Противоречива ли Библия?

Большая часть людей полагает, что Библия во многих местах противоречива. До сих пор публикуются многочисленные книги и брошюры, в которых приводятся так называемые противоречия. Вывод, который они делают, состоит в том, что Библия не является непогрешимым Словом Божиим. Однако, это неправильный вывод, потому что в Библии нет места противоречиям. Только прочтите ее сами.

СОГЛАСУЮТСЯ ЛИ ФАКТЫ?

В 2Цар.24 вы найдете практически ту же самую историю, что и в 1Пар.21. Первое повествование читается так: “Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. (2Цар.24:1). Но в первом стихе 1Пар.21 мы находим: “восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян”. Нашим первым намерением будет сказать, что эти отрывки противоречат друг другу, потому что одна книга побуждение исчислить приписывает Богу, другая книга – сатане. Можно указать ряд других так называемых противоречий в Библии.

Давайте посмотрим еще несколько примеров. При сравнении 2Цар.16:18-23 с 1Цар.17:55-58 получается, будто в одном отрывке Саул знал Давида и его отца, в то время как в другом – не знал. Далее, в Мф.21:2 мы читаем об ослице и осленке, которые потребовались Иисусу для торжественного въезда в город Иерусалим. В Лк.19:30 упоминается только осленок. Что теперь нам думать? Два было животных или только одно? Матфей пишет, что два разбойника, распятые на кресте, поносили Иисуса (Мф.27:44). Лука, со своей стороны, пишет, что только один поносил Его (Лк.23:39).

Вот еще известный пример, являющийся, очевидно, самым значительным противоречием между двумя текстами. В Рим.4:5 мы читаем: “А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность”. В Иак.2:24 мы находим: ”Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?” Чтобы сделать положение вещей еще более запутанным, оба автора ссылаются на Авраама. Но разве не ясно, что они представляют противоположные взгляды?

Является ли тогда Библия действительно непогрешимым Словом Божиим? Некоторые противоречия могут быть приписаны ошибкам, сделанным при списке с копий Библии. Даже при переписывании с оригинала могли вкрасться определенные ошибки. Ошибки подобного рода сделать легко. Так случается и в наши дни. Несмотря на всю осторожность и внимание, отданное этому изданию, вы можете найти в нем ряд опечаток. Но вы же не собираетесь обвинять автора за ошибки, сделанные издателем. Соответственно, мы не должны называть Библию недостоверной из-за ошибок, сделанных переписчиками. Нетрудно обнаружить эти ошибки и исправить их. Существует даже специальная научная дисциплина, которая этим занимается – текстология. Эта дисциплина принципиально отличается от критики Библии как Слова Божиего. Текстология не нападает на Библию, но действует с величайшей почтительностью по отношению к ней.

ДАЛЕКАЯ ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Когда вы внимательно посмотрите на упомянутые выше так называемые противоречия в Библии, вы увидите, что в действительности их не существует. Вам только следует взять во внимание контекст и не забывать о намерении автора. В Книге Царств, например, определенные цари, игравшие огромную политическую роль, упомянуты очень кратко, в то время как другие цари, гораздо менее важные с точки зрения политической, описаны подробно. Очевидно, что целью автора является показать значение монархии в свете Царства Божия и служения Богу. Отрезки истории Израиля, взятые здесь, нужны для того, чтобы показать, как Бог, несмотря на грехи Своего народа, печется о том, чтобы пришло Его Царство и исполнились обетования. Описание истории Израиля подчинено теме грядущего Спасителя.

Книги Царств дают одно связное повествование. Первые две Книги подчеркивают, как часто царь и народ нарушали завет с Богом. Цель Книг Паралипоменон совершенно иная. Эти Книги описывают славу, которой Бог наделил Давида и его дом. Одновременно они указывают на ненависть сатаны к Богу и Его народу. В свете этого могут быть объяснены кажущиеся противоречия. Во второй Кн. Царств Бог использует Давида для наказания Израиля. Гнев Божий возгорелся из-за грехов народа. Но Кн. Паралипоменон показывает, что Бог использует сатану в качестве орудия, чтобы тот искусил Давида сделать исчисление.

