6. Нехристианская точка зрения

Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол 2:8)

Из того, что мы с вами узнали о человеке, становится ясно, что в мире живут два типа людей. Они придерживаются противоположных взглядов на Бога, на мир и на себя. Эти два мировоззрения можно называть христианской и нехристианской философией, поскольку их основанием служит либо полное доверие к Богу, либо стремление к независимости. Более того, различие в мировоззрении касается не только «религиозных» или «богословских» вопросов, — оно проникает во все сферы человеческой жизни. В этом уроке мы обобщим основные направления нехристианской философии, а в следующем все внимание направим на мировоззрение христиан.

А. Структура

Особенности нехристианской философии определяются качествами личности нехристианина. Апостол Павел так говорит о нехристианах и о той философии жизни, которую они способны создать:

они поступают…

по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Ефес 4:17-19).

Неверующие живут под проклятием греха в тщетной суете, они отвергают различие между творением и Творцом и утверждают свою автономность от Бога. Все их поступки поражены грехом и мотивы их нечисты. Поэтому Павел снова предостерегает верующих:

Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением… (Кол 2:8).

Чтобы верно понять мысль апостола, нужно толковать этот отрывок с особым тщанием. Павел не против философии вообще, — он сам был в некотором смысле философом. Он — противник философии нехристианской. Такая философия строится на независимости от Бога и претендует на знание истины, однако несет человеку лишь смерть и вечную гибель. Поэтому Павел называет ее «пустым обольщением». Она многих ввела в заблуждение, но ее пустота и суетность рано или поздно обнаруживаются. Нехристианские мыслители внесли значительный вклад в теорию познания и жизнь человека, но в целом их философия не может дать ничего, кроме пустого обольщения.

На первый взгляд может показаться, что Павел преувеличивает, но все становится ясным из следующих слов:

… пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8)

В разных областях нехристианской мысли можно найти нечто ценное, однако присущее всем неверующим стремление утвердить свою независимость делает их философию пустым обольщением. По мнению неверующих, мировоззрение должно опираться на независимый человеческий интеллект. Однако строят они его не на нейтральном основании, а на «преданиях человеческих» и «стихиях мира». Истиной считается лишь то, что подтвердил независимый человеческий разум. Чтобы еще точнее подчеркнуть религиозный по сути характер убеждений нехристиан, Павел указывает, что их философия построена по понятиям человеческим, а не «по Христу». Иными словами, желая быть независимыми, они отвергают Христа. Даже те, кто стремится занять нейтральную позицию, отрицают Его Божественность и Его несомненную власть над вселенной. Говорить, что христианство может быть истиной, — значит подразумевать, что, возможно, это не так.

Бог требует безоговорочной преданности Своему Слову. В нескольких словах апостол Павел передал самую суть нехристианской философии. Если исключить примеры невольной непоследовательности, неверующие мыслят и действуют согласно единственному принципу — своей предполагаемой автономности от Бога. Поступать иначе способен лишь призванный Богом возрожденный человек. В этом смысле нехристианская философия подобна огромному зданию, единственная опора которого – в утверждении независимости от Бога (см. рис. 15).

Нехристианская философия

SHAPE * MERGEFORMAT

Утверждение независимости т Бога

рис. 15

Вера в независимость – опора нехристианской философии. И какие бы возражения и доводы ни приводил против этого неверующий, все его аргументы в защиту этой веры по сути строятся на ней же.

Когда неверующий пытается обосновать свои убеждения, он всегда приводит вескую, по его мнению, причину, которая проитекает из того же принципа независимости. Он заявляет, что его опыт дает ему определенные основания верить в свою автономность. Но эта вера в собственный опыт как критерий истины зиждется на убеждении, что он независим.

По сути нехристиане пытаются поднять себя за волосы, объясняя свою веру в независимость доводами, которые основаны на ней же. Следовательно, нехристианская философия похожа на здание, фундамент которого поддерживает его крыша. Под этим зданием нет почвы, оно висит в воздухе (см. рис. 16). Нехристианская философия действительно строится по «традициям человеческим».

SHAPE * MERGEFORMAT

рис.16

Б. Дилемма

Когда люди отвергли различие между Творцом и творением и отказались от Бога в пользу своей автономности, Он лишил их возможности получать верное знание. Человек столкнулся с дилеммой, которая выявляет суетность его греховного мышления, и которой неверующий избегнуть неспособен. Как в древнегреческом театре, где, меняя маски, один актер играл несколько ролей, духовно слепой и глухой неверующий желает носить две маски сразу. Отвернувшись от Бога, он утверждает с уверенностью, что различие между Творцом и творением ложно, и одевает маску полной уверенности. Однако, отворачиваясь от Бога, он остается без почвы под ногами, и ему приходится одевать маску полной неуверенности. В разное время неверующий носит разные маски, но под маской всегда скрывается дилемма — одновременно полная уверенность и полная неуверенность.

Снять маску нехристианина и указать ему на это неразрешимое противоречие – важный этап библейской апологетики. Следовательно, эту дилемму в мышлении нехристиан нужно исследовать подробно.

С одной стороны, заявить о полной уверенности неверующий может, только если он пренебрег своей полной неуверенностью. Как известно, уверенность для него недостижима, поскольку он отверг единственный источник верного знания и остается лишь с собственными измышлениями. Если неверующий придерживается своего мнения с полной уверенностью, значит он игнорирует ограниченность возможностей человека в познании и свой бунт против Бога.

