Предисловие к русскому изданию

Христиане склонны считать себя одновременно гражданами этого мира и мира грядущего. Такая позиция зачастую создает трудности в самоопределении и выборе целей. Мы, как восприемники Божьей благодати, являемся прежде всего наследниками духовного царства, грядущего в вечности. Но с другой стороны, живя земной жизнью, мы — граждане этого мира, а не только странники, пристально вглядывающиеся в небеса и предвкушающие неземную радость. Взирать лишь на небеса — значит смотреть за пределы того мира, который Господь, по Его собственным словам, так сильно возлюбил (Ин. 3:16). Полное и безоговорочное посвящение себя грядущему бытию свидетельствовало бы, по мнению некоторых современных сторонников кайперианского мировоззрения, о нежелании брать на себя ответственность за судьбы того мира, в который нас поместил Господь.

Абрахам Кайпер благоразумно держался «золотой середины» в вопросе отношения духовного и земного. Даже в его собственной жизни нельзя не заметить этой уравновешенной позиции. Он был одновременно приходским пастором и премьер-министром страны, богословом и политиком, автором духовных размышлений и разработчиком социальных концепций, ректором христианского университета и популярным журналистом. Кайпер в своих лекциях по кальвинизму выражает уверенность в том, что кальвинистское мировоззрение, наполненное жизненной энергией, является необходимым для позитивного влияния христиан на культурную жизнь общества.

Христиане призваны проявлять активность во всех сферах жизни — в политике, искусстве, образовании, предпринимательстве, юриспруденции, сельском хозяйстве, правозащитной деятельности. Все это представляет огромную ценность для реформатской традиции, на которой базировался Кайпер. Реформатские христиане отнюдь не принижают важность личного благочестия и духовного опыта, как могли бы подумать некоторые не сведущие в реформатском наследии критики. Что до самого Кайпера, то он осознавал необходимость чаще прерывать свою общественную деятельность и записывать свои размышления о том, насколько важно для каждого христианина отдаляться от потребностей и запросов этой жизни, чтобы уединяться в потаенном, священном месте, где бы душа находилась один на один со своим Творцом. Свои размышления он изложил в популярной книге «Быть рядом с Богом».

Однако в сфере восстановления Божьего падшего творения и исправления его ради царства Иисуса Христа его деятельность была очень энергичной. Ученики Кайпера с любовью цитируют тот манифест, который он изложил в конце своей величайшей лекции «Sphere Sovereignity»: «Во всем творении и в каждой области человеческого существования нет ни одного квадратного сантиметра, о котором бы Иисус Христос, Владыка всего, во всеуслышание не объявлял: „Это — Мое! Это принадлежит Мне!“».

В этой книге представлены начала христианского мировоззрения, о котором многие реформатские и пресвитерианские христиане уважительно отзываются как о «кайперианском» мировоззрении. Сам термин «мировоззрение» принадлежит эпохе модернизма. Однако коллизия и упадок модернистского мировоззрения, произошедшие в конце XX столетия и приведшие к возникновению постмодернизма, породили, по крайней мере на Западе, глубокие сомнения в любом мировоззрении, поскольку каждое из них включает в себя дополнительные, подчас пагубные тенденции.

На рубеже XIX и XX столетия Кайпер осознавал, что индивидуализм, социализм и коммунизм были не пригодны для общества. Он все более и более убеждался, что в эпоху модернизма главный враг Церкви — гуманизм. Его деятельность была направлена на то, чтобы побудить христианскую Церковь обратиться к вопросам новой эпохи модернизма. Две мировоззренческие системы, христианство и модернизм, сошлись друг с другом в смертельной схватке. Однако столетие назад, когда Кайпер выступал со своими лекциями по кальвинизму в Принстонской семинарии, интеллектуальный мир, зараженный идеями модернизма, был еще не готов принять кайперианское мировоззрение.

