7. Почёт супружеского ложа.

На страже

Говоря о человеческой сексуальности, очень легко скатиться до пошлости и банальных заблуждений. Верующие, читающие подобные материалы должны всегда быть начеку, – даже если они написаны христианами. Христиане склонны полагать, что всё, выходящее из под печатного пресса евангельского издательства, соответствует здравому учению. К несчастью, это далеко от истины.

Зачастую христиане неверно учат церковь на этот предмет (в проповедях, книгах, на семинарах и т.д.), потому что они подражают миру, сознательно отставая от современной ситуации на пять-десять лет. Когда в мире происходит «прогресс» в той или иной области, христиане следуют общей тенденции, держась от остальных на порядочном расстоянии. Несомненно, наше сексуальное поведение – та сфера жизни человека, где был достигнут немалый «прогресс». Нас освободили от пуританского ханжества, и мы с радостью вдохнули воздух «свободы».

Мир не стесняется навязывать своё представление о сексе. Гуманистические доктрины приняли в обществе и постепенно они проникли в церковь. Поскольку церковь не учит о сексуальности в точки зрения Писания, христиане воспринимают гуманистический взгляд на вещи по умолчанию. И когда церковь всё же останавливает свой взгляд на предмете нашего обсуждения, мы видим, что это учение – отголосок мирского понимания секса, а не ответ на проблему.

Вследствие этого, многие христиане отказывают обсуждать секс с библейской точки зрения. Библейская дисциплина может вызвать раздражение у многих, и её свобода может оскорбить остальных. Я осознаю, что моя попытка может показаться слишком «строгой» для некоторых и чересчур «либеральной» для других. Тем не менее, нам следует жить и любить по всякому слову, исходящему из уст Божьих. Христиане не должны придирчиво относиться к источнику слова Господня, будь-то Соломон или Павел. Оба учения – от Бога; и они, следовательно, не противоречит друг другу. Для верующих, которые устали от мирской лжи и автоматической реакции некоторых христиан, это учение, возможно, принесёт облегчение.

Воля Бога и сексуальное удовлетворение

Библия учит, чтобы народ Божий соблюдал себя в чистоте и непорочности. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога…» (1 Фессалоникийцам 4:3-5). Это выражение Божьей воли, которое необходимо усвоить многим мужьям, ибо не все умеют взять жену в святости и чести. Они приходят к супружескому ложу с той страстью похотения, что и неверующие. Но Павел здесь утверждает, что поступают по-другому в том, как они любят, а не только в том, кого они любят.

Современность подтолкнула нас к бесплодным поискам совершенного сексуального наслаждения, и эта лихорадка захватила даже многие христианские семьи. Нам говорят, и не только неверующие, что мы обязаны иметь «динамичную половую жизнь». Малейшее искажение этой идеи может иметь два последствия. Либо оно приведёт к неистовой погоне за высшими сексуальными переживаниями, либо к молчаливому разочарованию и неудовлетворённости «нормальным сексом». Но современные апостолы сексуального наслаждения, возводящие такое динамическое наслаждение в норму, позабыли о двух, сопряжённых факторах: эмоциональной инфляции и наших предельных возможностях.

Во-первых, если весь секс особенный, то значит, ничего особенного в нём нет. Если всё «динамично», то динамика пропадает. Необходимо продолжать искать новые острые ощущения для того, чтобы угнаться за «динамическим императивом». Срабатывает закон сокращающихся доходов, и новшества испробываются для поддержания прежнего уровня возбуждения. Это происходит оттого, что многие мужья не умеют взять жену в святости и чести; они делают это со страстью (и отчаянием) похотения как неверующие. Эти тщётные поиски Совершенного Оргазма Каждый Раз поглотили многие христианские браки. Подобное искажение может легко привести к разного рода извращениям в исступленном стремлении к большему сексуальному наслаждению. Сейчас некоторые читатели должно быть чешут в затылке, удивляясь, почему христианским парам не следует наслаждаться «динамичным» сексом. Конечно надо – иногда. Но если всё «динамично», то они постоянно искать новые ощущения, как правило, с причудливыми фантазиями, чтобы соответствовать «динамическому императиву».

