Вопрос относительно рабыни, купленной в качестве жены

Дабы иметь более полное представление о ветхозаветных законах относительно развода, нам следует вкратце рассмотреть закон из «Книги Завета» (Исход 21:7–11).

«Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;

если она не угодна господину своему, и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;

если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;

если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;

а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа».

Этот закон рассматривает вопрос покупки девушки в качестве жены для покупателя или его сына. Текст 7 стиха показывает, что этот случай отличается от предшествующего (2–6 стихи, которые рассматривают вопрос времени содержания в рабстве и освобождения рабов). Девушка не могла быть освобождена через шесть лет рабства. Ведь у нее был статус жены господина (9–10 стихи). Библия говорит, что в те времена традиционное приданое за невесту (которое не регулируется в Божьем Законе) не выплачивалось родителям девушки, но служило оплатой родителей своей дочери (3-я Царств 9:16, Михей 1:13–14). Требование родителями денег у просителя означало, что они продают свою дочь в качестве жены-рабыни. Таково значение данного закона (13).

Родители, которые нуждались в деньгах, могли «продать» свою дочь в качестве жены-рабыни вместо безвозмездной передачи жениху. В данном случае девушка находится в унизительном положении, ибо так она лишена независимого источника доходов, который могла бы получить в виде законного приданого. Более того, она пребывала в статусе жены-рабыни. Таким образом, у нее не было никаких прав развестись со своим мужем-хозяином.

Однако этот закон защищает права девушки, проданной в рабство своими родителями. Во Второзаконии 21:10–14 представлен закон, который рассматривал вопрос девушки-рабыни, плененной во время войны и взятой одним из воинов себе в жены. Как в первом законе, так и во втором у мужа-господина есть право развестись с женой-рабыней, если она «не нашла благоволения в его глазах» (14). На первый взгляд кажется, что эти законы весьма терпимо относятся к разводу по любой причине в отношении жены-рабыни. У свободной жены было намного больше прав (во Второзаконии 24:1 говорится о «непристойности» свободной жены). Однако жена-рабыня в случае развода должна быть освобождена от рабства. Родители или ближайшие кровные родственники могли выкупить свою дочь. Ни при каких обстоятельствах ее нельзя было продать иноплеменнику. Ведь в случае продажи иностранцу эта женщина оказывалась вне заветного сообщества Израиля. Таким образом, этот закон защищает принадлежность жены-рабыни заветному сообществу Бога. Если ближайший родственник отказывался выкупить ее из рабства, тогда эту женщину продавали другому израильтянину. В случае девушки, которая была пленена на войне и взята в жены одним из воинов, ситуация была несколько иной. Если она «не находила благоволения в глазах» своего мужа-господина, тогда он был обязан полностью освободить ее (и даже позволить своей бывшей жене-рабыне возвратиться в свою страну, если она этого пожелает) (Второзаконие 21:14). В том случае, если муж-господин берет себе вторую жену, закон защищает жену-рабыню (которая была продана в рабство своими родителями) и стоит на ее стороне. Хотя она и была куплена, это не значит, что она является второсортной женой. Муж обязан обеспечивать ее пищей и питьем, предоставлять кров над головой и исполнять непосредственные супружеские обязанности. Если он пренебрегал своими обязанностями или отказывался их исполнять, тогда у жены-рабыни было полное право оставить такого мужа-господина. В данном случае от нее не требовалась плата за освобождение из рабства. Будучи свободной, женщина имела право подать на развод.

Рассмотрим следующий случай. Если мужчина покупал девушку у ее родителей в качестве жены для своего сына, тогда он был обязан относиться к ней по обычаю дочерей. Мы точно не знаем, что подразумевается под этим выражением. По всей вероятности, закон предполагает следующее. Мужчина, купивший девушку в качестве жены для своего сына, должен относиться к ней как к своей дочери, которую он выдает замуж. По всей видимости, этот мужчина был обязан обеспечить девушку приданым. В таком случае, она приобретала положение свободной жены (но не жены-рабыни).

Интересный пример исполнения этого закона (который был немного видоизменен) мы находим в книге Руфь. Ноеминь желает выдать Руфь замуж, но у нее нет возможности обеспечить свою невестку приданым. Тогда эта женщина решает продать землю, которую она получила в наследство от своего умершего мужа Елимелеха. Ноеминь желает продать Руфь вместе с земельным наделом. Но возникает затруднение. Так как у Ноемини нет наследника мужского пола, она не может продать свою землю. В таком случае землю должны выкупить родственники. Родственник, который желал выкупить землю, назывался «искупителем». Несмотря на то что Руфь была продана Воозу, у нее было право родить законного наследника, который наследует земельный надел Елимелеха и Махлона (бывшего мужа Руфи).

В следующем разделе мы не будем ссылаться на этот закон. Ведь обычай продавать дочь в рабство по причине обнищания родителей не известен нашему современному обществу. Модель общественной жизни современного западного мира разительно отличается от реалий древнего Израиля.