Тем не менее на основные вопросы окружающей нас действительности, к которым всегда обращались все мировоззренческие системы, сегодня требуются ответы не в меньшей, а подчас и большей степени. Постмодернистское неприятие окончательных ответов и решений сопровождается новым и ничем не сдерживаемым интересом к вопросам смысла, цели и подлинности. И даже несмотря на то, что люди эпохи постмодернизма вряд ли согласятся со взглядом Кайпера на христианство, они найдут много общего в критике модернизма и, особенно, главного его постулата — неизбежном прогрессе и автономности человечества.

Русскоязычному читателю, думаем, будет важно узнать, что Кайпер разработал богословие многообразия. Он пытался бороться с проявлениями разобщенности, понимая, что христианство — а точнее, навязывание человеку христианства или какой-либо его формы — не могло помочь в разрешении этого конфликта. Следовало найти такую форму общественного устройства, при которой уважались бы права любой группы людей. Потому Кайпер отстаивал концепцию отделения Церкви и образовательных учреждений от государства. В нидерландском обществе XX столетия все идеологические фракции — христианские демократы, либералы, социалисты, католики и протестанты — основывали и развивали свои собственные социально-политические институты, без вмешательства со стороны государства и на базе своих идеологических убеждений. Подобная модель социальной структуры, получившей название «пиллеризация», подчеркивала более вертикаль идеологических различий, нежели горизонталь социально-экономических и классовых различий. Без сомнения, следует признать, что Кайпер, находясь у руля власти, не сумел полностью добиться того, чтобы в плюралистическом голландском обществе восторжествовало единодушие. Тем не менее даже сегодня политическое устройство Нидерландов основано на предположении, что правящая партия должна быть толерантна к другим идеологическим группам и сотрудничать, а не воевать с ними. Так или иначе, в течение всего периода времени, когда Кайпер находился на посту премьер-министра, он проводил в жизнь политику, направленную на решение конкретных проблем, и, следуя своей программе, сочетающей в себе элементы консервативных религиозных идей и прогрессивных социальных программ, постепенно взращивал в голландском обществе средний класс.

Эта книга появляется в России в то время, когда на передний план в нашей стране выходят вопросы, стоящие перед человеком эпохи модернизма, и проблемы, связанные с построением общества на новых принципах. Более семидесяти лет отчуждения России от остального цивилизованного мира способствовали тому, что вопросы модернизма и либерализма, волновавшие Запад на протяжении всего XX века и коренным образом изменившие сам его облик, обошли наше общество стороной. Сегодня христиане, будучи солью и светом для этого мира, могут способствовать развитию многих сфер жизни российского общества, применяя те принципы, на основании которых Кайпер строил свое христианское мировоззрение.

Юбилейный собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в августе 2000 года, осознал необходимость решения разнообразных задач, стоящих ныне перед российским обществом; стало очевидно, что сами церковные иерархи должны направить свои силы на разрешение этих задач. Одним из результатов этого Собора стала выработка и принятие четко сформулированной и всеобъемлющей социальной доктрины Русской Православной Церкви, в которой определялись жизненные принципы для верующих и неверующих. Сталкиваясь с вопросами политики и экономики, экологии и науки, образования и планирования семьи, а также с процессами глобализации, Русская Православная Церковь обращает внимание на нерешенные проблемы, общие для всех христиан. В настоящее время члены разных протестантских деноминаций — Баптистского союза, Союза адвентистов, Союза пятидесятников — объединяют свои усилия, чтобы выработать общую социальную концепцию, которая смогла бы ответить на актуальные социальные вопросы российского общества. Хотя вполне вероятно, что лидеры этих церквей столкнутся с непониманием в среде тех людей, которые не видят разницы между законом и благодатью.

Мы надеемся, что лекции по кальвинизму Кайпера помогут в решении актуальных вопросов, которые обсуждаются сейчас в российском обществе и в церкви.