Не делами закона

Что же тогда не так с делами закона? Согласно ответу Павла, они отождествляются с плотью. «Дела закона» подразумевают послушание закону, которое осуществляется вне Христа, без обновляющей и созидающей силы Святого Духа. Совершенно очевидно, что в таком случае мы неспособны соблюсти закон, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). Павел видел доказательство этому утверждению в истории Израиля. Даже этот народ, которому было «вверено Слово Божье» (Рим. 3:2), закон «святой, праведный и добрый» (Рим. 7:12), не смог угодить Богу.

Плоть не способна повиноваться. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен…» (Рим. 8:3). Попытка повиноваться закону по плоти подобна попытке взобраться без снаряжения на крутую отвесную скалу, на которой нет ни одного углубления, ни одного выступа. Такая попытка заранее обречена на провал.

На самом деле проблема намного глубже. Она не ограничивается бессилием плоти. Ведь плоть находится в состоянии войны с Богом. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7).

Подчиняются ли революционеры закону? Нет! Они пытаются отменить его. Иногда мы склонны изображать грех как неспособность человека в той или иной степени достичь Божьих стандартов. Однако текст Рим. 8:7 объясняет, что мы даже и не начинали угождать Богу. Проблема с делами закона, согласно Павлу, заключается в жестоковыйности человеческих существ, которые, будучи преданы собственным похотям, ни на йоту не приблизились к цели угодить Богу.

Апостол Павел четко и ясно показывает римлянам, что Бог вменяет праведность исключительно по благодати. Он подчеркивает, что Бог есть единственный вершитель нашего спасения. Нет места программе, предлагаемой законом, согласно которой, «в этом будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25). Как мы уже увидели, речь не идет о некоем успешном соблюдении закона, когда нужно получить лишь дополнительную поддержку от Бога, чтобы выполнить все требования. Нет, если говорить о праведности, то мы даже не начинали соблюдать закон. Бог действует таким образом, дабы показать всем, что всю работу спасения Он осуществляет Сам. «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6).

Основная идея учения об оправдании заключается в том, что грешникам чудесным образом может быть вменена праведность пред лицем Бога. Праведность вменяется всем, кто верует. Она не имеет никакого отношения к соблюдению закона, что невозможно для грешников. Приняв эту предпосылку, мы можем продолжить рассмотрение того, как Павел использует учение оправдания по вере. «Новый взгляд» верно отмечает, что Павел на основании учения об оправдании показывает, что христиане из язычников не должны преклоняться под иго закона (Послание к Галатам), а также, что христиане из иудеев и язычников должны жить вместе в мире и согласии (Рим., гл. 14-15). Не забывая о важности выполнения этих требований, мы, в то же время, не должны допустить, чтобы второстепенное преобладало над главным.