Евангелие от Матфея 7:21-29

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29 Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Господь Иисус Христос завершает Нагорную проповедь захватывающими душу словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим, от далеких от истины наставников к бегущим от истины слушателям. Это слово ко всем нам. Да будет милость Господня на то, чтобы мы применили эти слова к себе.

Прежде всего, Господь обращает наше внимание на бессмысленность только внешнего исповедания веры. Не всякий, кто говорит: «Господи, Господи…», войдет в Царствие Божье. Не всякий, кто называет себя христианином, будет спасен.

Задумаемся над словами Иисуса Христа. Он говорит, что для спасения необходимо обрести нечто большее, чем большинство людей себе представляют. Каждый из нас может креститься во имя Иисуса Христа и хвалиться тем, что он христианин, он может обладать библейскими знаниями и быть совершенно спокойным относительно своего состояния, он может быть даже служителем церкви, может даже «многие чудеса» сотворить, но в то же время не исполнять волю Отца Небесного. Действительно ли каждый из нас истинно покаялся, истинно уверовал во Христа и живет смиренно и свято? Если нет, то небеса пройдут мимо нас, и мы будем ввержены в озеро огненное на вечные мучения. Но перед этим услышим страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня…»

День суда откроет нам много неожиданного. Надежды многих из тех, кто мнил себя великими христианами, рухнут. Гниль их веры будет явлена всему миру. Тогда станет ясно, что быть спасенным означает намного больше, чем исповедание себя христианином. Звание христианина должно быть подтверждено делом. Будем же помнить о великом дне и о словах: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Кем бы мы ни были, будем стремиться познать, кто мы есть.

Далее, Господь говорит о двух типах христианских слушателей . Первый тип — это те христиане, которые слышат и ничего не делает, второй — это те, которые слышат и делают. И те, и другие перед нами, и их пути ведут к соответствующим концам.

Человек, слышащий христианское учение и следующий ему, подобен «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». Такого верующего не удовлетворяют рассуждения о покаянии, вере во Христа и о святой жизни. Он сам кается, верит во Христа, бежит от греха и стремится к святости. Таковы «исполнители слова, а не слышатели только» (Иак. 1:22).

И каков результат? В час испытаний вера такого человека не подведет его. Волны болезней, печали, нищеты, разочарования и утрат напрасно бьют в гранитное основание дома. Душа человека стоит непоколебимо, вера его не пошатнется. На начальном этапе она могла стоить ему очень дорого, построение фундамента требовало многих сил, молитв и духовной борьбы. Но труд его не был напрасным, теперь он пожинает богатый урожай. Вера, которая может устоять во время испытаний, является истинной верой.

Человек же, который слышит и не предпринимает ничего, для того чтобы претворить в жизнь услышанное, подобен «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». Такого человека удовлетворяет слушание слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него, возможно, с душой все в порядке, поскольку он жаждет истины и у него есть духовные переживания. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом, никогда не оставлял мирских забот и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель слова и не более.

И каков конец веры такого человека? Она рушится при первом порыве ветра испытаний. Вера оставляет его, превращаясь в руины, в церковный скандал, в бегство к язычеству или в жалость к самому себе. То, что дешево, как правило, плохого качества. Вера, которая обошлась нам почти даром и вся свелась лишь к слушанию, в результате окажется пустышкой.

На этом заканчивается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Подобной проповеди никто никогда не слышал и вряд ли услышит. Она так же волнует нас, как и тех, кто слышал ее из уст Господа. Мы принадлежим к тем, кто должен будет дать отчет о том, как мы восприняли уроки Иисуса Христа. То, как мы относимся к ним, дело очень серьезное. Иисус Христос сказал: «…слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).