Евангелие от Матфея 21:12-22

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!», вознегодовали

16 И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»

17 И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет;

22 И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

В этих стихах описаны два замечательных события из жизни нашего Господа. И в первом, и во втором много аллегоричного, каждое из них — символ духовной реальности, наполненный глубоким смыслом.

В первую очередь, мы должны обратить внимание на то, что Господь посетил храм. Состояние, в котором находился дом Его Отца, отражал состояние всего израильского народа в целом: полнейший беспорядок и сумятица. Христос увидел, что во дворе этого священного здания люди занимаются мирскими делами. В стенах храма процветает торговля, многое покупается и продается; там стоят торговцы, готовые обеспечить иудеев, приходящих издалека, всем необходимым для жертвоприношения; там сидят меновщики денег, готовые обменять любые иноземные монеты на имеющие хождение в Иудее. Волы, овцы, козлы, голуби — все там продавалось, как будто на рынке. В священном месте слышался звон монет, как будто это был банк или лавка меновщика.

Такая картина предстала перед глазами нашего Господа, вызвав святое негодование. Иисус «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», и никто не посмел Ему перечить, потому что все знали, что Он прав. Никто не сопротивлялся Ему, потому что все чувствовали, что Он тем самым не дает людям бесчинствовать в храме ради своей выгоды. Наверное, в ушах изумленных торговцев, которые бежали из храма, звучали гневные слова Исаии: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Когда наш Господь придет на землю во второй раз, Он поступит точно так же. Христос очистит Свою видимую Церковь, как Он очистил храм, Он смоет с нее все пятна греха и порока и изгонит всех лжецов вон; Он не позволит, чтобы поклоняющиеся деньгам и любящие из всего извлекать выгоду находились в храме, который Он тогда представит миру. Давайте же будем ожидать прихода этого славного дня! Будем же судить себя, чтобы не оказаться осужденными на изгнание в день испытания! Мы должны как можно чаще обращаться к словам Малахии: «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3:2).

Во-вторых, мы должны обратить внимание на то, что наш Господь проклял бесплодную смоковницу . Ощущая голод, Иисус по дороге подошел к смоковнице и, «ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». Такого никогда не случалось за время служения нашего Господа. Только однажды Он заставил тварное существо пострадать, чтобы открыть духовную истину. Засохшая смоковница — это хороший урок для нас, поэтому ее проповедь мы должны выслушать.

Смоковница, на которой было множество листьев и ни одной смоквы, — это символ иудейской Церкви времен земной жизни нашего Господа. Иудейская Церковь приложила все свои старания, чтобы выглядеть святой: у иудеев был храм, священство, ежедневные богослужения, ежегодные празднества, ветхозаветные Писания, левитское служение, утренние и вечерние жертвы. Но под этими благочестивыми листьями не было ни одного плода. У иудейской Церкви не было ни благодати, ни веры, ни любви, ни смирения, ни духовной жизни, ни настоящей святости, ни желания получить Мессию (Ин. 1:11). Поэтому, как и бесплодная смоковница, она была обречена на погибель. Иерусалим будет разрушен, храм сожжен, ежедневные жертвы прекратятся и дерево будет срублено. Церковь лишится всей своей обрядности, и ее члены рассеются по всему лицу земли. Так и случилось. Никогда еще символическое пророчество не исполнялось так буквально. Каждый странствующий иудей — это ветка проклятой смоковницы.

Но мы не должны на этом останавливаться. В произошедшем со смоковницей есть еще чему поучиться. Все это написано не только для иудеев, но и для нас. Разве каждая не приносящая плода ветвь видимой Церкви Христовой не находится в опасности превратиться в засохшую смоковницу? Конечно же! Лучшие церковные вероисповедания и отсутствие святости у людей, чрезмерное доверие синодам, епископам, литургиям и пренебрежение покаянием и верой — все это в прошлом принесло много вреда видимой Церкви и принесет еще больше. Где известные церкви в Эфесе, Сардах, Карфагене и Гиппе? Все они исчезли. У них были листья, но не было плодов. На них легло проклятие нашего Господа — они превратились в засохшую смоковницу. Приказ приведен в исполнение: «Срубите дерево…» (Дан. 4:20). Помните об этом и не гордитесь церковью: «…не гордись, но бойся» (Рим. 11:20).

И наконец разве каждый исповедующий себя христианином и не приносящий плода не находится в опасности превратиться в засохшую смоковницу? Без сомнения! Пока человека удовлетворяют листья веры, название живого, когда он мертв, и внешнее благочестие без силы, до тех пор его душа находится в опасности. Пока он, не прощенный Богом, с неизмененным сердцем, ходит в Церковь, участвует в хлебопреломлении и называет себя христианином, он искушает Бога навечно изгнать себя. Плоды, плоды Духа — вот единственное доказательство того, что мы находимся в спасительном союзе со Христом и на пути к небесам. Никогда не забывайте об этом!