Евангелие от Матфея 26:36-46

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

37 И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

39 И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

40 И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

41 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

42 Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

43 И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

44 И оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;

46 Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

В этих стихах описываются гефсиманские страдания Христа. Смысл этого отрывка настолько глубок, что читать его нужно с благоговением и восхищением, потому что многое в нем мы не можем постичь до конца.

Отчего Господь «скорбел и тосковал»? Что значат Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно»? Почему Он удаляется от Своих учеников, падает на лицо и громко взывает к Отцу, троекратно молясь одной и той же молитвой? Почему всемогущий Сын Божий, совершивший так много чудес, скорбит и не находит покоя? Почему Иисус, пришедший в этот мир, чтобы умереть, готов лишиться чувств в ожидании приближающейся смерти? Почему?

На все эти вопросы можно дать только один разумный ответ: не страх перед смертью тяготил душу Христа. Тысячи людей прошли через ужасные предсмертные муки, не испустив ни единого стона — на это, несомненно, был способен и Христос. Грехи мира, бремя нашей вины, вмененной Ему и возложенной на Него, как вина Израиля на голову козла отпущения, — вот что было невыносимым бременем для Христа, ставшим в Гефсимании особенно тяжелым. Человеку не понять, как велико должно было быть это бремя! Только Бог это знает. Скотт по этому поводу замечает: «В это время Христос перенес такие же страдания, что и осужденные духи, только в большей степени, в степени, которую могла принять абсолютно чистая совесть, совершенная любовь к Богу и людям и уверенность в конечном успехе Его славного подвига»*.

Какой бы таинственной ни была эта история из жизни Христа, мы все-таки должны извлечь из нее драгоценные уроки.

Во-первых, молитва — лучшее средство, которое можно использовать во время испытаний . Мы видим, что сам Христос молился, когда Его душа скорбела. Так же должны поступать и все христиане. Каждый обязательно будет пить из чаши страданий в этом мире греха. «…человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5:7). Мы не можем избежать огорчений. Из всего творения ничто так не уязвимо, как человек. Наше тело, наш разум, наша семья, наши дела, наши друзья — все это широко открытые двери, через которые испытания проникают в нашу жизнь. Даже самые близкие к Богу святые не могут избежать их. Христиан так же, как и их Учителя, можно причислить к «мужам скорби».

*Я верю, что точка зрения, предложенная Скоттом, единственное разумное решение проблемы страданий Христа. Как может социнианин (сторонник итальянской секты XVI века, которая отвергала божественность Христа) или кто-либо другой, отрицающий вменяемость Христу грехов человека и Его заместительные страдания, дать удовлетворительное объяснение произошедшего в Гефсимании, мне совершенно непонятно.

Из принципов социниан, полностью отвергавших учение об искуплении и утверждавших, что Христос был всего лишь человеком, а не Богом, выходит, что Он проявил меньше стойкости в страданиях, чем многие обычные люди. Из утверждений некоторых современных богословов, считающих, что смерть Христа была не искупительной и заместительной жертвой за грех, а лишь примером великой самоотверженности, выходит, что невероятная агония, охватившая сознание и тело Христа в Гефсиманском саду, необъяснима. Обе точки зрения порочат имя Христа, противоречат Библии и совершенно неприемлемы. Я верю, что распутать загадку страданий Христа в Гефсимании можно только с помощью учения о том, что наши грехи были действительно возложены на Христа, который сделался жертвою за грех и был проклят вместо нас.

В этих словах Библии, описывающих агонию Христа, неизмеримая глубина, и я намеренно не буду в нее погружаться. Человеку ее не измерить. До какой степени сатане было позволено в этот час искушать Господа? Какие страдания души и тела мог перенести абсолютно безгрешный человек, каким был Христос, приняв на себя грехи всего человечества? Каким образом человеческая и божественная воля одновременно принимали участие в этих страданиях, ведь Он всегда был настолько же Бог, насколько и человек? Я предпочту не отвечать на все эти вопросы, поскольку очень легко «омрачить Провидение словами без смысла».

Молитва — это первое средство, которое мы должны применять во время страданий. Мы должны пасть и поклониться, как Иов (Иов. 1:20), мы должны раскрывать наши дела пред лицом Господа так, как Езекия (4 Цар. 19:14). Бог должен быть первым, к кому мы обращаемся за помощью. Мы должны рассказывать нашему Небесному Отцу о всех своих переживаниях. Мы должны твердо верить, что если мы полностью подчиняемся Его воле, то в нашей жизни не может быть чего-то слишком тривиального или незначительного, что не достойно высказывать в молитве перед Господом.

