Евангелие от Матфея 13:1-23

1 Вышед же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу.

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

4 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

5 Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

6 Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

7 Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

8 Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

10 И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;

12 Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите;

15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Глава, которую начинают эти стихи, примечательна обилием притч. Великий Господин Церкви берет из книги природы семь замечательных иллюстраций к важным духовным истинам. Тем самым Он показывает, что уроки веры можно извлекать из всего творения. Тот, кто хочет найти «верные» слова, не должен об этом забывать (Еккл. 12:10).

Притче о сеятеле, с которой начинается эта глава, всегда находит очень широкое применение. То, что описано в ней, постоянно (может быть, только с небольшими изменениями) происходит перед нашими глазами. Где бы слово Божье ни проповедовалось, где бы люди ни слушали его, везде происходит именно то, о чем говорил наш Господь в этой притче.

Во-первых, из этой притчи видно, что труд проповедника похож на труд сеятеля.

Как и сеятель, проповедник должен сеять хорошие семена, если он хочет увидеть плоды. Он должен сеять чистое Слово Божье, а не церковные традиции и предания человеческие. Без этого все его старания окажутся напрасными. Он может делать и то, и это, много говорить, много работать, но так и не увидеть обращения спасенных душ.

Как и сеятель, проповедник должен усердно трудиться. Он должен не щадить себя и использовать каждую возможность, чтобы его труд дал свой плод. Он должен терпеливо сеять «при всех водах», сеять «в надежде». Он должен настаивать «во время и не во время». Трудности и разочарования не должны его останавливать: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять». Конечно, его успех не зависит полностью от его усердия, но без усердия и труда успеха не достичь (Ис. 32:20; 2 Тим. 4:2; Еккл. 11:4).

Как и сеятель, проповедник не может дать жизнь. Он может разбросать семена в надежде на всходы, но он не может приказать им расти. Он может дать людям слово истины, но не может их заставить принять его и принести плоды. Жизнь дает только Бог, «Дух животворит». Только Бог «взращивает» (Ин. 6:63; 1 Кор. 3:7).

Сохраните эти слова в своем сердце. Нелегко быть служителем Слова Божьего. Легко быть бездельником, трудно быть верным сеятелем. Проповедники должны помнить об этом в своих молитвах.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что люди могут по-разному не принимать слышанное Слово Божье.

Можно слушать проповедь сердцем, напоминающим семя «при дороге»: безразлично, бездумно, с пренебрежением. Можно слушать слова о распятии Христа, о Его страданиях на кресте совершенно бесчувственно, как что-то ненужное и неинтересное. Как только такой человек услышал слово, к нему сразу же приходит лукавый и похищает это слово, так что домой он уходит в таком состоянии, как будто и вовсе проповеди не слушал. Увы, таких слушателей множество! Эти люди, как древние истуканы: «есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их» (Пс. 134:17). Истина так же может растворить их сердце, как вода камень.

Многие получают удовольствие от слушания проповеди, которая не оказывает на душу их никого долговременного воздействия. Сердце такого человека напоминает семя, посаженное в каменистую почву. Оно собирает урожай приятных ощущений, но в то же время слово в нем не укореняется. Первый холодный ветерок противостояния или искушения может погубить кажущуюся веру. Увы, и таких слушателей множество! Одно желание слушать проповеди — это еще не показатель действия благодати. Тысячи крещенных людей похожи на иудеев времен Иезекииля: «И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез. 33:32).

Многие слушают проповедь и проверяют каждое в ней слово, но все равно это не приносит никакого плода, потому что влияние мира на этих людей сильней, чем воздействие проповеди. Сердце такого человека подобно тернистой почве. Тернии забот, удовольствий, мирских планов заглушают в нем все добрые всходы. Евангелие может привлекать такого человека, возможно, он даже откликнется на его призыв, но все же не дает себе ни малейшей возможности принести добрый плод, позволяя другим заботам занять место благой вести, пока те полностью не овладевают его сердцем. Увы, и таких слушателей немало! Они прекрасно знают истину, они надеются, что однажды станут настоящими христианами, но они никогда не смогут отдать все ради Христа. Они никогда не смогут «искать прежде Царствия Божьего», и так и умрут в своих грехах.

Все вышесказанное надо тщательно обдумать. Мы не должны забывать, что слушать слово без толку можно по-разному. Одного слушания недостаточно: можно прийти послушать проповедь и больше ни о чем не заботиться. Мало быть беззаботными слушателями: хорошие впечатления могут очень быстро исчезнуть. Но и это еще не все. Приятные впечатления могут не дать никакого хорошего результата из-за нашей упрямой любви к миру. Истинно, «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

И последнее. Из этой притчи мы узнаем, что только одним способом можно засвидетельствовать, что слово принимается правильно , — принести плоды.

Плоды, о которых здесь идет речь, — это плоды Духа. Покаяние перед Богом, вера в Господа Иисуса Христа, святая жизнь, молитва, смирение, любовь, духовная рассудительность и святая жизнь — только так можно доказать, что слово Божье истинно действует в нашей душе. Без этого свидетельства вся наша вера тщетна, как бы много мы о ней не говорили. Она как медь звенящая и кимвал звучащий. Христос сказал: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16).

Эта часть в притче самая важная. Мы никогда не должны довольствоваться пустой ортодоксальностью и холодной правильностью богословских взглядов; мы не должны довольствоваться ясным знанием, теплыми чувствами и хорошим вероисповеданием; кроме всего этого, мы должны видеть, что Евангелие, любовь к которому мы исповедуем, производит добрый плод в нашем сердце и в нашей жизни. Вот настоящее христианство. Слова апостола Иакова должны часто звучать в нас: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22).

Не оставляйте этот отрывок, не задав себе важного вопроса: «А как я слушаю слово?» Мы живем в христианской стране, и возможно, из воскресенья в воскресение вы ходите куда-нибудь на поклонение и слушаете там проповеди. Как вы это делаете? Какое воздействие они оказывают на вашу жизнь? Приносите ли вы что-нибудь, что заслуживает названия «плод»?

Вы можете быть уверены, что для того чтобы наконец попасть на небеса, мало ходить в церковь по воскресеньям и слушать проповедников. Вы должны принять Слово Божье всем своим сердцем. Оно должно стать вашей главной движущей силой, Оно должно впечатлить и изменить вашего внутреннего человека. Если всего этого нет, посещение церкви только отягчит ваше наказание в день суда.