Диакониссы?

Вейзельское соглашение (1568), которое было направлено на упорядочение жизни реформатских церквей в Нидерландах, разделяет диаконов, следуя учению Кальвина, на две категории. Одни из них должны заниматься сбором и раздачей милостыни, предназначенной нуждающимся. Другая категория обязана заботиться о больных, раненных и заключенных. В кругу второй категории диаконов есть место также для женщин. Братья в Вейзеле совместно приняли следующее заявление: «Мы полагаем, что там, где это будет нужно, женщины твердой веры, благопристойного образа жизни и преклонного возраста, по примеру апостолов могут быть причислены к этому церковному чину»[29].

Как видно, здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что в реформатских церквях Нидерландов говорится о диакониссах, которые получают место в кругу официальных диаконов. Многие придерживаются мнения, что в этом решении выражены взгляды Кальвина. В то же время это мнение оспаривается[30]. Соответствующий отрывок из «Наставлений» (IV, 3, 9) не отличается ясностью. С одной стороны Кальвин действительно пишет: «Женщины не могли заниматься никакой публичной деятельностью, кроме служения бедным». Однако немного дальше, когда он рассуждает о призвании к церковному служению, он постоянно говорит о «служителе» или «служителях» (срн. «Наставления», IV, 3, 10, 11). На самом деле, довольно сложно сделать какой-либо однозначный вывод из написанного Кальвином.

В Нидерландах были такие церкви, которые применяли на практике решение братьев в Вейзеле. Так, например, ещё в шестнадцатом веке в церкви Амстердама служили диакониссы, которые, как правило, назначались на это служение церковным советом по рекомендации диаконов. Эти сестры занимались бедными, больными, сиротами, престарелыми и роженицами. Позже они также занимали место «приемной матери» в сиротском приюте и доме престарелых женщин[31].

Однако на общенациональном синоде в Мидделбурге (1581) церкви решили прекратить такую практику. Перед синодом был поставлен вопрос: «Следует ли возобновлять служение диаконисс?» Ответ прозвучал: «Нет, поскольку из-за этого могут возникнуть сложности»[32]. В чем именно заключались эти «сложности», не уточнялось. Вероятно, следует понимать здесь проблемы, касающиеся положения этих диаконисс. В церкви в Ден Гоорне (Тексел), например, диакониссы входили в церковный совет![33].

Понятие «диаконисса» все больше исчезало из церковной жизни, пока в кругу так называемых «опечаленных» церквей (Doleantie) не прозвучал призыв к его возвращению. Во время известного Диаконского Конгресса, проведенного в 1888 в Утрехте, из уст В. ван ден Берга прозвучало: «Диаконисса – это вовлечение женщины к церковному служению. В пророческом и священническом служении женщина молчит; в священническом служении она выступает только в качестве помощницы. 1 Тимофея 5:3, 9-16»[34].

Ван ден Берг, несомненно, поддерживал мнение Воэция (1589-1676), который выступал за восстановление служения диаконисс, однако не как женщин-диаконов, а как «помощниц» диаконов. То, что кратко сформулировал Ван ден Берг, отличается от того, что отстаивали братья в Вейзеле. Они однозначно имели в виду женщин-диаконов, которые будут занимать эту церковную должность. Ван ден Берг не видит диаконисс в кругу диаконского церковного чина, а называет их «помощницами» диаконов.

К. ван дер Лейст написал захватывающий рассказ, в котором он показывает, как в церкви Гарлингена ещё с начала прошлого века служат диакониссы как «помощницы» диаконов[35].

На мой взгляд, таким диакониссам всегда найдется место в реформатском церковном праве. Ведь речь уже идет о помощницах в рамках диаконского служения, которые всё же отличаются от диаконского церковного чина. В Гарлингене эти сестры назначаются расширенным церковным советом и служат под руководством диаконов. Следует всё-таки обратить внимание на существующую разницу между этой практикой и тем, что апостол Павел написал в 1 Тимофея 5. Апостол в этом отрывке послания говорит об «истинных вдовах», при этом имея в виду сестер в возрасте старше шестидесяти лет. В «Указаниях для коллегии диаконисс» церкви в Гарлингене сообщается, что эта коллегия состоит из семи сестер, которые являются исповедующими членами церкви. Таким образом, к выполнению этих обязанностей могут назначаться не только вдовы старше шестидесяти лет!

