Евангелие от Матфея 26:57-68

57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.

58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и вошед внутрь, сел со служителя ми, чтобы видеть конец.

59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,

60 И не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля

61 И сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его».

62 И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66 Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

68 И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Христа отвели к Каиафе, первосвященнику, и объявили Его виновным. Это произошло не случайно. Приближался великий день искупления, время, когда стал понятен смысл образа козла отпущения. По закону Моисея только первосвященник мог возложить грехи народа на голову козла, на голову жертвы перед тем, как она будет отослана на распятие (Лев. 16:21). Задумаемся над этим. Каждый момент агонии Христа имел глубокое значение.

Прежде всего, отметим, что Христос был предан смерти руками первосвященников . Не столько иудейский народ участвовал в этом злом деле, сколько Каиафа и его соратники — первосвященники.

Этот факт заслуживает нашего внимания. Он является веским доказательством того, что высокое положение в церковной иерархии не может избавить человека от заблуждения в учении и от ужасного греха в жизни. Иудейские священники могли проследить свою родословную вплоть до Аарона; занимаемый ими пост требовал особого посвящения и большой ответственности, и все же именно такие люди убили Христа.

Остережемся приписывать непогрешимость религиозным служителям, нет гарантии, что их слова, как бы часто они ни повторялись, не уведут нас от истины и не погубят нашу душу. Слова и дела всякого служителя должны проверяться Словом Божьим. За такими пастырями можно следовать до тех пор, пока они следуют Библии, но не более того. Пусть слова Исаии будут для нас ориентиром: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Далее, следует отметить, что Христос ясно заявил перед синедрионом, что Он — Мессия и что Он придет во славе.

Сегодня необращенный еврей не может сказать, что его предкам не было открыто, что Иисус был Мессией. Сам Христос сказал об этом, когда первосвященник призвал Его к клятвенному ответу. Иисус подтвердил, что Он «Христос, Сын Божий». После этого Христос предупреждает первосвященника и старейшин, что, хотя Он еще и не явился во славе, чего они ожидали от Мессии, придет день, когда это произойдет. «…отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Они еще увидят, что Иисус из Назарета, Которого они осудили, есть Царь царей (Откр. 1:7).

Нельзя обойти вниманием поразительный факт, что практически последними словами Христа еврейскому народу были слова предупреждения о Его втором пришествии. Христос ясно сказал им, ссылаясь на седьмую главу Книги пророка Даниила (Дан. 7:13), что они еще увидят Его пришедшим во славе. Но Он обращался к глухим. Неверие, предрассудки, самоправедность густым облаком обволокли их. Еврейский народ проявил небывалую духовную слепоту. В англиканском молебне есть такие строки: «От всякой слепоты, от твердости сердец избави нас, о благой Господь!»

Христос много потерпел перед синедрионом от лжесвидетельств и насмешек.

Ложь и унижение — излюбленное оружие дьявола. «…он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). На протяжении всего времени земного служения Христа это оружие обнажалось против Него. О Христе говорили, что Он «человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», Его презрительно называли «самарянином». И в последнюю неделю Своей жизни Христос испытал только боль и унижение. Дьявол побудил Его врагов умножить оскорбления и боль. Не успели Христу вынести приговор, как тут же на Его голову обрушились всякого рода надругательства: «…плевали Ему в лице и заушали Его … ударяли Его по ланитам», насмехаясь, говорили: «…прореки нам, Христос, кто ударил Тебя».

Как удивительно все это! Как непостижимо, что святой Сын Божий добровольно смирился с этими надругательствами, чтобы искупить нас, ничтожных грешников! Как изумительно, что даже мелкие детали этих издевательств были предсказаны за семьсот лет до их совершения! За семьсот лет до этого Исаия записал такие слова: «…лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:6).

Давайте сделаем один практический вывод из этого отрывка. Не удивляйтесь , если вам выпадет терпеть насмешки, издевательства и ложь из-за того, что вы принадлежим Христу. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мтф. 10:24). Если издевательства и оскорбления обрушились на голову нашего Спасителя, не стоит удивляться, если то же ожидает и Его учеников. Сатана постоянно использует ложь и насмешки, чтобы очернить имена богобоязненных людей и вызвать неуважение к ним. Лютер, Кранмер, Кальвин и Весли — красноречивые тому примеры. Если мы встретимся на своем жизненном пути с ложью и издевательствами, будем же готовы терпеливо перенести их. Мы пьем из той же чаши, из которой пил Господь, но между нами и Христом огромная разница: нам достается всего лишь несколько горьких капель, Он же испил чашу страданий до дна.