Вторая проблема такого подхода заключается в нашей предельности. Мы – конечные существа, и, следовательно, наши возможности достижения сексуального наслаждения предельны. Но похоть, по своей природе, не способна распознавать эти границы. Похоть требует от предельного человека, то, что может дать только бесконечный Бог. Следовательно, если человек, охваченный похотью, натыкается на стену предельных возможностей, он требует альтернативных решений. Это не желание смириться с предельностью сексуального наслаждения породило разнообразные половые извращения. Поэтому Павел говорит нам оберегать супружеское ложе от философии похотливых язычников. Похоть – бесплодна, она гонится за призрачными фантазиями.

Мужчина и женщина, соглашающиеся со своей предельностью и желающие прославить Бога в любви, несомненно, будут получать удовлетворение в сексе. Но это наслаждение имеет разумные пределы, как и всякое физическое наслаждение. Иногда у них будет «бифштекс» на ужин как что-то необычное. В остальное время всё будет довольно скромно – «макароны с сыром» – и, тем не менее, приятно. Следует ли им искать необычных сексуальных переживаний? Да, разумеется – время от времени. Но всё же они не в коем случае не должны поддаваться лжи о том, что сексуальное наслаждение занижено до тех пор, пока оно не начнёт соответствовать стандартам, введённым сексологами-гуманистами. Христиане должны признать, что «эксперты» в блокнотами, наблюдающие за сексуальным опытом других людей, в действительности не имеют представления о том, что есть норма.

Бунт против нашей предельности связан с сопротивлением биологической цели союза полов, т.е. продолжение рода. Осознание биологического предназначения людей не сводит каждый половой акт только к зачатию, но и не запрещает предохранение. (Дальнейшие рассуждения о контроле над рождаемостью можно найти в следующей главе). Но в наших целях, лучше обезопасить себя от постоянного желания провести границу между соединением полов и рождением детей.

Биологическая цель питания, посредством которого вырабатывается энергия, позволяет нам провести сравнение. Биологическая функция питания не может быть исполнена в независимости от наслаждения вкусом. Бог мог сотворить всю еду с одинаковым вкусом холодной овсянки, но при этом очень питательной. Но Он этого не сделал, и спасибо Ему за это. И, тем не менее, цель питания не исчерпывается определёнными приятными вкусовыми ощущениями.

Разочарованность в наших возможностях и неприятие биологических границ, требующее постоянной подзарядки, в конечном итоге уничтожит сексуальное наслаждение. Поэтому я выступаю за защиту сексуального наслаждения от атак. Но я выступаю в защиту Божьего установления – удивительного дара от Бога Его творению. Давление приносит разрушение.

Конечно, эта тема страдает от искажений и неверных представлений. Многие полагают, что Божьи установления в сфере сексуальных отношений уважают лишь ханжи-пуритане, не способные на развлечения и запрещающие их всем остальным. Предположим, что в беседе с неверующим приятелем затрагивается тема еды. Неверующий спрашивает: «В чём состоит смысл еды?» Христианин отвечает, что питание предназначено для выработки энергии организмом. Неверующий хохочет в ответ: «Да ты просто зануда! Ты хочешь сказать, что тебе не нравится вкус еды?»

Конечно, нравится. Но почему он ест? Иногда он ест, потому что голоден, иногда потому что жена приготовила что-нибудь вкусное, а иногда просто, потому что надо поесть. Но причина, по которой мы питаемся вообще, — другая. У человека могут быть самые разнообразные причины, заставляющие его заглянуть в холодильник, но он никогда не должен отрицать и противостоять биологической цели питания. В противном случае, он скоро утратит интерес к еде. Если удовольствие, получаемое от еды, отделить от биологической функции, то наслаждение вкусовыми ощущениями долго не продлится. Всё задуманное Богом перестаёт выполнять своё предназначение, если его удалить с определённого ему Богом места. Расстройства питания наглядно демонстрируют, как человек впадет в зависимость от еды и одновременно с этим утрачивает способность наслаждаться ею.