Существует также альтернативное прочтение 1 Тимофея 5: этот отрывок можно понимать таким образом, что апостол Павел там наставляет Тимофея, как именно он должен почитать «истинных вдов» (срн. стих 3). При этом не обязательно апостол дает указания, как задействовать сестер в работе церковной общины.

Вполне вероятно, речь может идти о сестрах, которые, очевидно, получили дары Святого Духа, чтобы своим служением приносить пользу церковной общине.

В Гарлингене сестер назначает расширенный церковный совет. На мой взгляд, это самый лучший способ. После этого назначения может следовать особенная молитва в кругу церковной общины. Если же перейти к открытому утверждению на собрании общины, тогда возникает та самая «сложность» (неупорядоченность), о которой говорилось в Мидделбурге в 1581 году: стираются различия между церковными чинами.

В наших церквях уже на протяжении многих лет существует практика, что братья и сестры назначаются церковным советом. Тогда они становятся, например, членами комиссии по делам миссионерства или евангелизации. Эта практика себя оправдала. Мне кажется весьма разумным следовать этому обычаю также при назначении диаконисс. Служащие сестры также не должны занимать такое положение в церковной общине, когда задание, доверенное им, превозносится над другими видами деятельности, которые выполняются в общине по поручению церковного совета.

В нидерландской реформатской (Hervormde) церкви ввели новую категорию bedieningen (букв. «обслуживающие», «прислуживающие») как промежуточный этап между официальными служителями и членами общины[36]. Однако на практике оказывается довольно трудно провести четкое различие между официальным служением и этой новой категорией[37]. Церквям нужно сначала хорошенько подумать, прежде чем перейти к этой модели!

Мы с вами видели, как в апостольской церкви женщины были задействованы в церковном служении, при этом не становясь предводителями церковной общины. Церкви поступают правильно, когда придерживаются такого подхода. Святой Дух наделяет Своими дарами также женщин. Апостол Павел акцентирует на том, что каждому дается откровение Духа для общего блага (срн. 1 Кор. 12:7). И церкви должны это помнить. К счастью, существует множество церковных общин, в которых церковный совет назначает сестер для определенной деятельности.

Развитие такого подхода заслуживает постоянного внимания.

И в заключение. Святой Дух – это Дух, исходящий от Отца. Своей обновляющей работой Дух почитает работу Творца. Он возвращает женщине и мужчине то место, которое было определено им Творцом. Это может и должно проявляться, в первую очередь, в Христовой церкви. В церкви Святой Дух ведёт нас снова к «началу». Именно поэтому в церкви нет женщин-предводителей. Так в век идеалов равенства и всеохватной эмансипации постоянно звучит напоминание нам о порядке Божьего творения, в котором мужчина и женщина обрели свое определенное место и призвание. Как раз в наши дни просто необходимо, чтобы «через церковные окна ещё были видны очертания обратной дороги к раю»[38], хотя многие в Нидерландах уже забыли, что такое рай!

[1] Срн. G. Huls, De vrouw in de kerk, Baarn 1965, p. 17 e.v. Срн. также C. Gerlings, De vrouw in het oud-christelijke gemeenteleven, Amsterdam 1913, p. 68

[2] Срн. J.van Bruggen, Ambten in de apostolische kerk, Een exegetisch mozaЇk, Kampen 1984, p. 70, 71.

[3] Herman Ridderbos, Paulus. Ontwerp van zijn theologie, Kampen 1966, p. 504

[4] Так, например, Ян ван Брюгген, пишет: «Апостол Павел не запрещает в 1 Коринфян 11 пророчествование женщин, несмотря на то, что в 1 Коринфян 14 он учит, что это пророчествование не должно происходить во время богослужений» ( J. van Bruggen, Emancipatie en Bijbel, Amsterdam 1975, p.52.). Позже он рассматривает данную ситуацию уже иначе, срн. J. van Bruggen, Spreken en zwijgen van vrouwen in de gemeente, De Reformatie, jrg. 67., p. 399.

[5] J. van Bruggen, Emancipatie en Bijbel, p. 56.

[6] J. van Bruggen, Emancipatie en Bijbel, p.56. М. Й. Веркерк в своей критике на отчет комиссии «Право голоса женщин в церкви», работающей на генеральном синоде Оммена 1993, не уделяет никакого внимания поучениям апостола Павла в 1 Коринфян 11 о положении мужчины и женщины (M.J. Verkerk, Over kakelende kippen en kraaiende hanen, Radix, jrg. 22, nr. 1, p.67 e.v.). Я полагаю, это серьёзное упущение!

