Ислам (мусульманство)

Ислам является крупнейшей нехристианской религией в мире. Это единственная религия, которая вытесняет христианство на огромных географических территориях. Из всех религий ислам больше всех сопротивляется распространению христианской миссии как во время своего возникновения в VIIстолетии, так и в наши дни. Несмотря на то, что арабский мир остается родиной ислама, тем не менее, большинство мусульман проживает в Азии – в Индонезии, Бангладеш, Пакистане, Индии и странах Центральной Азии.

Раннее развитие

Мухаммед (570-632 гг.) родился в Мекке, коммерческом и религиозном центре Аравии, где он восставал против политеистических верований и несправедливости своего времени и получил, как верят мусульмане, откровения от Бога, позже записанные в Коране («чтение вслух»).

Ислам – это вера, которая состоит из элементов, заимствованных из местных вариантов иудаизма, христианства и арабского монотеизма. Более того, в этой религии осталось множество элементов языческих верований, в частности, паломничество к святилищу Кааб в Мекке, после того как идолы богов-покровителей племен были уничтожены и остались только упоминания об Аллахе (боге).

Мусульмане воспринимают свою веру как истинное откровение, которое было даровано людям через «пророков», включая Моисея и Иисуса, а впоследствии и через Мохаммеда. Считается, что откровение данного пророка является исправлением многих искажений, которые повлияли на иудейские и христианские верования и практики.

«Пять столпов» мусульманской религии включают, прежде всего, исповедание веры ислама: «Нет иного бога кроме Аллаха, а Мохаммед пророк его». Первая часть данных столпов-утверждений объединяет мусульман и христиан, а вторая приводит к их разделению. Вторая часть – ритуальная молитва – заимствовала свое название (салат), омовение, молитвенные позы и многое другое из иудейских и христианских источников. Сначала мусульмане, как и иудеи, молились в сторону Иерусалима и только спустя некоторое время начали молиться в сторону Мекки. Третий столп – милостыня – заимствует свое название от арамейского слова «закат», которое иудейские раввины использовали для описания даров благотворительности. Также и четвертый столп – пост – указывает на заимствованное иудео-арамейское слово «сом». Практика воздержания от пищи и питья в дневное время, не распространявшаяся на ночные часы, принадлежит иудеям. Вполне очевидно, что мусульманский пост совпадал с иудейским постом перед Днем Искупления, но впоследствии его заменил доисламский арабский священный месяц Рамадан.

Хотя пятый столп – ежегодное паломничество в Мекку – был заимствованием и новым истолкованием языческой практики (см. также «Паломничества»), тем не менее, в нем видны некоторые элементы, которые Бог использовал для наущения израильского народа. Слово «хадж», используемое для описания паломничества в Мекку, использовалось еще израильтянами для описания празднества в Иерусалиме (Пс. 80:4). Хождение вокруг святилища Каабы является повторением иудейского праздника Кущей (Пс. 25:6). Ношение особых одеяний и запрет на стрижку волос человека, находящегося в состоянии посвящения, напоминают библейские установления (напр., Лев. 16:4, Чис. 6:5).

Разнообразие выражений

Мусульмане сформировали сильный институт общины, управляемой божественным законом – шариатом, который, как в коранической форме, так и в дальнейшем развитии напоминает иудейскую устную Тору и раввинский закон. Этот закон – шариат регламентирует все стороны взаимоотношений и обязанностей по отношению к обществу и Аллаху, являясь религиозным обоснованием для семейного, уголовного и международного права.

Исламский закон был разработан для того, чтобы руководить внешней стороной мусульманских обязанностей. Мистицизм (см. «Суфии», «Суфизм») был привлечен для руководства внутренней стороной благочестия с ударением на опыт и любовь к Богу. Будучи по своей природе всеохватывающим, исламский мистицизм свободно заимствовал элементы у христианства, индуизма и других религий, и способствовал распространению ислама от пределов Северной Африки до Юго-Восточной Азии с помощью широко разветвленной сети определенных групп или братств. Его проявления видны как в практике благочестия многих ортодоксальных (или ортопраксных) мусульман, так и в верованиях и повседневной жизни некоторых групп, которые далеко отошли от формального ислама.

