Новые религиозные движения

Термин «Новое религиозное движение» (НРД) не имеет точного определения, но он был избран учеными, стремящимися сознательно избежать употребления терминов «культ» или «секта» из-за их перегруженности эмоциональными и уничижительными коннотациями. В общем смысле этот термин используется для определения религиозных групп, богословских взглядов, а также структур или модели религиозного поведения очевидным образом отличающихся от тех, которые занимают доминирующее положение в обществе. Группа может быть «новой» в инновационном смысле этого слова, когда ее своеобразные религиозные взгляды и модели поведения развиваются в контексте существующей религиозной среды (мормонство в США и бахаизм в Иране). Термин НРД также может быть применен к основным или маргинальным субгруппам, которые существуют среди ранее признанных религиозных традиций и которые полностью привнесены в новую социальную и религиозную среду (кришнаиты в США и мормоны в Азии).

НРД имеют общие характеристики. Относительное влияние каждой характеристики отличается, но в общем НРД выделяются своим сильным харизматическим лидерством, явным отличием между членами группы и обществом в целом, что отражает и усиливает необходимость их глубокой преданности; притязанием на доступ или обладание истиной, которая недоступна кому-либо вне группы; а также резко выраженным акцентированием на удовлетворении личных потребностей и личном опыте.

Несмотря на то, что появление новых религий старо как сама история, вторая половина ХХ века являлась необыкновенно продуктивным временем для развития и роста НРД. Этот всемирный феномен отражает силу широких социальных тенденций, характерных для современного общества, которые способствовали быстрому росту и относительному успеху большого количества НРД.

Культурная глобализация особым образом увеличила потенциал успеха НРД. Средства массовой информации принесли весь мир к порогу нашего дома, поднимая уровень сознания и заинтересованности широким спектром религиозных традиций. Современные миграционные движения напрямую столкнули многие общества с различными альтернативными религиозными группами, значительным образом увеличив возможности для религиозных межличностных отношений. Столкновение лицом к лицу с соседом-буддистом значительно отличается от столкновения с буддистской философией.

После Второй мировой войны начался значительный спад влияния устоявшихся институтов церкви, стремящихся удержать всеобщую приверженность и преданность. Политические и социальные системы также отражают эти изменения, но они стали в большей мере характеристикой современной религиозной среды. Этот упадок влияния различных систем связан с ростом индивидуализма. Индивидуализм действует как обоюдоострый меч, немедленно освобождая человека для принятия личностных решений за пределами сдерживающих факторов социальной общности, и в то же время он оставляет человека изолированным и одиноким с чуткой восприимчивостью к вести об общинном единстве, характерной для многих НРД.

Рост релятивизма, как доминирующей этической черты современной жизни во время вышеупомянутых социальных перемен, способствует усилению состояния нравственного и духовного беспорядка. Наиболее успешной религиозной реакцией на это всеобщее состояние беспорядка стал призыв вернуться к старым путям (всемирный фундаментализм) и поиск новых путей в неведомом будущем (НРД).

Кроме этих общих характеристик современности можно видеть конкретные социальные и культурные условия, которые создают особо благоприятную почву для роста НРД:

Секуляризация – спад авторитета и статуса утвержденных религиозных институтов в пользу участия в публичных дебатах.

Разрыв связи между поколениями – утрата молодежью уверенности в способности ценностей, институтов и традиций старшего поколения удовлетворить политические, экономические, социальные и религиозные потребности будущего.

Религиозная свобода – отсутствие политических и социальных ограничений относительно личной религиозной ориентации и практики.

Послевоенная Япония является классическим примером присутствия всех этих факторов, которые привели к возникновению плодородной почвы для роста НРД. Сейчас в Японии насчитывается более 11.000 отдельных буддистских групп, большинство из которых сформировалось в послевоенный период.

Несмотря на то, что XXI век имеет все возможности для радушного принятия НРД, факты свидетельствую о том, что большинство НРД не преуспевают в привлечении и удержании существенного количества последователей. В США почти 75% людей, которые становятся членами подобных движений, оставляют их в течение первых двух лет. Пример мормонов является редким исключением. Даже те движения, которые производят впечатление успешных, остаются довольно маргинальными. В США количество преданных сторонников движения Харе Кришна никогда не превышало среднего количества прихожан на воскресном богослужении одной большой евангельской церкви. Однако существуют факторы, определяющие более успешные движения:

Баланс между целостностью группы и напряженными отношениями с доминирующей культурой. Успешное НРД должно предоставить альтернативу, но это движение не может слишком отличаться от окружающей среды.

Эффективное харизматичное руководство, которое сохраняет равновесие между новым видением и необходимыми организационными навыками.

Крепкие межличностные взаимоотношения и ясные разграничивающие линии, которые делают группу отличной от других, если не уникальной, но не приводят к полной изоляции.

Вовлечение в группу достаточного количества детей, что ограничивает вероотступничество и утверждает преемственность.

Как правило, отношение евангельских христиан к НРД основывается на отдаленности или отклонении последних от традиционных христианских верований и практик. Этот богословский подход сосредоточен на исследовании притязаний на истинность и руководствуется заботой о людях и сохранением истины. Евангельские христиане поступят мудро и разумно, если будут изучать богословие, деятельность и методы развития НРД, а также будут готовы с любовью свидетельствовать об истине Евангелия Христа. Однако необходимо быть чрезвычайно осторожным, чтобы не связать эти усилия со светским антисектантским движением, которое исполнено крайней антирелигиозной предвзятости, утверждает право государства контролировать религию и не сдерживается христианскими этическими нормами.

Джеймс Ченселлор

Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)