Евангелие от Матфея 26:69-75

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько.

Эти стихи рассказывают о необычном и очень поучительном событии: отречении апостола Петра от Христа. Это одно из тех событий, которое косвенно подтверждает истинность Библии. Если бы Евангелие было результатом человеческих измышлений, мы никогда бы не узнали, что один из главных проповедников нового учения проявил малодушие и отрекся от своего Учителя.

В начале обратим внимание на то, в чем была вина Петра.

Он совершил великий грех. Человек, который следовал за Христом на протяжении трех лет, выделялся среди других учеников своей любовью ко Христу и готовностью исповедать Его имя; человек, который получил в изобилии милость и благость и который был другом Христа, трижды отрицает то, что был знаком с Иисусом! Это было ужасно. Это было преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами. Петра ясно предупредили о ждущей его опасности. Совсем недавно апостол принимал хлеб и вино из рук Христа и настаивал на том, что не отречется от Него, даже если ему придется умереть. И вот Петр трижды отрекся: две слабые женщины заметили, что он был с Иисусом, а стоящие рядом подтвердили: «…точно и ты из них». В этих словах не было угрозы, похоже, никто не пытался применить насилие по отношению к Петру, но их было достаточно, чтобы поколебать его веру. Он отрекся перед всеми, и делая это, он клялся и божился. Воистину смиряющая картина.

Сохраним эту историю в памяти. Она учит нас тому, что даже лучшие из святых — всего лишь люди, а люди подвержены многим слабостям. Даже обращенный человек, который имеет веру, надежду и любовь, может совершить проступок и низко упасть. Эта история учит нас смирению, потому что, пока мы в теле, нас подстерегает опасность. Плоть слаба, а дьявол не устает, поэтому мы никогда не должны думать, что не можем упасть. История с Петром указывает и на то, что мы должны быть снисходительными к заблудившимся душам, мы не должны считать таких людей пропащими из-за того, что они оступились и впали в грех. Помня Петра, мы должны исправлять таких «в духе кротости» (Гал. 6:1).

Посмотрим также на то, что привело Петра к тому, что он отрекся от Христа.

Поведение Петра было описано Духом Святым для нашего назидания. Дух Святой позаботился о том, чтобы эти слова постоянно служили на благо Церкви Христа.

Во-первых , Петр пал из-за своей самоуверенности. Он сказал: «…если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Во-вторых, из-за праздности. Вместо того, чтобы бодрствовать и молиться, как сказал Его Учитель, он спал. В-третьих, из-за трусости. Вместо того, чтобы держаться рядом с Учителем, Петр «следовал за Ним издали». Последним шагом апостола к падению стало ненужное общение с плохой компанией. Когда Петр пришел ко дворцу первосвященника, он «сел со служителями», как будто был одним из них. После этого последовало падение, клятва и троекратное отречение. Кажется невероятным, но Петр себя подготовил к падению сам. Он «вкусил от плодов путей своих».

Будем помнить эту историю из жизни апостола Петра: она содержит в себе ценные уроки для каждого, кто называет себя христианином. Серьезные болезни редко поражают тело, и великим падениям всегда предшествует постепенное отступление. Внезапное падение какого-нибудь известного христианина удивляет и Церковь, и мир. Тогда верующие разочаровываются и претыкаются, а враги Христа радуются и злословят. Но если бы мы могли видеть то, что скрыто, то знали, что причиной этого падения является внутреннее отступление от Бога. Человек падает внутри себя задолго до того, как падает в глазах общества. Дерево падает с большим треском, но первопричина падения выясняется только после того, как оно оказалось на земле.

И наконец отметим, что Петр сильно опечалился из-за совершенного греха. Мы читаем в конце главы, что Петр, «выйдя вон, плакал горько».

Эти слова заслуживают большего внимания, чем то, которое обычно им придают. Тысячи людей, читавших об отступлении Петра, мало думали о его слезах и покаянии. Пусть же у нас будут глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы понимать!

Слезы Петра говорят нам о том, что человек, отступив от Бога, не может быть счастливым. Благость Божия позаботилась о том, чтобы святость всегда приносила свои плоды. Тяжелое сердце и неспокойная совесть, зыбкая надежда и бесчисленные сомнения всегда будут последствием отступления и морального падения. Слова Соломона описывают переживания многих отступивших детей Божьих: «Человек с развращенным сердцем (в английском переводе: «…в чьем сердце отступление…» — Прим. пер.) насытится от путей своих» (Прит. 14:14). Чтобы сохранить внутренний мир, нужно быть ближе к Богу — это непреложный принцип христианства.

Горькие слезы Петра — это важный признак, по которому можно отличить лицемера от настоящего верующего. Когда грех поражает лицемера, он падает, чтобы больше не подняться, так как в нем нет живительного принципа, способного поставить его обратно на ноги. Когда падает дитя Божие, оно вновь поднимается через искреннее покаяние и по благодати Божьей исправляет свою жизнь. Давид совершил прелюбодеяние, а Петр отрекся о Христа. Они согрешили, но не были побеждены грехом, потому что глубоко раскаялись, горько оплакав свои ошибки, их нечестие стало для них отвратительно. Многие приобретут большое благо, если будут подражать Петру и Давиду не только в грехе, но и в покаянии. Многие хорошо знают о их падении, но плохо — о возвращении к Богу. Многие грешат, как Давид и Петр, но не все раскаиваются так, как они.

Этот отрывок полон уроков, достойных того, чтобы их помнить всю жизнь. Если мы исповедуем веру во Христа, тогда нам следует помнить о слабости верующего и о причинах падения. Может быть, мы отступили и оставили первую любовь к Богу? Тогда давайте напомним себе, что Спаситель Петра жив и сегодня. Христос был милостив к Петру, Он будет милостив и к нам. Если мы хотим найти эту милость, мы должны раскаяться. Обратимся к Богу, и Он обратится к нам, потому что «милосердие Его не истощилось» (Плач. И. 3:22).