же сидеть в своих автомобилях, ожидая продвижения и оставаясь в неведении, даже если это будет продолжаться несколько часов подряд. И что они будут делать всё это время? Жаловаться.

Если ваша дорога затягивается, как вы проводите это время?

Согласно государственной статистике, средний американский рабочий тратит на то, чтобы добраться до места работы около двадцати пяти минут, и столько же обратно. В сумме это составляет около пятидесяти минут каждый рабочий день. Если вы воспользуетесь этим временем, чтобы слушать аудиозапись Писания, то прослушаете всю Библию целиком всего за три месяца!

Даже если вы и не тратите на дорогу много времени, в вашем дне есть бесчисленное количество других отрезков времени (я назову их светскими минутами), которые могут быть использованы как возможность испытать преобразующую силу благодати Божьей, запоминая Писание и размышляя над ним.

В девятнадцатом веке евангельский государственный деятель Уильям Уилберфорс принимал активное участие в прекращении работорговли в Англии. Джон Пайпер много писал и говорил об этом герое веры, и он рассказал, как Уилберфорс использовал путь длиной в одну милю, что проходил до Парламента и обратно, где он служил в палате Общин, — он учил Псалом 118 и размышлял над ним. Уилберфорс мог прочесть весь псалом в течение своего пути. Он тратил это время на то, чтобы говорить себе истину, а не выслушивать себя.

Для многих из нас ежедневно время в пути является потерянным временем. И вы можете либо погрузиться в рутину собственных мыслей в это время, либо использовать его, чтобы благодать посредством Писания изменяла ваше мышление.

Возложите свои заботы на Него

Мой последний пункт для каждого утра (а также то, к чему нужно возвращаться на протяжении всего дня): возложи свои заботы на Него. Апостол Пётр ясно и доступно разъясняет нам в 1Пет.5:6-7, как мы можем ежедневно смирять себя. Первое, что он пишет: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». Затем он показывает нам, каким образом: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».

Когда мы смиряем себя каждое утро, возлагая свои заботы на Господа, мы начинаем день свободными от беспокойств. Смирение – это подлинное освобождение от забот.

Я испытал на себе, что это правда. Там, где есть беспокойство, там, где есть тревога, корень всего этого неизменно – гордость. Когда я испытываю беспокойство, причиной этому является то, что на самом деле я стараюсь быть самостоятельным. Я действую независимо от Бога.

Каков выход?

«Смирись», — говорит Бог.

Каким образом?

«Признай твою нужду во Мне! Возложи твои заботы на Меня, и Я изменю тебя, Си Джей. И вместо того, чтобы противостоять тебе, Я подарю благодать, когда ты смиришься, и Я сделаю тебя свободным от забот – не от ответственности, но от забот. Ты будешь освобождён от забот. Вместо этого ты будешь отличаться радостью и спокойствием».

Оставайтесь в таком состоянии

Нам необходимо сосредотачиваться на этом ежедневно, потому что мы не похожи на аккумуляторные дрели, которые достаточно зарядить утром, чтобы их хватило на весь день. Нам необходимо сохранять молитвенный настрой в течение всего дня, постоянно отдавая Ему все беспокойства, с которыми мы сталкиваемся, все тревоги, сохраняя при этом ответственность. Может быть, вы удивляетесь, почему ваши утренние молитвы иногда кажутся вам эффективными лишь час или около того. Я научился не ожидать, что состояние, пережитое утром в процессе изучения Библии, продержится до 14:30 и позже. Нет, к 14:30 кто-нибудь снова заставит меня беспокоиться (или, что более вероятно, это будут несколько человек). И это требует постоянного обращения к Господу, чтобы переложить заботы на Него.

Я должен напомнить, что когда бы я ни ощущал, что меня переполняет беспокойство, истинная причина – гордость и моя самонадеянность. Я должен намеренно, с определённой целью возлагать свои заботы на Него и таким образом смирять себя.

Не обманывайтесь. Бог никуда не ушёл. Он всё так же превосходен, так же добр, так же верен, как и в те ранние часы общения, даже когда я переполнен беспокойства. Причина не в Боге. Она в моей гордости, которая противится доверять Ему, несмотря на зависимость от Него.

Фактически, мне следует признать, что все мои беспокойства также предназначены Богом для того, чтобы развивать смирение в моей жизни. Мне не следует удивляться, когда они приходят, потому что для этого есть причина. Бог хочет научить меня полагаться на Него, нуждаться в Нём и, наконец, приносить Ему славу с глубоким признанием могущества Божьего перста.

Поэтому я рекомендую использовать ваши утренние минуты с мудростью, позволяя свету Божьей благодати освещать весь ваш день. Я убеждён, что ваше целенаправленное применение этих ежедневных утренних привычек – признание нужды в Боге; выражение благодарности Богу; практика духовных дисциплин; использование времени в дороге для духовной пользы; возложение своих забот на Него; и самое главное, размышление над чудом креста – это самое эффективное, что вы только можете сделать, чтобы в полной мере испытать обетование и блаженство смирения.