Если мы ничего не скрываем от своего лучшего Друга, значит, у нас крепкая вера, и мы можем быть уверены, что получим ответ и помощь. «…если возможно…», и если то, о чем просим, будет для славы Божьей, то наше желание исполнится. «Жало в плоти» будет удалено или будет дана благодать, чтобы перенести страдания, как была дана Павлу (2 Кор. 12:9). Давайте сохраним этот урок в сердце, чтобы вспоминать о нем в день скорби. Есть верная пословица: «Молитвы поглощают заботы».

Во-вторых, полное подчинение своей воли воле Бога должно быть одной из главных целей нашего пребывания в этом мире. Слова Христа — замечательная иллюстрация к этому уроку. Иисус говорит: «…не как Я хочу, но как Ты». И еще: «…да будет воля Твоя».

Неосвященная и неподчиненная воля — причина несчастной жизни. Маленькие дети тому пример. Человек по природе своей своеволен и желает ходить своими путями. Мы много желаем, забывая о своей неспособности различать, что для нас благо, а что нет. Увы, мы не можем делать выбор самостоятельно. Блажен, кто не имеет «желаний» и доволен тем, что имеет. К сожалению, этот урок всем нам дается с большим трудом. Но, как Павел, мы должны терпеливо изучать его в школе Христа, а не в человеческой школе (Фил. 4:11).

Хотите ли вы знать, рождены ли вы свыше или нет, растете ли в благодати? Чтобы найти ответы, вам нужно понять, что же происходит с вашей волей. Как вы переносите разочарование? Можете ли вы с терпением относиться к неожиданным испытаниям и неприятностям? Можете ли вы со спокойным сердцем, без ропота, смотреть, как рушатся ваши долго вынашиваемые планы и тщательно построенные схемы? Можете ли вы сидеть спокойно и безмолвно страдать так же, как и трудиться на ниве Божьей? Если да, то у вас, несомненно, разум Христов. Нельзя забывать, что теплые чувства и радостное расположение духа не всегда являются верными доказательствами благодати; умерщвленная воля в этом смысле более ценна. Даже Христос не всегда радовался, но Он всегда мог сказать: «Да будет воля Твоя».

Наконец в этом отрывке мы можем увидеть, что даже ученики Христа могут проявлять слабость, и им необходимо следить за собой и молиться, чтобы не допустить этого. Петр, Иаков и Иоанн, три избранных апостола, спали, когда им нужно было бодрствовать и молиться, и Господь обратился к ним со словами: «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

Все верующие обладают двойственной натурой. Будучи обращенными, обновленными, освященными, они все равно продолжают жить в греховном теле и носить с собой груз испорченности. Об этой проблеме говорит Павел: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:21-23). Слова Павла подтверждаются опытом многих поколений христиан. Христиане во все времена обнаруживали в себе два противоположных начала, находящихся в постоянной борьбе. Об этих двух началах и говорит Христос, обращаясь к Своим полусонным ученикам. Иисус называет одно начало «плотью», а другое — «духом»: «…дух бодр, плоть же немощна».

Оправдывает ли Христос эту немощь Своих учеников? Конечно, нет. Да не приближаются к нам подобные мысли! Те, кто делает такой вывод, не понимают смысла слов Христа, Который говорит, что слабость плоти — это причина, по которой мы должны быть бодрыми и молиться. Иисус учит, что сам факт того, что мы подвержены этой слабости, должен постоянно побуждать нас «бодрствовать и молиться».

Давайте никогда не забывать этого урока. Если мы хотим ходить прямыми путями перед Богом и не спотыкаться, как Давид и Петр, тогда нам нужно бодрствовать и молиться. Давайте жить так, как будто мы находимся на вражеской территории, где нам постоянно надо быть начеку. Мы должны беспокоится о своей душе и быть осторожными. Мир полон обмана, дьявол трудится не покладая рук, поэтому пусть слова Божии постоянно наполняют ваш слух. Иногда наш дух может быть на взлете бодрости, но нельзя забывать, что плоть немощна. Так будем же постоянно бодрствовать и постоянно молиться.