С другой стороны, если неверующий избрал позицию полной неуверенности и ставит под сомнение способность человека познавать мир вообще, значит он не видит, что уверен в своей правоте и высказывает совершенно определенное мнение.

Нередко неверующий избирает подобную позицию, чтобы избежать обвинения в категоричности и высокомерии. По его мнению, быть уверенным в своих убеждениях и знаниях вообще невозможно, или же он считает, что нам доступно лишь «вероятное знание». Подобное заявление выглядит менее претенциозным, но, по сути, является одновременно позицией полной уверенности и полной неуверенности. Нехристианин, который ставит под сомнение способность человека познавать мир, тем самым говорит: «Я абсолютно уверен, что ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным.» Оставаться на этой позиции можно, только закрывая глаза на полную уверенность высказанного мнения.

Будет полезно на примере рассмотреть, как в нехристианской философии проявляется дилемма одновременно полной уверенности и полной неуверенности. Мы обратимся к трем главным для человеческого мышления вопросам: Бог, мироздание, человек. Этот список далеко не полон, мы приведем лишь несколько примеров, однако названные вопросы важны для библейской апологетики и будут подробнее освещены далее.

1. Вопрос о бытии Бога

Тщетность нехристианской философии проявляется в решении вопроса о бытии Бога. С одной стороны, неверующий может быть атеистом, который с абсолютной уверенностью заявляет, что Бога нет. Придерживаясь такого мнения, он однако не замечает, что ограниченность его возможностей в познании вселенной и за ее пределами заставляет его на собственных условиях признать полную неуверенность в вопросе о бытии Бога. Он не исследовал все возможные свидетельства в пользу бытия Бога и не вправе с абсолютной уверенностью заявлять, что Его нет.

Но это не значит, что неверующий вправе уверенно заявить, что, возможно, Бог есть. Принимая сторону агностицизма, он сталкивается с той же проблемой, что и атеист. Придерживаясь позиции полной неуверенности в этом вопросе, он не замечает, что в своем агностицизме он абсолютно уверен: Бог не явил Себя людям и не требует от них признания и послушания. Агностик абсолютно уверен, что быть уверенным в существовании Бога нельзя. Следовательно, неверующий не может отрицать бытие Бога или утверждать, что Его существование сомнительно, не обнажая при этом безысходность своей философии бунта против Бога.

2. Взгляд на мироздание

Дилемма нехристианской философии проявляется и во взглядах неверующего на вселенную. Он вполне уверенно утверждает, например, что мироздание в некотором смысле упорядочено и познаваемо. Он совершенно уверен, что видимый порядок в мире действительно существует. Однако он должен признать, что не изучил и неспособен изучить всю вселенную настолько, чтобы исключить в этом вопросе полную неуверенность. Существование неведомого разрушает любую уверенность неверующего в том, что он считает известным.

Позиция полной неуверенности в вопросе о познаваемости мира часто подразумевает следующее: в мире нет порядка, им правит случай, и он непостижим. Понятно, что неверующий утверждает это с полной уверенностью. Он абсолютно точно знает, что существование мира – продукт взаимодействия случайностей и в нем царит хаос. И снова неверующий стоит перед с дилеммой – он одновременно придерживается позиции полной уверенности и абсолютной неуверенности.

3. Взгляд неверующего на человеческую природу

Неувидительно, что в рассуждениях неверующих о мироздании и о Боге проявляется пустая суетность. Они неспособны избежать этой дилеммы, даже размышляя о себе. Относительно природы человека неверующие занимают позицию полной уверенности. Это значит, что они отвергают Божье Слово, так или иначе искажают библейское понимание человека как Божьего образа и подменяют его своими представлениями.

Неверующие могут называть человека богом или представителем животного мира. Могут видеть в нем существо значительное или незначительное. Но в любом случае они абсолютно уверенно пренебрегают тем фактом, что ограниченность их знаний о природе человека обрекает их на полную неуверенность.

С другой стороны, некоторые из них придерживаются мнения, что человек неспособен узнать, кто он. Однако их кажущаяся неуверенность является вместе с тем полной уверенностью в том, что природа человека непостижима. Неверующий обречен столкнуться с этой дилеммой, даже когда пытается познать собственную природу.

Какие бы взгляды ни исповедовал неверующий, он неизбежно находится на позициях полной уверенности и неуверенности одновременно. Следовательно, он не способен ничего сказать о Боге, о мире и о человеке – даже о том, что он ни в чем не уверен. Вера в свою независимость – краеугольный камень нехристианской философии, — делает усилия неверующих тщетными.

Чтобы защищать христианскую веру, нам важно понять модель мышления неверующих. Приведенное описание этих моделей и дилеммы уверенности/ неуверенности в их мышлении нельзя назвать полным. Однако указанные свойства присущи мышлению всех нехристиан и апологету веры их знать необходимо.

Обзорные вопросы:

1. Вера в свою независимость от Бога – опора нехристианской философии. В чем она заключается?

2. Почему нехристиане не могут обосновать свою веру в независимость человеческого мышления?

3. С какой дилеммой сталкиваются все нехристиане?

4. Раскройте суть дилеммы нехристианского мышления в понимании Бога, мироздания и человека.


Глава 7 из 15« Первая«678»Последняя »