В последних случаях он соединяется с «народным исламом» – смешением местных анимистических элементов с верованиями тех, кто считают себя мусульманами. Такое явление вносит поправки в традиционные представления о наличии мостов и препятствий для христианской миссии среди мусульман.

Основное разделение в среде официального ислама существует между суннитами (85 процентов во всем мире. См. «Сунниты», «Суннизм») и шиитами (15 процентов во всем мире. См. «Шииты», «Шиизм»). Данное разделение произошло после смерти Мохаммеда из-за разногласий относительно вопроса руководства общиной. Суннитское большинство следовало арабской модели избрания лидера. То есть, политическим лидером старейшины выбирали калифа. Однако, шииты, придерживаясь идеи о божественном происхождении правителей прежних империй Западной Азии, верили, что лидерство следует передать старшему мужчине из семьи Мохаммеда, которого нужно называть имамом. Он должен быть не только политическим лидером, подобно суннитскому калифу, но также и религиозным руководителем, как орудие божественного руководства.

Разнообразные направления существуют в мусульманском обществе и в наши дни. Одним из них является движение адопционистов, которое отстаивает процесс исламской аккультурации. В этом движении много современных модернистов, выступающих за религиозные, правовые, образовательные и социальные реформы. Второе направление представлено консерваторами, которые считают, что сроки для законного религиозного истолкования прошли в IX столетии, после того как были основаны четыре ортодоксальные школы суннитского закона.

Также следует упомянуть о фундаменталистах, которые отрицают развитие исламской истории и стремятся возвратиться к основам Корана и практике Мохаммеда (Сунна), веруя, что они представляют модель ценностей и закона, приемлемые для современной жизни. Они отрицают не достижения современных технологий, а только секулярные ценности, которые часто их сопровождают. Одни из них предлагают радикальные социальные программы, а другие – консервативные. Некоторые весьма воинственны, а другие придерживаются status quo. Все же на пороге третьего тысячелетия многие направления ислама переживают второе рождение.

Распространение

Ислам распространялся как мирным способом, так и с помощью оружия. С одной стороны, Коран утверждает, что не должно быть насилия в религии (2:256/257) и что свидетельствовать следует миролюбиво (2:143/137, 16:125/126). С другой стороны, в этой книге содержатся призывы к мусульманам сражаться против политеистов и лицемеров (9:5, 38:52) и даже против иудеев и христиан, пока те не подчинятся и не выплатят дань (5:29). Только в таком случае им можно гарантировать защиту.

Следует указать на различия между распространением военной и политической власти и обращением, которое включает в себя духовную лояльность и преданность. Обращение покоренных людей проходило медленно. Принятие ислама проявлялось в разных формах. От полного обращения и лояльного отношения, когда убеждаются в его преимуществах, до принудительного принятия.

Спустя столетие после смерти Мохаммеда в 632 году, мусульманские арабские армии завоевали Северную Африку, Испанию, Сирию и Персидскую империю. К 870 году ислам стал доминирующей интегрирующей верой для представителей многих культур обширной империи, которая распространила свои пределы от Северной Африки до Центральной Азии. В течение этого периода была сформирована основа шариатского закона, которого придерживается большинство мусульман и по сей день. В период с 870 по 1041 годы многие регионы империи обрели независимость от центра. Ислам продолжал распространяться частично с помощью оружия, но в большей степени посредством торговли. Берберы в Северной Африке, по крайней мере, официально обратились в ислам и посредством караванной торговли в районе Сахары служили средством дальнейшего распространения ислама вглубь Черного континента. На восточной границе исламских земель мусульмане Газнавиды в афганских горах одержали победу над северо-западной Индией.

