5. «Своевременная оплата счетов».

Проблема греха

Наша проблема заключается в том, что и мужья и жёны – грешные люди. Семейные проблемы преимущественно связаны с грехом – несоответствием Слову Божьему наших мыслей, слов и поступков. Если мы не шагаем в ногу с Библией, наши родные и близкие первыми замечают появление проблем.

Браку грозит беда, если супруги не знают, как справляться с искушениями и грехами. Для оздоровления брака, и муж, и жена должны понимать, что есть грех, что произошло на Голгофском кресте, и что делать, если грех против Бога вторгся в их семейные отношения. Сокрытие греха сыграло значительную роль в нынешнем отходе от библейского понимания брака. Следовательно, важным компонентом преобразования брака является возвращение к исповеданию греха.

«Своевременной оплатой счетов» можно считать незамедлительное исповедание грехов в случае надобности. Это, прежде всего, касается личных отношений человека с Богом. Если человек не исповедал грехов Богу, он не сможет правильно просить прощения у других. О проступке надо говорить Богу сразу, как только придёт осознание, что это грех. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Когда вы исповедуете грех, вы словно поднимаете что-то упавшее на ковёр. Если человек научится быстро поднимать вещи с ковра, то его можно будет усыпать тысячью мелочей, но дома всё равно будет чисто. Но если подбирать вещи с ковра один раз в полгода, то в скором времени потребуется генеральная уборка. В продолжение иллюстрации представьте себе дом, где царит полнейший беспорядок, а хозяева не знают с чего начать уборку. Им не очень нравится обстановка в доме, но они просто растеряны. Однако беспорядок образуется в доме постепенно. Если бы они убирали по мере загрязнения, их дом оставался бы чистым.

Точно также и нам необходимо подбирать «упавшие вещи» в наших взаимоотношениях. Исповедание беззакония должно следовать незамедлительно. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). Откладывание исповедания грехов никогда не приводило ни к чему хорошему. Если что-то упало на пол, немедленно подберите эту вещь. Необходимо «во время оплачивать счета»; т.е. не уклоняться от исповедания греха в браке.

В учении об исповедании грехов важно подчеркнуть, что при обращении наши грехи прощены, и мы полностью оправданы. Наше оправдание – положение прощеных грешников – неизменно, независимо оттого, что мы делаем или не делаем, включая исповедание грехов. Истинное дитя Божье совершенно во Христе, независимо от его поведения. Но отказ от исповедания грехов влияет на качество наслаждения результатами оправдания. Когда Давид впал в грех прелюбодеяния и человекоубийства, он всё это время оставался оправданным грешником. Однако он определённо не испытывал радости от спасения. «Возврати мне радость спасения Твоего…» (Псалом 50:14). Его положению во Христе ничто не угрожало, но тягостные ощущение мучили Давида до тех пор, пока он не исповедал грех.

Подобно Давиду многие христиане ускользают от исповедания грехов и теряют радость спасения. Продолжая грешить, их положение становится всё более и более безрадостным. Всё это время они продолжают ходить в церковь, разучивают новые песни и гимны, лицемерно улыбаются и пожимают руки, притворяясь, что радуются в Господе. Им и в голову не приходит, что половина общины разыгрывает точно такой же спектакль каждое воскресенье. Время от времени в церкви появляются преисполненные радости новообращённые и видят «зрелых» христиан, плюхающихся на скамью, бормоча себе под нос: «Подожди, ещё узнаешь». Такое состояние полностью противоречит Библии. Не исповедованный грех крадёт у христиан радость удивительного общения с Небесным Отцом.

Этот же принцип применим ко всем взаимоотношениям, включая и семейные. Если ребёнок не разговаривает с родителями, он не перестаёт быть их дитём. Сам факт отношений не подвергается сомнению. Но грех, безусловно, влияет на качество отношений – он забирает радость. Если вы позволяете неисповедованным грехам накапливаться, они всё больше будут отравлять ваши взаимоотношения.

В браке применимы те же принципы. Представьте мужчину, который возвращается с работы домой. На пороге его втречает жена. У него был тяжёлый день, и он огрызается в ответ на приветствие жены и вваливается в гостиную. Затем минут десять он, нахохлившись, читает газету. В этот момент он не может, успокоившись, просто пройти на кухню и спросить: «Привет, дорогая, а что у нас на ужин?» Он не может вести себя так, словно ничего не произошло. Его грех сказывается на радости во взаимоотношениях. Сам факт их взаимоотношений неизменен – они всё ещё муж и жена – но качество уже не то. Между ними не может быть искреннего общения то тех пор, пока грех не обличён. А как следует обличать грех?

Приведение дел в порядок

Осознав, что исповедание необходимо, мы всё же должны научиться признаваться в грехах и просить прощения. Трагедия состоит в том, что многие мужья и жёны, которым необходимо извиниться перед супругами за многочисленные обиды, всего лишь ходят вокруг да около. Искреннее извинение – благо, оно укрепляет христианскую веру.