Аналогично, христианская пара может заниматься любовью по разным причинам, начиная от простого желания и заканчивая эмоциональным спокойствием. Но ни одна из них не меняет биологической природы полового акта, т.е. не исключает возможность зачатия. Тот, кто ищет лишь наслаждения, подобен человеку, который полагает, что цель работы в поле – хороший загар.

Благословение супружеского ложа

Обезопасив себя от измышлений похоти, христианин должен встать на страже оборотной стороны проблемы. В то время как сексуальное наслаждение находится под угрозой неверующих, которые берут его приступом, оно также подвергается нападкам со стороны «приличных» людей, которые, откровенно говоря, просто боятся его и бегут от него. Подобная реакция против живучего сексуального наслаждения игнорирует библейское учение, равно как и предыдущее заблуждение. Понимание супружеского ложа христиан должно привести в порядок и освободить от заблуждений. Требования следует искать в Писании и нигде больше. Мы не должны искать «освобождения» у похоти мира, но и не руководствоваться остатками викторианской добродетели, встречающейся ещё в церкви. Оба подхода отступают от Писания.

Как подчёркивалось ранее – мы предельное творение Бога, и наши ограниченные возможности влияют на нашу способность получать сексуальное наслаждение. Оно ограничено, чтобы ни говорили или требовали люди, одержимые похотью. Однако это не означает, что наши возможности малы. Отрицание яростной погони язычников за высшим наслаждением не исключает развития половой жизни в христианской семье. А сейчас мы обратимся к ясному примеру из Песней Песней Соломона.

У меня нет намерения написать комментарий ко всей книге. Моя задача более конкретна – я хочу попытаться дать ответ на простой вопрос. Что хотят сказать нам библейские образы в отношении супружеской постели?

Первое и самое очевидное: Песни Песней – эротическая любовная поэма. Цель рассмотрения определённых отрывков – помочь христианам распознать, где находится предел наших возможностей. Тщательное прочтение книги говорит, практически сразу, что границы были установлены не вашей соседкой, а Богом, сотворившим половую близость. В некоторых местах книги трудно не понять сказанное поэтом, но для ханжей ясность мысли куда более неприлична. Христианам не нужно стеснятся; всё Писание богодухновенно и полезно для научения.

Другие отрывки книги не столь прямолинейны и поэтому стали предметом для дискуссий. Тем не менее, даже сам факт существования дискуссии полезен, ибо польза, которую мы приобретаем от прочтения Песней Песней, заключается не в правилах или технике секса, но в отношении к занятиям любовью.

Первое, что мы можем усвоить из Песней, — это правомерность обучения любви на основе эротических описаний в данной книге. Эротика Песней не содержит вульгарных подробностей или непристойностей, но она откровенно сексуальна. Другими словами, в Библии содержатся стихи, буквально говорящие о страстных занятиях любовью, и нам следует их читать. Однако мы наблюдаем за происходящим сквозь покрывало. Частично проблема связана с тем, что толкование этой поэмы затруднительно из-за того, что повествование нельзя назвать графическим (или порнографическим). Читатели Песней обычно жалуются, что не могут расставить всё по своим местам. Например, кто является возлюбленным женщины – Соломон или кто-то другой? Но двусмысленность в этом случае нам только на пользу. Не пристало нам заглядывать в замочную скважину спальни двух любящих людей; в Песнях Песней нам представлена образцовая пара, примеру которой следует подражать. Но это подражание не сводится лишь к имитации техники секса, оно подразумевает поведение и отношение к партнёру.

Подражая этой паре, мы учимся важным аспектам библейской любви. Во-первых, занятия любовью в Песнях Песней Соломона исполнены глубокой чувственности, т.е. речь идёт не только о прикосновениях. Первые три стиха книги называют эти чувства: вкус и обоняние. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Песни Песней 1:1-2). Благовоние не просто создаёт приятную атмосферу, оно играет важную роль в их совокуплении. «Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (Песни Песней 1:12).

