Примечания

1. Первосвященнику было строжайше запрещено жениться на вдове (которая не была девственницей) и иноплеменнице (Левит 21:14).

2. В данном случае этот закон сформулирован с позиции мужа, который разводится со своей женой. Однако нам следует всегда помнить, что принципы данного закона применимы как к мужчинам, так и к женщинам в равной мере (Евангелие от Марка 10:12, 1-е Коринфянам 7:13). Согласно греко-римскому закону, у мужа и жены были равные права на развод. В иудейской же среде жена могла написать разводное письмо. Однако для того, чтобы оно имело юридическую силу, требовалось разрешение мужа (см. zie Misjna, Gittin 2.5, 7; 6.2; J. van Bruggen, Het huwelijk gewogen: 1 Korinthe

(Ton Bolland: Amsterdam, 1978) 123-26; Tal Ilan, Jewish Women in Greco-Roman und Studien zum Antiken Judentum 44 [Tübingen: J. C. B. Mohr, 1995] 141-47.

Илан упоминает о найденном папирусе с текстом разводного письма, которое было адресовано женой своему мужу (41,146).

3. По мнению Иеремии, Израиль (после своего прелюбодеяния) не должен ожидать, что Господь примет его просто так, с распростертыми объятиями.

4. См. J. Douma, Echtscheiding (Ton Bolland: Amsterdam, 1982) 16; J. Murray, Divorce (Presbyterian and Reformed: Philadelphia, 1961) 10.

5. Господь Иисус подтвердил это, утверждая, что развод (за исключением случаев, связанных с прелюбодеянием) является грехом. Также Иисус считает, что смертная казнь за прелюбодеяние не является обязательной. Этим объясняются действия Иосифа в отношении Марии (Евангелие от Матфея 1:19).

6. Яркий пример замены смертной казни денежным возмещением находится в книге Исход 21:28–30. А Притчи 6:32–35 предупреждают нас, что в случае прелюбодеяния оскорбленный супруг может быть так сильно разгневан, что не пожелает заменить смертную казнь денежным возмещением. Следует помнить, что вопрос смертной казни инициировался не судьями, а невиновной стороной. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения (то есть на судебном заседании), не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров (то есть сколько бы ты не предлагал денег за сохранение своей жизни)» (Прит. 6:32–35). Zie verder mijn artikel, “De Doodstraf in Gods Wet,(http://katwijk.gkv.nl/anderson/pdfdutch onder de rubriek Gods wet en Studies in de Pentateuch) in een eerdere versie gepubliceerd in De Reformatie 74.14 (9 jan. 1999) 294-97; 74.15 (16 jan. 1999) 317-19.

7. Далеко не все страны, из которых эти женщины были родом, географически располагались в Ханаанском регионе (жители Ханаана были прокляты Богом), Ездра 9:1. Поэтому мы не можем уверенно заявлять, что рассматриваемые разводы были исключением из правил в отношении браков, которые были заключены с жителями Ханаана. Также известно, что дети, рожденные от таких браков, должны были быть отправлены в другие страны. По всей вероятности, эти дети не были обрезаны.

8. Буквальный перевод текста книги Ездры 9:14 – «эти люди мерзости» (то есть люди, которые совершают эти мерзости).

9. Во Второзаконии 22:28 говорится о двух людях, «которых схватили вместе». Однако Святое Писание ожидает истинного покаяния грешника. В таком случае грешник добровольно признается в совершенном грехе и принимает наказание, осознавая свою ответственность. Больше можно узнать из моей статьи «De consequenties van seks vóór het huwelijk” to be found at http://katwijk.gkv.nl/anderson/pdfdutch under the heading Gods wet en Studies in de Pentateuch.

10. Вопрос заключается в следующем: может ли один из супругов требовать смертной казни за преступление, которое предполагает возможную (но не обязательную) высшую меру наказания? Я оставляю этот вопрос открытым. Должно быть совершенно понятным то, что в этих обстоятельствах даже преступление, караемое смертной казнью, не может рассматриваться как законное основание для развода.

11. Иудейские предписания можно найти в Mishnah: Ketuboth 4:4; 1:5 и Kiddushin 4:12.

12. Буквальный перевод этого текста – «жена по завету».

13. Текст 1-й книги Царств 18:25 следует понимать в контексте этого закона. Саул, попросив Давида купить у него свою дочь Мелхолу, унизил не только его, но свое родное дитя.

14. Закон в 21 главе книги Исход говорит о женщине как о «раах в его глазах». У этого слова есть множество значений. Например, «неугодная» или «злая». Закон в книге Второзакония 21:14 рассматривает ситуацию, в которой муж «не находит благоволения» в своей жене. Видимо, слово «раах» в Исходе 21:8 следует перевести как «неугодная».

15. Смотрите объяснения раввинов. Во времена Иисуса наиболее популярным был либеральный взгляд школы Гиллеля.

16. Слово «порнейя» («нечистота») означает все формы запрещенной сексуальной практики (например, гомосексуализм, скотоложство, прелюбодеяние). Значение этого слова не ограничивается прелюбодеянием.

17. Я не считаю, что развод по библейским причинам является грехом по своей сути. Бог разрешает развод, если есть библейские причины. Но все же развод является результатом греха в браке. Развод на основании небиблейских причин — это грех.

18. В данном контексте нам следует рассмотреть совет апостола Петра (1-е Петра 3:1–2).

19. В данном случае Иисус Христос не говорит о церемониальном законе. В Своей Нагорной проповеди Господь не рассматривает аспекты этого закона. Различия между нравственным и церемониальным законами рассмотрены мною в статье Het Gebruik van Gods Wet.

Следует отметить, что апостол Павел разрешает разводы по этой причине. Когда неверующий супруг запрещает жене служить Господу, развод допустим. Однако нам не следует ограничивать разрешение Павла только этим случаем. Ведь есть ситуации, когда неверующий супруг просто оставляет свою жену по причине «охлаждения чувств».