Одним из лучших способов самодисциплины в сфере предотвращения греха является полное восстановление первоначального положения. Во-первых, восстановление первоначального положения необходимо само по себе. Если что-то украдено, то должно не только исповедовать этот поступок перед Господом, но и вернуть украденное законному владельцу. Исповедание не передаёт права на собственность; оно не позволяет вору обладать украденным. Во-вторых, смирение как результат восстановления первоначального положения также благодатно для души. Восстановление первоначального положения преподаёт нам такой урок смирения, что в следующий раз мы дважды подумать, прежде чем согрешить.

Итак, если мужчина накричит на свою жену, а затем почитает газету и немного остынет, это не спасёт положение. Когда Закхей обратился к Богу, он обещал воздать украденное. В браке одной из наиболее важных форм восстановления первоначального положения является благочестивое извинение. Но супружеские пары могут легко превратить извинение в способ «сохранения лица», а не примирения друг с другом.

Более того, второй партнёр тоже ломает голову над этой проблемой, потому что он знает, как прощать согрешившего не более чем тот, кто просит прощения. Прощение заранее предполагает дурной поступок со стороны партнёра. Трудность заключается в том, что мы прощаем проступки, скрипя сердце. Вот почему люди просят прощения, словно их «настоящее я» невиновно. «Извини. Я погорячился и наговорил лишнего. Но я не имел в виду ничего такого». Относительно легко прощать то, что человек не имел в виду. Но грех может быть прощён только тогда, когда человек говорил серьёзно – тогда это грех, который может быть прощён. Человек, просящий извинения, должен был сказать так: «Я поступил плохо, наговорив тебе лишнего сегодня утром. Я рассердился, хотя это неправильно. Я нагрубил тебе, потому что хотел сделать тебе больно. В тот момент, я говорил серьёзно, а это было оскорбительно для Бога и причинило боль тебе. Я прощу у тебя прощения». Это искреннее извинение, и оно ведёт к настоящему восстановлению дружеских отношений. Однако это трудный шаг, требующий смирения.

Если муж и жена не ладят долгое время, им следует попросить прощения друг у друга, подробно останавливаясь на каждой проблеме. Это не означает, что надо смаковать подробности совершённого проступка, но всё же необходимо заглянуть в корень проблемы. Например, если мужчина долгие годы желал другой женщины, ему не нужно говорить жене: «А вот знаешь ещё в 1988…» Но он должен исповедовать свою неверность в мыслях и попросить у неё прощения.

Если супружеская пара имеет общение с Господом, оба супруга поступают также и друг с другом. «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). Если супруги имеют общение друг с другом, то, в принципе, для них не существует проблемы, которую они не могли бы разрешить совместно. Следовательно, необходимо оберегать брак от греха, который препятствует общению.

Когда в доме есть не исповедованный грех, общение затрудняется. Библия учит, чтобы христиане признавались друг пред другом в проступках (Иаков 5:16). Если кто-либо приносит дар к жертвеннику и вспоминает, что брат его имеет что-нибудь против него, он должен прежде примириться с братом своим (Матфей 5:23-24). Это обязательное требование ко всем верующим, но нам следует увидеть, насколько важно практиковать этот принцип в семейной жизни. Грех отравляет отношения. Грех никогда не улетучивается. Если бы время могло хоть на йоту загладить грех, то Божий Сын умер напрасно. Верующие мужья должны признаваться в грехах своим жёнам, а жёны должны исповедовать грехи мужьям.

Если грех не нашёл прощения в доме, то общение также затрудняется. Проблема исповедания грехов состоит в том, что иногда партнёр сердится из-за сделанного признания или, уже зная о грехе, с негодованием отказывается прощать. До этого существовал один грех; теперь их стало уже два. «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матфей 6:12). Когда муж и жена лелеют своё оскорблённое самолюбие, они препятствуют общению в браке. Что бы ни совершил партнёр, обиженная сторона не имеет права на не прощение.

Другой важный аспект состоит в том, что если грех не исповедан и не прощён незамедлительно, общение также нарушено. Бог говорит нам признаваться в грехах и прощать их. Он говорит нам, чтобы мы были скоры на исповедание и прощение. Любопытно отметить, что Бог никогда не просит нас отложить это до завтра, или до воскресенья, или до беседы с душепопечителем, или до прохождения «12-ти шагов». Мы должны поступать по правде незамедлительно. Мы, возможно, твёрдо решили оставить примирение с супругой на потом, но тем временем общение уже нарушено, и другие грехи скоро нахлынут рекой. Когда исповедание откладывается, в результате накапливается ещё больше грехов. Промедление – смерти подобно. Жёны должны стараться не захватить духовное лидерство в данном вопросе. Библия говорит: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём» (Ефесянам 5:24). Жёны должны подчиняться мужьям и в этом. Подталкивание мужа к духовном лидерству не даст видимых результатов. Возможно, он не лидер по природе, но у него достаточно ума не поддаваться желаниям жены. Очевидно, это не даёт мужу права отказываться от полномочий лидера. Когда муж лежит на диване как мешок, он создаёт серьёзную помеху для общения. Мужья обязаны «питать и греть» своих жён (Ефесянам 5:29), а не сидеть до ночи, уткнувшись носом в «ящик», пока не придёт время заниматься любовью. У Бога Свои взгляды на супружеское общение.