Поэтому общая атмосфера также имеет значение. Не только возлюбленный должен быть привлекательным, но и вся атмосфера должна располагать к любви. Мужчина и женщина отличаются от животных в брачный период – они занимаются любовью «цивилизованно». «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» (Песни Песней 1:15-17).

Женщина не просто говорит, что любовь прекрасна; она говорит, что её возлюбленный, что сладкий плод. Она ощутила его вкус, а вкус не распознаешь сквозь сжатые губы. Ни мужчина, ни женщина не пьют вино через соломинку. «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песни Песней 2:3). Мужчина познаёт тот же восторг; он знает, что её рот – кладезь наслаждения. Это библейский поцелуй. «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» (Песни Песней 4:11).

В поэме говорится, что женщина – это сад, и у неё тоже есть свой сад. Сначала мы видим женщину в саду. «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песни Песней 4:12). Но в этом саду есть внутренний сад. Именно он больше всего влечёт мужчину и ему не терпится войти туда и испытать высшее наслаждение. Она взывает к ветру и просит принести возлюбленного к ней. «Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Песни Песней 4:16). Очевидно, что она также наслаждается своим возлюбленным.

Всё это свидетельствует о превосходстве библейского описания любовных утех. Современный циник-технократ хочет говорить о различных позах, сопровождаемых таблицами, диаграммами и инструкциями – наряду с графическими деталями в лекциях, направленных против нас, затравленных пуритан. Но библейское описание любовных отношений несёт в себе добродетель ясности и руководства к действию. Христиане должны не просто читать Песни Песней, но делать для себя соответствующие выводы. В таком случае, им не потребуется заимствование знаний у мира.

Возлюбленного женщины привлекает всё её тело целиком. «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой – круглая чаша, [в которой] не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями…» (Песни Песней 7:1-2). Благочестивый муж вправе любоваться, целовать, пробовать и ласкать жену как ему угодно.

Он также открыто говорит о любовании ею. «…два сосца твои – как два козленка, двойни серны» (Песни Песней 4:5, 7:3). Затем он сравнивает её с пальмой, и груди её с виноградными кистями. Он взбирается на женщину, чтобы ухватится и вкусить её виноградных кистей. Затем он говорит о яблочном аромате, исходящем из её ноздрей и устах, источающих вино. Женщине нравится быть деревом в объятиях мужчины, ибо ей рот как кубок вина, и она радуется, что вино из её уст – услада для любимого.

Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных (Песни Песней 7:7-9).

У верующих любовников наслаждение от секса должно быть глубоким и продолжительным. Радость секса, о которой так много говорит мир и так мало знает о ней, — дар от Бога. Поскольку Бог благ к нам, мужчина и женщина доставляют и получают взаимное удовольствие. «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песни Песней 2:6).

Одна плоть

Интимная близость настолько щепетильная сфера нашей жизни, что её надо оберегать, чтобы нам самим быть защищёнными. Нашу половую жизнь должна окружать ограда завета. Поскольку слияние плоти происходит каждый раз, когда люди вступают в интимную близость, в браке или нет, мы должны освящать и скреплять сексуальный союз клятвой завета. Скреплённый союз, подтвержденный клятвой, называется браком.

Когда создаётся новая семья, она возникает на основе сексуальных отношений. Библия учит, что брак отражает союз Христа и церкви. Подобно физическому союзу мужа и жены, Христос и Его церковь пребывают в духовном союзе. Когда муж и жена имеют близость наряду с духовной гармонией, их отношения говорят о Христе и церкви. Супруги, вступающие в близость, но постоянно ссорящиеся, непрестанно лгут об отношениях между Христом и церковью.

У мужа и жены нет выбора – говорить ли что-то о Христе и церкви или нет. Если муж и жена едут на машине, и он вдруг начинает пялиться на полуголую девицу, то всем ясно, что жена оскорблена. Мир, на самом деле, не знает почему. Муж говорит, что даже если Христос предопределил Свой народ и пролил кровь за него, Ему всё ещё хочется глазеть на прохожих. Эта ложь утверждает, что Христос не верен по отношению к Его избранному народу. Христианские семейные пары должны стоять на страже своей сексуальной и духовной гармонии, сохраняя союз от напасти греха. В противном случае, мы лжём миру о Христе и церкви.