[7] M.J. Verkerk, A.W., p. 69,70. Веркерк выступает против использования «иерархических терминов»: «Быть главой — означает власть, покорность или подчинение? » Несмотря на то, что иерархические термины не находятся на своем месте, словосочетание «быть главой» всё же говорит о власти и признании этой власти! В Ефесян 1:22 апостол Павел сначала пишет, что Христос – глава над всем, и потом продолжает говорить о Христе как Главе Его церкви. Первое проливает свет на второе.

[8] Срн. J. van Bruggen, Emancipatie en Bijbel, p. 45,46.

[9] Срн. J. van Bruggen, Spreken en zwijgen van vrouwen in de gemeente, p.397 e.v.

[10] J. van Bruggen, Spreken en zwijgen van vrouwen in de gemeente, p.398, 399. Н. Гоммес (N.J. Hommes, De vrouw in de kerk, Franeker 1951, p. 88, 89) отстаивает мнение, что апостол Павел говорит о замужних женщинах. Д. Голверда (D. Holwerda, Discussie-nota inzake vrouwelijke ambstdragers, De plaats van de vrouw in de gemeente, 1978) оспаривает этот подход. Голверда указывает на то, что Павел в 1 Кор. 11 отталкивается от «последовательности творения», а не от супружеских отношений. Он пишет: «В посланиях апостола Павла женщина, как правило, всегда замужняя. Большинство женщин в древние времена были замужними и при этом выходили замуж в достаточно юном возрасте. Поэтому в 1 Кор. 14:35 апостол мог абсолютно спокойно сказать, что женщины дома должны спрашивать своих собственных мужей, чтобы те объяснили им всё, что они желают знать. Однако это никак не изменяет общий принцип, из которого исходит апостол, а наоборот – подтверждает его. Поэтому в аргументации Павла не сказано ни слова о том, что незамужняя женщина будто бы обладает большими правами, нежели замужняя. Женщина всегда остаётся женщиной, в браке или нет, – и это должно отражаться на её деятельности и поведении» (стр. 25).

[11] Herman Ridderbos, De Pastorale Brieven, Kampen 1967, p.79.

[12] Срн. Herman Ridderbos, Heilsgeschiedenis en Heilige Schrift, Kampen 1955, p.137. Когда М. Веркерк (M.J. Verkerk, A.W., p. 72) считает, что «учительство» в практике древней церкви не было частью «определенной» должности, а представляло собой взаимное назидание и обличение, то он не уделяет должного внимания тому, что тогда существовали старейшины, которые «обучали» (срн. 1 Тим. 5:17), и что апостольская церковь знала «учителей» (срн. 1 Кор. 12:28) и «пастырей и учителей» (срн. Еф. 4:11). Хотя люди учили друг друга (срн. 1 Кор. 3:16), существовали также должностные лица, в обязанности которых входило обучение, которое, очевидно, проводилось на собраниях церкви.

[13] Гоммес (N.J. Hommes, A.W., p.121, 122) считает, что властвование обретает здесь неблагоприятное звучание: быть главным, командовать. Д. Голверда (D.Golwerda, A.W., p. 13) придерживается такого перевода: переступать через мужчину. Герман Риддербос (H. Ridderbos, De Pastorale Brieven, p. 82) указывает на то, что властвование не обязательно имеет неблагоприятную коннотацию. Я полностью согласен с ним. Если бы речь шла о «командовании», почему тогда Павел аргументирует свою позицию так широко, прибегая даже к сотворению и грехопадению? Мотивы апостола исключают мысль о «командовании». Ведь тогда из того, что говорит Павел, можно было бы сделать следующий вывод: что здесь запрещается женщинам, позволяется мужчинам!

[14] H. de Jong, Paulus’ gebruik van Genesis 1-3 inzake de man-vrouw-verhouding, in: Begeleidend schrijven. 25 jaar Theologische Studiebegeleding, Amsterdam 1994, p. 81. Де Йонг даже считает, что при определении позиции женщины мы должны больше обращать внимания на слова Господа Иисуса Христа, чем апостола Павла (ст. 83). Однако тогда Писание противоречит само себе! М. Веркерк указывает на культурный аспект: «Павел не хочет, чтобы женщина-христианка сравнивалась с гетерой!» (A.W., p.72). Я. ван Брюгген говорит о «мираже», возникающем у тех, кто опирается на этот культурный аспект. Он пишет: «В эллинистический период женщина во многих сферах становится равноценной мужчине. Она принимает участие в политике и спорте, искусстве и философии… Фактически эллинистическая женщина настолько же эмансипирована, убежденная в своей равноценности с мужчиной, как современная женщина» (Emancipatie en Bijbel, p.48).

