Евангелие от Матфея 28:11-20

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедшие в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам

13 И сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали;

14 И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 И, увидевши Его, поклонились Ему; а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле:

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Перед нами заключительные слова Евангелия от Матфея. В начале этого отрывка говорится, каким нелепостям может поверить человек, лишь бы не верить истине. Далее, мы видим, какие слабости скрывались в сердцах некоторых учеников и каких больших усилий стоило апостолам поверить. И в конце мы читаем последние слова, сказанные Христом на земле. Они настолько важны, что требуют самого пристального внимания.

Бог отличил Христа особым образом. Христос сказал о Себе: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Эту же истину Павел возвестил филиппийцам: «…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2:9). Эта истина никоим образом не умаляет, как полагают некоторые невежды, истину о божественности Христа. Эта истина открывает нам то, что в намерения Троицы входило поставить Иисуса наследником всего. Вне всякого сомнения, Иисус является посредником между людьми и Богом, спасение всех верующих возложено на Него, и Он — бездонный источник милости, благодати, жизни и мира.

Отнесемся к этой истине с благоговением и будем помнить, что только Христос имеет ключи от смерти и ада. Христос — помазанный Первосвященник, и никто, кроме Него, не может отпустить грехи. Христос — источник живой воды, в которой мы можем омыться. Христос — Господь и Спаситель, и только Он может дать покаяние и прощение грехов. В нем пребывает вся полнота. Он есть Путь, Дверь, Свет, Жизнь, Пастырь, Убежище. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12). Пусть каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы понять это. Люди имеют слабое представление о Боге Отце и о Боге Святом Духе, но о Христе никто никогда не думал слишком много.

Из этого отрывка мы также узнаем, что Христос дает Своим ученикам поручение . Он призывает их: «…идите, научите все народы», то есть ученики Христа не должны были просто хранить знания в себе, но должны были делиться ими с другими. Они не должны были считать, что путь спасения был открыт только иудеям, но они должны были открыть этот путь перед всем миром, стремясь находить новых учеников среди всех народов и рассказывая всему миру, что Христос умер за грешников.

Не будем забывать, что это поручение еще не утратило свою силу. Каждый ученик Христа по-прежнему обязан делать все, что может, чтобы благовествовать и молиться за благовестие. Если мы пренебрегаем этой обязанностью, то есть ли у нас вера? Где наша любовь? Возникает вопрос, познал ли человек силу Евангелия, если у него нет желания поделиться им с остальным миром?

Христос требует от верующих в Евангелие публичного исповедания своей веры. Он говорит Своим апостолам, чтобы они крестили тех, кого принимают в число учеников.

Читая эти стихи, очень сложно понять, как люди могут не замечать очевидного: крещение обязательно, если нет препятствующих обстоятельств. Слова, записанные в этих стихах, — не что иное, как установление обязательного обряда, через который должны проходить все, кто присоединяется к Церкви Христа. Внешний акт крещения не является неотъемлемой частью спасения, о чем ясно свидетельствует случай с разбойником, который попал в рай без крещения. Крещение само по себе может оказаться полностью бесполезным, о чем говорит пример Симона, который хоть и был крещен, но остался «исполненным горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:23). Но утверждение, что крещение не играет совершенно никакой роли и вовсе не обязательно, вступает в противоречие со словами Христа (Я намеренно обхожу стороной вопрос о крещении младенцев. В этом тексте нет ничего, что могло бы помочь разрешить этот продолжительный спор. Нет сомнений в том, что служители англиканских церквей исследуют этот отрывок так же глубоко и тщательно, как и служители баптистских церквей. Этот отрывок освещает вопрос о том, как нужно поступать не с детьми христиан, а с обращенными язычниками)

Практический урок, который можно извлечь из этого отрывка, заключается в том, что необходимо публично исповедовать веру в Иисуса Христа. Мы не можем превратиться в подпольных учеников, стыдящихся показать другим людям, кому мы принадлежим и кому служим. Мы не можем быть чуточку христианами, но мы должны брать свой крест и исповедовать своего Учителя перед людьми. Его слова звучат очень серьезно: «…кто постыдится Меня и Моих слов … того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мр. 8:38).