Если в дом закралась ложь, дети обычно наблюдают за происходящим с первого ряда. Если мы хотим, чтобы дети, рождённые в этом браке, почитали христианскую церковь, то им необходимо привить почтение к матери. Если отец любит их мать и обращается с ней как Христос с церковью, то тогда он свидетельствует детям о Христе и церкви. Это включает в себя и видимую интимную привязанность к жене.

Библия говорит нам, чтобы мы уклонялись от блуда. Неверность не должна у нас даже и именоваться. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение…» (Ефесянам 5:3-4).

Некоторые восприняли эту заповедь, как запрещение упоминания о сексуальности в целом. Но Библия говорит, что среди христиан не должно быть и намёка на блуд. Мы должны хранить чистоту языка и быть разборчивы в развлечениях. В Писании не сказано, что «… секс не должен даже именоваться у вас». Половую жизнь супругов никак нельзя назвать блудом. Нет ничего дурного в том, что дети знают, что и отец – мужчина, а их мать – женщина, и что между ними есть сексуальные отношения. Наоборот, нехорошо, когда дети понятия не имеют о взаимоотношениях родителей. К несчастью, многие дети могут без труда представить родителей, сидящими перед телевизором и хихикающими над скабрезными шутками, доносящимися с экрана, но не могут предположить, что между ними существует интимная близость. Они не могут уразуметь, что между их родителями может быть что-то достойное, т.к. видят их аморальную сторону жизни. Это – настоящая трагедия.

Сексуальные отношения между родителями – объятия, поцелуи, внимательность – должны быть очевидны для всех членов семьи. Если дети знают, что между мужем и женой существует основополагающая связь, то им будет легче понять духовную аналогию – отношения Христа и Его народа. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефесянам 5:32).

У христиан часто встречается нездоровые представления о сексе, потому что они позволяют воздействовать на себя мирской индустрии развлечений. Теперь представим, что в одно прекрасное утро на пороге дома христианской семьи появляется сосед и говорит следующее.

«Мы бы хотели пригласить вас к себе в гости вечером…»

«Да, спасибо!», — отвечает он, ни о чём не подозревая.

«Подожди, подожди, это ещё не всё. Я бы хотел пригласить вас понаблюдать за нами в спальне, пока мы будем заниматься любовью. Мы бы все здорово развлеклись».

Христианин цепенеет от ужаса. «Мы не можем. Мы ведь христиане».

«А, понимаю», — говорит сосед, почесав в затылке. «Это будет слишком. А знаешь что! У нас есть видео камера. Мы всё заснимем на видео, и принесём вам утром кассету. И вы посмотрите её, когда захотите».

Христианин объясняет, что такой вариант тоже не приемлем.

«Не понимаю», — удивляется сосед. «На прошлой неделе мы вместе смотрели фильм по видео. Там была парочка постельных сцен. Почему вам хочется смотреть на чужую жену, а не на мою? Моя жена может и не красавица…»

На этом несчастный христианин перебивает соседа и уверяет его, что внешние данные его жены тут не причём. Далее он пускается в разъяснения, что они принадлежат к особому виду христиан – лицемерам.

Что, это звучит слишком резко? Не думаю. Многие христиане наблюдают с помощью кинокамеры то, что бы они желали увидеть воочию. Их не затащишь в стриптиз-бар, но они идут в кино и с удовольствием смотрят куда более откровенные фильмы. Разве христиане хотели бы шнырять по округе и заглядывать людям в окна? Конечно, нет. Но что, если услышали бы о некоей женщине, знающей об их присутствии и желающей раздеться перед окном? Это уже хуже. А если бы ей заплатили? Ещё хуже. А что, если ей платят бешеные деньги, у неё есть продюсер и режиссёр, и всё это она проделывает перед камерой ради миллионов поклонников, висящих на подоконнике? Ну, это уже совсем другое дело.