[15] J.van Bruggen, Ambten in de apostolische kerk, p. 117.

[16] J.van Bruggen, Ambten in de apostolische kerk, p. 117.

[17] Срн. A.F.J. Klijn, Apostolische Vaders, I, Kampen 1981, p.255.

[18] Срн. A.F.J. Klijn, Apostolische Vaders, II, Kampen 1983, p.148.

[19] Вовсе не обязательно видеть здесь одну группу одинаковых людей только по причине употребления одного общего для всех артикля, как это считает Я. ван Брюгген. Срн. A.N. Hendriks, Met oog op de gemeente. Populair-Theologische bijdragen, Kampen 1991, p.90.

[20] Срн. A.F.J. Klijn, Apostolische Vaders, II, Kampen 1983, p.224, 225.

[21] Срн. L. Zscharnack, Der dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche, Göttingen 1902, p. 102, 103.

[22] Срн. . L. Zscharnack, p.111. Форге ( J. Forget, Diaconesses, in: Dictionnaire de Theologie Catholique, Iv, Paris 1939, k. 688) говорит по поводу доклада Плиния: “A ce témoignage, du commencement du lle siècle on ne peut en ajouter un autre, qui lui serait postérieur d’une cinquantaine d’années”

[23] J.van Bruggen, Een vrouw waar geen woorden voor zijn (Romeinen 16:1-2), in: Ambt en Aktualiteit. Opstellen aangeboden aan prof. dr. C. Trimp, F.H. Folkerts e.a. red., Haarlem 1992, p. 52.

[24] J.van Bruggen, Een vrouw waar geen woorden voor zijn, opteert voor ‘diaken’ (p.53). П. Нимейер видит в ней «представительницу»: Фива появляется в Риме, чтобы выполнять определенные задания от имени Кенхрейской церкви (P. Niemeijer, Zuster zonder grenzen, Nader Bekeken, jrg. 1, p. 79).

[25] Павел называет Фиву также … prostatis, то есть помощницей (Рим. 16:2). Основное значение этого слова указывает на управление, юридическую ответственность, опеку. Следуя О. Монтевекки, Я. ван Брюгген считает, что prostatis здесь используется метафорически. Подобно Фебе из мифологии Фива для многих была защитницей! Однако ван Брюгген сомневается, что принимая во внимание использование слова prostatis, можно прийти к выводу, как это сделал Монтевекки, что у Фивы были руководящие функции (Een vrouw waar geen woorden voor zijn, р. 59).

[26] Срн. J.van Bruggen, Ambt in de apostolische kerk, p. 70

[27] J. Kamphuis, Altijd met goed accoord, Amsterdam 1973, p.136.

[28] Срн. A.N. Hendriks, A.W., p.99.

[29] Срн. P.Biesterveld/H.H. Kuyper, Kerkelijk Handbeokje, Kampen 1905, p. 21.

[30] Срн. J. Severijn, Diakonia der vrouw, Maassluis z.j., p. 175.

[31] Срн. G. Huls, a.w., p. 84, 85.

[32] Срн. P.Biesterveld/H.H. Kuyper, a.w., p. 175.

[33] Срн. G. Huls, a.w., p. 85.

[34] J.C. Rullmann, De Reformatie van het Diaconaat gedurende de laatste veertig jaren, in: Diaconaal Handboek, A.J.L. van Beeck Calkoen e.a. red., Rotterdam 1929, p. 17.

[35] C. van der Leest, Een eeuw diaconessen in Harlingen, Dienst, jrg. 39, nr. 2, p. 12 e.v.

[36] А.Ф. Н. Леккеркеркер (A.F.N. Lekkerkerker, Oorsprong en funktie van het ambt, ‘s-Gravenhage 1971, р. 186) замечает: «При введении церковного уклада в 1951 году эта новая категория рассматривалась в том числе и как средство, которое смогло бы преодолеть обособленность официальных служителей, которая возникает вопреки общему священству верующих».

[37] Срн. A.F.N. Lekkerkerker, a.w., p. 20, 21.

[38] J. van Bruggen, Emancipatie en Bijbel, p. 99.