Евангелие от Матфея 21:33-46

33 Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших?»

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

44 И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,

46 И старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

Притча, которая содержится в этих стихах, была рассказана специально для иудеев. Они — это виноградари, чьи грехи предстают перед нами как на картине. В этом мы не должны сомневаться, ибо написано: «Он о них говорит». Однако не стоит полагать, что в этой притче нет ничего поучительного для язычников. В ней есть уроки и для нас, и для иудеев.

Во-первых, мы видим, что некоторые народы у Бога занимают особое положение .

Господь избрал Израиль быть Своим народом. Он отделил его от других народов земли и наделил его бесчисленными благословениями. Он дал израильтянам возможность общаться с Собой в то время, как все остальные народы земли пребывали во тьме. Он дал им закон, заключил с ними заветы и вверил им Свое слово, а у других народов ничего этого не было. Одним словом, Бог относился к Израилю, как человек, который огородил и возделывает небольшой кусочек земли, не обращая внимания на все остальные пустующие территории. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис. 5:7).

Занимаем ли мы такое же особое положение? Многие из нас, да. У нас есть Библия, которую мы можем свободно читать. У нас есть Евангелие, и каждый может слушать благую весть. У нас есть в изобилии духовные благословения, о которых пятьсот миллионов наших ближних ничего не знают. Как же благодарны мы должны быть! Самый бедный человек, живущий в Англии, может каждое утро повторять: «Пятьсот миллионов бессмертных душ находятся в гораздо худшем состоянии, чем я. Чем я отличаюсь от них? Благослови, душа моя, Господа!»

Во-вторых, мы видим, что иногда народы злоупотребляют своим особым положением . Когда Господь отделил иудеев от всех других людей, у Него были все основания ожидать, что они будут служить Ему и исполнять Его законы. Если человек трудится в своем винограднике, он вправе ожидать плодов. Но Израиль не воздал Богу должным образом за Его милости. Израильтяне «смешались с язычниками и научились делам их» (Пс. 105:35). Они ожесточились в грехе и неверии, они отвернулись от Бога к идолам, они не соблюдали Божьи установления, они обесчестили Божий храм и жестоко обходились с теми, кого Бог посылал, чтобы призвать их к покаянию и наконец они превзошли себя в своих беззакониях, убив Сына самого Бога, Господа Христа.

А как мы используем свое привилегированное положение? Это очень серьезный вопрос, и мы должны хорошенько над ним подумать. Возможно, что мы, как народ, не живем так, как нам должно. Вполне может быть, что наше хождение перед Богом не достойно оказанной нам милости. Разве мы не должны со стыдом признать, что миллионы людей среди нас живут в этом мире без Бога? Разве нет у нас таких городов или деревень, где практически отсутствуют ученики Христа, где Библию никто не читает и никто ей не верит? Бесполезно закрывать глаза на это. Господь собирает в Своем винограднике под названием Великобритания винограда намного меньше, чем должно было бы быть. Может быть, Он гневается на нас так же, как гневался на иудеев.

Мы также видим в этом отрывке, как сурово Бог взыскивает с тех народов и церквей, которые злоупотребляют своим привилегированным положением . Пришло время, и долготерпение Божье по отношению к иудеям кончилось. Через сорок лет после смерти Христа чаша их беззаконий переполнилась, и они были наказаны за свои грехи. Их святой город, Иерусалим, был разрушен, их храм был сожжен, а они сами рассеялись по всему лицу земли. Отнялось у них Царство Божие и дано было народу, приносящему плоды его.

А не случится ли подобное и с нами? Не подпадут ли и обильно благословенные Богом англичане под суд Божий за свое неверие? Кто знает?! Мы можем только повторять слова пророка: «Господи Боже, Ты знаешь это». Мы знаем только то, что Бог за последние восемнадцать веков уже совершал Свой суд над многими церквами и народами. Царствие Божие отнялось у африканских церквей: власть Магомета распространилась на большинство церквей Востока. В любом случае все англичане-верующие должны молиться за свою страну. Больше всего Бога оскорбляет пренебрежительное отношение к Его милостям. Много нам дано, за многое и спросится.

И наконец мы видим, что советь есть даже у самых нечестивых людей. Первосвященники и старейшины поняли, что они были главными героями в притче, которую рассказал Господь. Смысл ее последних слов был столь прозрачен, что его невозможно было не понять. «Первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит».

В каждом собрании есть множество людей, которые слушают Евангелие, однако находятся точно в таком же положении, как фарисеи и книжники. Эти люди знают то, что они слышат воскресенье за воскресеньем, — истина. Они знают, что грешны, так как каждая проповедь осуждает их, но у них нет ни силы воли, ни смелости признать это. Они слишком привязаны к миру, чтобы исповедовать свои былые ошибки, чтобы взять крест и последовать за Христом. Берегитесь же такого состояния. Последний день откроет, что проповеди затрагивали сердца слушателей не настолько сильно, как это казалось проповедникам. Окажется, что тысячи, десятки тысяч людей, знали по совести, что греховны, но так и умерли, не обратившись.