Дух все еще не был дан

Итак, текст из Евангелия от Иоанна 7:39: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Прежде всего, нам следует отметить следующий важный момент. Данный текст говорит о том, что люди, которые уверовали в Иисуса, должны были принять Святого Духа. Так как текст из Евангелия от Иоанна 1:12-13 показывает, что уверовавшие в Иисуса рождены от Духа, тогда мы должны говорить о различиях между рождением свыше, которое производит Святой Дух, и получением Самого Святого Духа. Таким образом, уверовавшие в Иисуса должны были получить Святого Духа, однако это могло произойти только после того, как Иисус будет прославлен. Евангелие от Иоанна упоминает о получении Святого Духа еще в двух других местах (где используется глагол «ламбано» – «принимать») – 14:17 и 20:22. Стих из Евангелия от Иоанна 14:17 очень полезен для понимания выражения «принять Духа». В этом тексте Иисус говорит ученикам:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16,17).[30]

Святой Дух пребудет в учениках, в то время как мир не получит Его. Так как пребывание Духа в учениках аналогично с принятием Духа, тогда можно предположить, что получение Духа, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, указывает на начало Его пребывания в учениках. Текст Евангелия от Иоанна 7:39 не говорит о том, что Дух все еще не действовал в мире или все еще не возрождал людей (Ин. 6:63, «Дух животворит»). Текст Иоанна 7:39 говорит, что ученики еще не получили Святого Духа. Принимая во внимание текст Иоанна 14:17, можно сказать, что Святой Дух все еще не обитал в верующих.

Иоанн несколько раз упоминает о том, что начало служения Иисуса ознаменовало собой поворотный момент в истории спасения. Например, Иоанн два раза упоминает высказывание Иисуса: «Но настанет время и настало уже» (Ин. 4:23, 5:25). На основании этих высказываний можно сделать вывод, что время служения Иисуса ознаменовало собой начало новой эры эсхатона. Но если во время рассвета эсхатона уверовавшие в Мессию все еще не приняли Святого Духа, Который должен обитать в их сердцах, и если они должны были ожидать того времени, когда Иисус будет прославлен на кресте, дабы получить Духа, тогда возможно ли обоснованно утверждать, что жившие до эсхатологической эпохи все же получили эсхатологическое благословение присутствия Духа?