Евангелие от Матфея 6:1-8

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8 Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Эта часть Нагорной проповеди содержит учение о милостыне и молитве. Евреи того времени относились очень серьезно и к тому, и к другому. И сегодня молитва и милостыня заслуживают особого внимания христиан.

Следует отметить, что Иисус Христос настаивает, что все Его ученики должны давать милостыню . То, что милосердие обязательно, не подлежит обсуждению. Помочь другим в нужде — обязанность верующего, но как должен верующий относиться к своей обязанности? Иисус Христос отвечает на этот вопрос. Он осуждает эгоистические мотивы, которые оскверняют подаяние. Сколько людей заботятся о себе и не заботятся о Боге! Сколько людей пожалели фартинг для тела и души страждущих? Могут ли они называться христианами? У доброхотно дающего Учителя должны быть доброхотно дающие ученики.

Далее, наш Господь утверждает, что все называющие себя учениками Иисуса Христа будут молиться . Это само собой разумеющийся факт, и вопрос стоит не в том, будут они молиться или нет, а в том, как это лучше делать. Есть и еще один урок: не все, кто молится, — истинные христиане. Недостаточно молиться в воскресный день в церкви и с семьей по будням, необходима еще и личная молитва. Без такой молитвы мы будем членами Церкви Христовой лишь формально и никогда не сможем стать ее настоящими живыми членами. Какие же указания дает Господь относительно подаяния и молитвы? Их немного, и они просты, но над ними следует серьезно поразмышлять.

Во-первых, при даянии не должно остаться никакого места для бахвальства . «…когда творишь милостыню, не труби перед собою…» Если ты даешь с тем, чтобы тебя видели, то ты не даешь совсем. Следует остерегаться показухи. Давать надо так, чтобы «левая рука твоя» не знала, «что делает правая». Чем незаметнее, тем лучше.

Во-вторых, в молитве верующему необходимо быть один на один с Богом. «Ты же, когда молишься, войди в комнату», где ни одна живая душа, кроме Бога, не увидит тебя и где ты сможешь излить свое сердце перед Ним. Для многих сделать так, как учит Господь, довольно сложно, потому что ни у бедняка, ни у слуги нет комнаты, но тем не менее правило дано, и мы должны следовать ему. В данном случае нужда может сделать нас более предприимчивыми и изобретательными. Если человек хочет найти уединенное место для общения с Богом, он его найдет.

Говоря о молитве или даянии, следует помнить, что мы имеем дело с испытывающим сердце и всеведущим Богом. «Отец твой, видящий тайное…» — говорит Христос. Любая формальность, любое притворство, любое телесное самоистязание отвратительно и бесполезно. Бог не считает, сколько денег мы дали или сколько слов сказали. Его взор обращен на мотив, который движет нами, когда мы молимся или совершаем даяния. Таким образом, Бог смотрит на состояние сердца дающего или молящегося.

Будем же помнить об этом. Духовные рифы сокрыты, на них многие потерпели кораблекрушение. Потерпевшие успокаивали себя, что все у них хорошо, потому что они молятся и дают милостыню, они соблюдают все религиозные предписания. Но они забыли, что Бог взирает не на количество, а на качество. Его благоволение нельзя купить, как многие полагают, многократным повторением определенного набора слов или внесением денег в благотворительный фонд.

Где мое сердце? Молюсь ли я для Бога или для людей? Даю ли Богу или человеку? Понимаю ли я то, что Бог смотрит на меня? Делаю ли для Того, Кто «видит тайное» и у Кого «все дела взвешены» (1 Цар. 2:3)? Искренен ли я? Эти вопросы следует задавать себе как можно чаще.