Евангелие от Матфея 21:1-11

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,

2 Сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко Мне;

3 И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:

5 «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

7 Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

9 Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

В этих стихах описывается замечательное событие из жизни нашего Господа Иисуса Христа — вход в Иерусалим перед распятием. Это был особый момент в жизни нашего Господа. Кажется, что здесь описывается возвращение в свой город какого-то царя-завоевателя. «Множество же народа» сопутствовало Иисусу в этой триумфальной процессии; громкие крики, прославляющие Его имя, слышались повсюду. Весь город пришел в движение. Никогда еще к Иисусу, который «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» и который удалялся от толпы и часто просил исцеленных: «Смотри, никому ничего не говори» (Мр. 1:44), не проявляли такого внимания. И все же это событие имеет свое объяснение. Не так уж трудно выяснить причины, которые привели Иисуса в Иерусалим. Давайте же посмотрим, в чем они заключались.

Безусловно, наш Господь знал, что время Его земного служения подходит к концу. Он знал, что скоро Он должен будет закончить то дело, ради которого пришел, и что Ему осталось на земле только принести Себя в жертву на Голгофе. Поэтому Христос больше ничего не скрывает, Он понимает, что лучше всего прийти туда, где Он будет предан смерти публично. Не может Агнец Божий прийти на заклание к Голгофе тайно: каждый должен посмотреть на жертву, прежде чем ее принесут как умилостивление за грех всего мира.

Очевидно, что стать свидетелями главного события в жизни Христа должны были многие люди, поэтому Он и вошел в Иерусалим при огромном стечении народа, привлекая к Себе внимание огромной дивящейся толпы. Искупающая кровь Агнца Божьего уже скоро должна будет пролиться, такое деяние не должно было произойти «в углу» (Деян. 26:26). Об этом нужно помнить. Многие читающие этот отрывок не придают должного значения тому, что Господь повел Себя именно таким образом. Мы же попробуем извлечь из произошедшего практические уроки.

Во-первых, обратите внимание на то, что эти стихи являют пример всезнания нашего Господа Иисуса Христа. Он посылает двух Своих учеников в деревню и говорит им, что там они найдут осла, на котором Он должен будет въехать в город. Христос объясняет им, что они должны будут сказать владельцу этого осла, уверяя, что если они скажут именно эти слова, хозяин отдаст им осла. И все случилось именно так, как предсказал Иисус.

Ничто не сокрыто от нашего Господа, для Него нет тайн. Одни мы или с друзьями, днем или ночью, Он знает все, что мы делаем. Тот, кто увидел Нафанаила под смоковницей, — неизменен. Куда бы мы ни шли, как бы далеко не удалялись от мира — Христос всегда видит нас.

Знание этого должно сдерживать и освящать нас. Все мы знаем, какое влияние оказывает присутствие правителя на его подданных. Сама природа учит нас на глазах Царя быть сдержанными в словах, манерах и поступках. То же самое воздействие должно оказывать на нас ощущение того, что Господь Иисус Христос знает все о нас. Не делайте же ничего такого, что Ему не понравится, не говорите ничего, что Он не захочет услышать. Живете с постоянной мыслю, что Христос рядом. Ведите себя так, как будто вы идете с Иаковом и Иоанном у Галилейского моря, а Он идет рядом с вами. Так нужно готовиться к небесам. В небе мы «всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).

Во-вторых, обратите внимание, что в этих стихах содержится пример того, как исполнялись пророчества о первом пришествии нашего Господа. Матфей говорит, что, принародно войдя в Иерусалим, Иисус исполнил слова Захарии: «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице». Слова, которые пророк проговорил Духом Святым, исполнились буквально, а не символически: как сказал Захария, так и произошло. Пятьсот пятьдесят лет прошло с тех пор, как прозвучало это пророчество, а когда пришло время, обещанный Мессия буквально въехал на осле на Сион. Конечно же, большинство жителей Иерусалима в этом не увидели ничего удивительного, потому что на их глазах лежало покрывало, но мы-то не сомневаемся, что в этом исполнилось пророчество, ибо ясно сказано: «Все же сие было, да сбудется реченное через пророка».

Таким образом, мы вправе ожидать, что пророчества о втором пришествии Христа исполнятся так же буквально, как и пророчества о первом Его пришествии. Иисус пришел на эту землю буквально, как человек, Он придет на эту землю буквально, как человек, и во второй раз. Однажды Он пришел в смирении, чтобы пострадать в буквальном смысле, но вскоре Он придел опять и придет в славе (в буквальном смысле этого слова), чтобы царствовать. Все пророчества о Его первом пришествии исполнились буквально: то же произойдет, когда Он придет опять. Все, что сказано о возрождении иудейского народа, о суде над нечестивыми, о неверии мира, о собрании избранных, — исполнится буквально. Не забывайте об этом. При изучении еще не исполнившихся пророчеств этот принцип толкования имеет первостепенное значение.

И наконец заметим, что в этих стихах дан яркий пример того, что человеческое расположение ничего не стоит. Из всей восхищенной толпы, окружавшей Христа, когда Он входил в Иерусалим, никого не было рядом, когда Его предали в руки нечестивых. Многие кричавшие «Осанна!» через четыре дня требовали: «Распни Его! Распни!» Это правдивая картина человеческой природы. Это доказательство тому, что глупо воздавать славу человеку, а не Богу. Популярность всегда переменчива, ненадежна: сегодня она есть, а завтра ее нет. Это дом на песке — тот, кто построил его, может быть уверен, что он рухнет. Поэтому не заботьтесь о популярности. Ищите расположение у Христа, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Тех, кого Он возлюбил, Он возлюбил навсегда. Его расположение вечно.