С 1041 по 1405 год турки-сельджуки и монголы из Центральной Азии вторгались в мусульманские земли. В этот же период проводились крестовые походы. Хотя эти походы ухудшили отношение мусульман к христианам, тем не менее, следует помнить, что они начались по просьбе византийского императора, которому требовалась военная помощь в борьбе с турками-сельджуками в западной Анатолии и турками-кипчаками в Украине, которые отрезали христианскую Русь от Византии.

Исламские империи продолжали расширяться и консолидироваться в период между 1405 и 1683 годами. Оттоманы захватили Константинополь, положив конец существованию Византии. Однако они не смогли захватить Вену в 1683 году. Также ислам продолжал использовать торговые пути в Центральной Африке для распространения своего учения с помощью торговцев-учителей.

В последующие столетия продолжалась мусульманская активность и возрождение, а также биологический рост. Основное распространение в новых областях происходило, в основном, в Африке и на Западе. В Африке ислам и христианство продолжали быстро расти, распространяясь в южных областях, благодаря обращениям африканцев, которые отвергали свои АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ и принимали ислам и христианство. Благодаря иммиграции, ислам значительно распространился в Европе и Северной Америке. В афроамериканской общине Соединенных Штатов, где он сильно распространился (иногда в измененной форме), ислам стал средством выражения этнической принадлежности и социального улучшения.

Современная мусульманская миссия создана с целью (1) обращения людей в ислам, и (2) противодействия христианским миссионерским усилиям. Участники конференции Мусульманской мировой Лиги в Мекке в 1974 году призвали правительство позаботиться о миссионерских больницах, школах и детских домах, запретить христианскую литературу в мусульманских странах и отказать в финансовой помощи тем странам, которые разрешают христианским миссионерам заниматься благовестием среди мусульман. С другой стороны, мусульманские миссионеры получают образование в таких центрах как Аль-Захар в Каире. Книгопечатный комплекс Корана короля Саудовской Аравии Фада бин Абдула Азиза, печатает миллионы копий Корана на разных языках для бесплатного распространения. Организация Исламской Конференции создала огромное количество мусульманских институтов во всем мире. Другие организации, такие как Исламское общество Северной Америки, вместе со своими сестринскими организациями, преследует цель распространения своей веры с помощью разнообразных средств.

Христианские миссии

Из всех религий ислам, по ряду причин, больше всех остальных противится христианскому благовестию. (См. также «Мусульманская миссионерская деятельность»). В уверовавших во Христа, кроме духовных препятствий, возникают и социальные проблемы. Групповая солидарность приводит к семейному и общинному остракизму и преследованию новообращенного. По закону отступник может быть подвержен смертной казни.

Во-вторых, существуют богословские проблемы. Так как ислам является единственной мировой религией, которая возникла после христианства, мусульмане верят, что все то ценное, что есть в христианстве, уже присутствует в исламе. Более того, они считают, что Библия полна ошибок. (Учение Корана отвергает доктрину о Троице, о воплощении Христа, Его Сыновстве и распятии).

В-третьих, существуют также политические затруднения. Так как учение ислама применяется во всех аспектах жизни, включая политический, немусульмане обычно рассматриваются как второсортные граждане там, где существует мусульманское большинство. Несмотря на существование древних церквей во многих мусульманских землях, мусульмане обычно ассоциируют христианство с Западом.

В-четвертых, постоянное отождествление христианства с Западом, зачастую создавало культурные барьеры. Западные формы поклонения и церковная структура воспринимались без понимания того, что все исламские формы поклонения заимствованы у иудеев и христиан.

И, в конце концов, существуют барьеры исторические. Большинство военных, политических и религиозных контактов между мусульманами и христианами были враждебными.

Д. Дадли Вудберри

Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)


Глава 2 из 8123»Последняя »