Некоторые пытаются оправдать такое поведение, руководствуясь стандартами современного общества. Христиане не хотят отличаться от мира в выборе развлечений. Они не хотят признаваться в том, что учение Христа применительно и к этой сфере человеческой жизни. И они также не хотят признаваться в том, что секс и обнажённая натура на экране возбуждают их.

Те, кто отрицают подобное влияние, просто обманывают себя. Просмотр фильмов с постельными сценами или обнажёнными телами – для развлечения – не проходит бесследно. Но есть мужчины, которые отрицают существование негативного эффекта. Они относятся к двум типам. Первый тип – лжецы. Они лгут либо себе, либо другим, а чаще всего и себе, и другим. Мужчина возбуждается от увиденного, но как христианин он знает, что его общество это не приемлет. И он выходит из кинотеатра со словами: «Хороший фильм. Жаль только, что там была эта сцена». Но в душе, именно эта сцена была настоящим лакомым кусочком.

Другой тип мужчин, отрицающих эротический эффект, говорит правду. Но почему же они не возбуждаются? Потому что у них осквернена совесть и ожесточено сердце. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Титу 1:15). Их совесть настолько омертвела, что им потребуется намного более сильный эффект.

Но сердце обманчиво. Есть ещё один способ согрешить. Такая реакция признаёт влияние эротики и пытается использовать его в своих целях. Многие люди, даже христиане, зачастую оправдываются тем, что эти материалы обогащают их половую жизнь. «Неважно, где я нагуляю аппетит, если я поем дома». Этот подход хотя бы честен. Он признаёт, что эротический материал возбуждает, но сам по себе порочен.

Во-первых, Библия ясно указывает на то, где следует искать удовлетворения. В жене и только в жене. Однажды я говорил с верующим человеком о том, какие фильмы он смотрит. Он пытался оправдаться: «Когда я вижу женское тело на экране, я представляю её с лицом моей жены». Но Библия выступает против такого мышления: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притчи 5:18-19). Мужчине следует понимать, что только в своей жене он может найти сексуальное удовлетворение. Другие женщины, будь-то в книгах, фильмах или журналах не должны быть источником его возбуждения. Как только в его эротические фантазии проникают другие женщины, в силу вступает предупреждение Христа: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матфей 5:28).

Во-вторых, подобные эротические материалы не могут помогать супругам в половой жизни. Привлечение третьей стороны в интимные отношения может только привести к разочарованию, т.к. это неизбежно повлечёт за собой разрушительные для брака сравнения.

Я не отрицаю временное возбуждение, которое дают эротические материалы. Если бы они не возбуждали, то люди бы не интересовались ими. Но временное наслаждение и сила переживаний не даёт нам права оправдывать эту порочную практику. Десять женщин могут доставить мужчине гораздо большее наслаждение, чем одна, – ненадолго. Мы просто покупаем сиюминутное наслаждение ценой долголетней печали. Эти женщины не могут стать ему помощницами или воспитать его детей лучше, чем одна женщина.

Супруги могут получать сиюминутное наслаждение посредством фильмов, книг или журналов разной степени откровенности. Но это не верно. Похоть всегда требует больше возбуждения – всё больше и больше! Следовательно, похоть пытается заполучить от предельного человека то, что может дать только бесконечный Бог. В обмен на возбуждение мы получаем долголетнее разочарование и глубокую неудовлетворённость. Жена не может возбуждать больше, чем ей дано, а у мужчины нет такой выносливости или удали, о которой пишут в журналах. Итак, супруги просто покупаются на ложь. Секс в реальном мире совсем не таков, как его представляют в эротической литературе. Но поскольку они согласны с ложью о том, что мужчине и женщине «всегда мало», они почувствуют не удовлетворённость тем, что им даровал Бог.

Основа удовлетворения заключается в следующем: для получения Божьего благословения мы должны примириться с нашими ограниченными возможностями. Принимаемые с мудростью, наши предельные возможности признаются как благословение.

В чём заключаются эти ограничения? Мужчине даётся одна женщина. Человеку пределен в достижении сексуального наслаждения. Все эти ограничения человека – великое благословение от Бога, т.е. хорошо быть творением. Наши мысли приносят долгосрочные последствия; и только они могут стать на страже продолжительного сексуального наслаждения.