Христос требует послушания от каждого, кто называет себя Его учеником . Он призывает Своих апостолов учить людей соблюдать все, что Он заповедал им.

Это хорошее испытание для нас, указывающее на тщетность пустого исповедания и формального христианства. Настоящими христианами можно считать только тех, кто на деле послушны Его словам и стараются исполнять Его заповеди. Вода крещения, хлеб и вино Вечери сами по себе не могут спасти ни одного человека. Не будет для нас пользы, если мы будем посещать собрания, слушать проповедников и одобрять Евангелие, не делая ни одного шага дальше этого.

Какова наша жизнь? Как мы ведем себя дома и вне его? Руководствуемся ли мы Нагорной проповедью в повседневной жизни? Стремимся ли мы подражать Христу? Желаем ли мы исполнять Его заповеди? Если мы считаем себя рожденными свыше и называемся детьми Божьими, мы должны дать положительные ответы на эти вопросы. Послушание — единственное доказательство реальности нашей веры. «…вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17, 20, 26). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).

В этих стихах Христос упоминает о благословен ной Троице. Он призывает Своих апостолов крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В этом стихе открыто говорится о Троице. Здесь говорится об Отце, Сыне и Святом Духе как об отдельных личностях, которые равны между собой. Есть Отец, есть Сын и есть Святой Дух, но вместе Они — одно.

Безусловно, в учении о Троице есть доля тайны. Но с нас довольно принять ее и поверить, поэтому воздержимся от попыток объяснить ее. Глупо не соглашаться с чем-то только потому, что мы не можем это понять. Нам достаточно принять учение о триединстве Бога со смирением и благоговением. Мы должны верить, что ни один человек не может быть спасен без участия в его спасении каждого Лица Троицы. Будем радоваться, что Отец, Сын и Святой Дух, создавшие вместе человека, так же спасают его совместными усилиями. На этом мы остановимся и примем верою то, что не можем понять разумом.

Христос завершает Свою речь замечательным обещанием . Он говорит Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века».

Сложно найти слова более утешительные, ободряющие, вселяющие радость и побуждающие к святости, чем эти. Ученики, оставленные в этом холодном и злом мире, не должны были думать, что они покинуты. Их Учитель будет всегда с ними. Хотя задача, возложенная на апостолов, была тяжелее, чем задача Моисея, когда он был послан к фараону, они не должны были отчаиваться: с ними будет их Учитель. Эти слова поддержали учеников тогда, они же утешают верующих и сегодня в любой части мира.

Пусть все христиане хранят эти слова в сердце. Христос всегда с нами, Христос с нами везде, где бы мы ни оказались. Когда Он в первый раз пришел на землю, Он был назван Эммануил — «с нами Бог». Когда Христос завершил Свое земное служение и покидал этот мир, Он сказал о том, что всегда останется для нас Эммануилом, всегда будет с нами. Он всегда с нами, чтобы прощать и миловать, чтобы освящать и укреплять, чтобы защищать и хранить. Он всегда с нами, чтобы направлять и вести, чтобы быть с нами в печалях и в радостях, в болезни и здравии, в жизни и в смерти, на земле и в вечности.

Какое еще утешение нужно верующим? Что бы ни случилось, христиане никогда не останутся в одиночестве — Христос всегда будет с ними. Они могут заглянуть в могилу и сказать вместе с Давидом: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 23:4). После же смерти они могут сказать с Павлом: «…всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Христос сказал и не отступит от Своих слов: «Я с вами во все дни до скончания века». «Не оставлю тебя и не покину тебя». О чем еще мы можем просить? Будем верить Ему и не будем страшиться. Это и значит быть настоящим христианином. Ни у кого, кроме верных слуг Христа, нет такого Царя, такого Первосвященника, такого верного Спутника и надежного Друга.