Проблема частично заключается в том, что муж и жена не могут определить суть проблемы. Жена склонна считать, что всё плохо, в то время как муж полагает, что есть только кое-какие сложности. Так или иначе, не исповеданный грех прочно укоренён в наших браках. Наше поколение стало свидетелем расцвета целой индустрии под названием «консультирование по вопросам семьи и брака». Однако, оказывая «помощь», эти специалисты едва ли упоминают о грехе. Всё не так уж плохо, просто не везёт слегка. Подход «считай себя хорошим» мало помогает в реальных ситуациях. У проблемы брака нет никаких симптомов болезни; она даже не является синдромом; это просто старый добрый эгоцентризм.

Когда супружеская пара всерьёз желает разрешить проблему, она признаёт грех перед Богом и благодарит Его за прощение. Если грех причинил боль ещё кому-нибудь, то необходимо восстановление первоначального положения. Если жена накричала на мужа, она должна извиниться перед ним. Она не должна искать оправданий и обвинять мужа в том, что он спровоцировал её. То же самое относится и к мужу; он должен исповедовать свои грехи, а не её. Равно и она должна исповедовать свои грехи, а не его. Каждый мог бы исповедовать грехи другого весь день напролёт, и всё же они не обрели бы радость вновь. Он должен исповедовать то, что бывает груб с ней, увлекается другими женщинами, транжирит деньги, не даёт духовного руководства и проводит слишком много времени перед телевизором. Ей следует признаться в том, что в ней сидит дух критиканства, что она выказывает ему должного уважения на людях, не считается с его мнением и не слушается его дома, и пытается захватить духовное лидерство в семье.

Тот, кто желает исповедывать грех, должен разговаривать с Богом предметно. Каждый промах должен быть вознесён в молитве и назван своим именем: похоть похотью, злость злостью и т.д. Человек должен исповедовать только свой грех, а не пытаться сомнительным образом вынудить другого извиниться.

Семейные правила «своевременной оплаты счетов»

Исповедание греха возвращает нас к текущему счёту. В начале наших семейных отношений мы условились придерживаться определённых правил, чтобы жить слаженной жизнью. Эти правила были установлены для «своевременной оплаты счетов». Правила вступали в силу, как только нас подбрасывало на «ухабе».

Первое правило гласило – Никогда не расходиться, пока проблема остаётся неразрешённой. Муж и жена должны оставаться вместе. Он не идёт на работу, а она не идёт в магазин. Они решают проблему здесь и сейчас. Это не означает, что муж будет опаздывать на работу каждый день. Супруги могут наладить отношения также быстро, как и испортить их. Всё, что от них требуется, это признание своей неправоты. Если они «споткнулись» о семейный бюджет, то нет надобности в спешке приводить её в порядок, достаточно исповедовать грех.

Второе правило – Не приглашать гостей в дом, если в семье нет гармонии. Не впускайте в дом никого, пока у вас натянутые отношения. Если супруги ещё не преодолели «ухаб», им не следует открывать звонящим в дверь. А если на улице дождь, им надо быстро помириться.

Третье правило похоже на предыдущее – Оставайтесь дома, пока вы в ссоре. Если вас тряхнуло на ухабе по дороге в церковь, решите свою проблему в машине, прежде чем вы отправитесь на богослужение. Если вы рассорились по дороге к друзьям, не входите в дом, пока не помиритесь.

Четвёртое правило требует небольшого объяснения. Много раз в дружеской компании кто-то из супругов произносит что-то обидное для другого. Если грех очевиден, то восстановление первоначального положения должно быть произведено в присутствии всей компании. Восстановление положения должно быть сделано на людях, как и совершенный грех. Зачастую супруги могут испортить отношения наедине, и другие об этом не узнают. Например, один из них «взорвётся» по дороге домой. Когда проблема возникает на людях, супруги должны подать друг другу сигнал, означающий «прости» и «прощаю» в ответ. Итак, правило гласит – Никогда не откладывайте примирения, даже если вас окружают другие люди.

Ещё одно правило поможет мужчине и женщине жить в согласии с Господом и друг с другом. Никогда не занимайтесь сексом, если вы в ссоре. Это правило не допускает превращение того, что задумал Бог как объединяющее и удивительное переживание, в лицемерный спектакль.

Применение этих правил окажет огромное влияние на отношения супругов с родными и друзьями. Ни будь таких сдерживающих факторов, все кругом были бы в курсе ваших семейных проблем. Но если вы добросовестно применяете эти правила, никто не увидит вас, вместе или порознь, в разладе с семьёй. Бог желает, чтобы мужчина и женщина жили в союзе друг с другом, и эти правила придадут им сил. Им не надо будет лицемерить, потому что они на самом деле живут в гармонии; они продолжают выяснять отношения, но не у всех на виду. Строгое исполнение этих правил предотвращает накопление грехов.