Бунт против Бога затруднил понимание важности разграничения между Творцом и творением, потому что всё противостояние Богу, в сущности, сводится к желанию занять Его место. Люди не просто хотят уйти из-под власти Бога, они желают возвыситься над Ним. Это не означает, что люди всегда сознательно хотят свергнуть Творца. Бога не заботит исход их жалких попыток. Но совершенно определённо, эти не увенчавшиеся успехом попытки «стать Богом» породят хаос в жизни мятежников. И если бунт произошёл в сфере секса, то и хаос начнётся там же.

Основная проблема похоти заключается в том, что она упрямо отказывается мириться с установленными границами. Как указывалось выше, похоть – это желание получить от предельного существа то, что может дать только беспредельный Бог. Она пытается возвысить творение (секс) до уровня Бога. Но поскольку мы – предельны, наше сексуальное наслаждение также имеет границы, т.е. в конце концов, оно заканчивается. Но похоть не способно сказать «хватит». Всегда должно быть что-то ещё. Такой секс доставляет удовольствие, но не приносит удовлетворения. Именно поэтому похоть всегда ведёт к разного рода извращениям. Как только похоть выдавила всё возможное удовольствие из наших ограниченных Богом сексуальных возможностей, она требует захвата новой территории. Тот факт, что новая территория враждебна по отношению к истинному сексуальному наслаждению, не остановит человека, одержимого похотью. Он мчится вперёд, мало задумываясь над тем, что уничтожает объект своего поклонения.

Мы должны вернуться к 1 Фессалоникийцам 4:3-5. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога…» Важно отметить, как апостол Павел связывает нашу чистоту со знанием Бога. Если бесконечный триединый Бог Библии отрицается, то рано или поздно (по крайней мере, в мыслях) что-то должно занять Его место.

Для одержимых похотью идолом становится сексуальность. А участь этого кумира подобна участи всего творения, возведённого до уровня «божества». Неспособное стать Богом, оно становится извращением, которому служат и поклоняются его вассалы – такие же убогие существа с извращённым сознанием. Но и этот идол, подобно многим другим, рухнет. Его уши не услышат, его глаза не увидят, его руки не смогут любить.

Библия говорит нам, чтобы мы преобразовывались обновлением ума нашего. Мы должны учиться смотреть на нашу жизнь другими глазами и не забывать, что секс играет значительную роль в нашей жизни. Следовательно, христианам следует избегать любого компромисса с миром в этом вопросе. Мы не должны не только не поддаваться развратным мирским представлениям, но также и уклоняться от реакционерства и пуританского ханжества. Другими словами, нам следует быть другими – или, как говорит Библия, святыми. Христиане должны искать святости и чистоты в сексуальной сфере жизни.

Воспитание верности

Бог сотворил нас мужчиной и женщиной. Это очевидный факт; но сам процесс творения назидателен. Когда Господь Иисус учил о разводе, Он обращался к божественному установлению брака при творении, о котором рассказывают первые главы Бытия. Он учил нас, что Бог создаёт супружескую пару, а что Бог соединил, то человек не в силах разорвать. Нам хочется поспорить, что в Бытии Бог соединил лишь Адама и Еву – две личности. Но этот аргумент противоречит учению Иисуса, Который настаивал на том, что Адам и Ева были образцовой супружеской парой. Когда Господь соединял их, Он сочетал каждого мужчину и женщину, желающий заключить супружеский завет.

Другие очевидные факты также вытекают из божественного установления брака при творении. Поскольку Бог сотворил Адама и Еву, гомосексуальные связи исключаются; поскольку Адам не мог найти себе соответствующего помощника среди животных, скотоложство запрещено. И, наконец, поскольку Бог сотворил только одну женщину для Адама, Он чётко демонстрирует нам моногамную модель брака.

Вопрос с моногамией мог бы решаться легко, ели бы не случаи полигамии, встречающиеся у мужей веры в Ветхом Завете. Как нам следует понимать это? Во-первых, полигамия была введена человеком, а не Богом. Первое упоминание о многожёнстве мы встречаем в Бытии 4:19, однако там нет никакого намёка на божественное одобрение действий Ламеха. И всё же, даже признавая человеческое происхождение полигамии, мы видим, что многие святые Ветхого Завета – Авраам, Иаков, Давид, et al – имели по несколько жён.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что он не относится к разряду академических. Он не высосан из пальца. Мы живём в культуре, непрестанно атакующей семью в библейском понимании этого слова. Если в нашем обществе не произойдёт библейская реформация, то в скором времени в Соединённых штатах будут узаконены полигамные браки. Какова будет позиция церкви в этом случае? И почему? Мы не можем отделаться расхожими фразами; наш ответ должен быть обоснован с точки зрения Библии. Мы должны построить богословие брака, принимая всё Писание во внимание, включая и многожёнство ветхозаветных мужей веры.

Во-первых, мы должны помнить, что божественное установление: Бог сотворил пару людей. Мы, как христиане, должны стремиться жить согласно этому установлению.

Во-вторых, Новый Завет учит нас, что каждая супружеская пара представляет Христа и церковь. Грешные мятежники не только разрушают свои собственные жизни, но и лгут о Христе. Христос – Жених, и церковь – Его Невеста. Поскольку у Христа лишь одна Невеста, полигамный брак искажает представление о Нём. Следовательно, полигамии должны избегать все утвердившиеся христиане; эта практика бесчестит Бога верности.

Это понимание брака объясняет, почему христианская церковь требует, чтобы епископы и пресвитеры были «одной жены мужьями» (1 Тимофею 3:2; Титу 1:6). Наставники должны подавать пример всем остальным святым (Евреям 13:7, 17). Следовательно, Библия строго запрещает полигамные браки среди служителей церкви. В то же время, в культурах, где полигамия легальна, многоженец может быть принят в члены церкви. Например, что делать мужу, у которого три жены, если он обратится к Богу? В отличие от прелюбодея или гомосексуалиста, он не может расстаться со своим грехом. Он должен оставаться в браке со своими жёнами. Мужчина может избежать полигамии только посредством развода, а это уже другой грех. Такой человек не должен допускаться до руководства в церкви, потому что его брак не отвечает библейской модели. Тем не менее, примеры из Ветхого Завета свидетельствуют нам о том, что Бог до некоторой степени терпим к полигамии.

Готовясь к браку, христиане должны научиться воспитывать в себе верность к жёнам. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога…» (1 Фессалоникийцам 4:3-5). Здесь выделяются два аспекта.

Первое – это противостояние неверности или, словами Павла, воздержание от блуда. Иисус говорит резкие слова в отношении похоти, а мы живём в обществе, которое не поощряет скромность в одежде женщины. Нас окружает блуд в журналах, фильмах и книгах. Каждый день мы многократно подвергаемся соблазну измены. Слово Божье заповедует мужчинам воздерживаться от блуда.

Второй аспект наставлений Павла говорит о безраздельном внимании к жёнам. В этом отрывке внимание носит сексуальный характер. Мужской сосуд должен соблюдаться в «святости и чести». Автор Послания к Евреям утверждает тоже: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евреям 13:4).

Существуют также и внешние опасности. Зачастую мужу не удаётся оградить брак от тесных отношений с представителями противоположного пола вне семьи. Мужчина может позволить развиваться женской дружбе – его жена не только мать, сестра, дочь или бабушка. Женщина может быть близка с мужем, отцом, братом, сыном или дедом. Это безрассудство; когда двое стоят на страже только лишь физической близости, они позволяют развиваться бесконтрольно другим формам близости. Ради сохранения единства, супругам следует подружиться с другими семейными парами и общаться с ними всей семьёй.

Мужчинам следует уклоняться от блуда не потому, что они против секса; они воздерживаются от надругательства над ним. Наша культура поступает с сексом также как те, кто жуют с открытым ртом, с едой. Библия говорит, что секс должен быть в чести у христиан; оказывать честь значит высоко ценить. Христиане, укрывшиеся от общественного блуда в пуританском ханжестве своих спален, тоже часть этой проблемы.