Так же снимается противоречие относительно упоминания о знании Саулом происхождения Давида. Саул, разумеется, знал отца Давида, но он был изумлен, когда увидел, что простой пастух, играющий на свирели, оказался способен победить великана Голиафа. Вопрос Саула вызван подобным изумлением: из этой ли он семьи? Действительно ли Давид сын своего отца?

ПРИНИМАЯ В ВЕРЕ

Также нет существенного различия между сообщениями Матфея и Луки относительно того, было ли два или одно животное во время въезда Иисуса в Иерусалим. Каждый пастух на Ближнем Востоке знал, что осленок отказывается идти, если его мать не идет рядом. Матфей указывает на это в своем Евангелии. Лука показывает только то, что Иисус ехал на осленке. Также снимается и различие в повествованиях о разбойниках. Матфей показывает, что Христа оскорбляли все, даже те, кто был распят вместе с Ним. Лука, в свою очередь, показывает величие Иисуса в Его страданиях, которое настолько велико, что даже разбойник и римский сотник переменили свои взгляды. Вполне возможно, что вначале оба разбойника поносили Христа. Но затем один из них был настолько впечатлен величием Иисуса в Его страданиях, что пришел к покаянию.

Противоречия между утверждениями Павла и Иакова также лишь кажущиеся, стоит только посмотреть внимательно, что каждый автор имеет в виду. В Послании к Римлянам Павел предупреждает читателей против учения иудеев. Они отвергали Иисуса как Спасителя и верили, что можно спастись посредством скрупулезного выполнения закона. Другими словами, они думали, что могут быть спасены собственными усилиями (Рим.4:1-8). Павел объясняет, что Авраам был оправдан не делами, но лишь по вере в Слово Божие. Истинность веры Авраамовой становится совершенно очевидной, когда Бог испытывает его, приказывая принести в жертву единственного своего сына, Исаака (Быт.22). И подобно Аврааму, говорит Павел, мы можем быть спасены только по вере в Иисуса Христа. Если же вы делаете вывод, что вам нужна только вера, а поведение в жизни не имеет никакого значения, Иаков говорит вам, указывая на того же Авраама: “Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?” (Иак.2:21).

Хотя и может показаться, что написанное Павлом совершенно противоположно, но это не так. И Павел, и Иаков провозглашают живую веру. Эта вера проявляется в том, что вы делаете и что не делаете. Добрые дела не могут вас спасти, говорит Павел. Вы можете быть приняты Богом только по вере. Иаков подчеркивает, что если вы объявляете о своей вере, но она не проявляется в вашей жизни, то ваша вера мертва. По сути, Павел также пишет об этом. То, что нам действительно нужно, говорит он, – это вера, которая проявляет себя в любви (Гал.5:6).

На первый взгляд кажется, что между писаниями апостолов существует противоречие, но на самом деле они пишут об одном и том же. Истинная вера не та, о которой лишь говорят, но вера, находящаяся в единстве слова и дела.

ПОКОРЕННЫЙ ЕВАНГЕЛИЕМ

Внимательное исследование показывает, что в действительности противоречий в Библии не существует, они – кажущиеся. Конечно, в ней есть вещи, трудные для объяснения. Но лучше не трогать то, что кажется противоречивым, чем заниматься критиканством.

Иисус Христос принимал весь Ветхий Завет как Слово Божие. Всякий, кто занимается критиканством, вступает в противоречие со словами Иисуса, что “не может нарушиться Писание” (Ин.10:35). Слово Божие авторитетно и обладает властью. Библейский критицизм должен быть отвергнут, если вы хотите следовать путем Иисуса.

Возьмите и прочтите Библию. Позвольте захватить себя любовью Иисуса, любовью, которой преисполнена Библия. Просто поверьте в ее послание.

ВОПРОСЫ:

1. Какова цель текстологии? Какова цель библейского критицизма? Почему первое допустимо и необходимо, а второе нет?

2. В Лк.20:21-44 Иисус указывает на очевидное противоречие в Библии (ср. Пс.100:1 с Пс.131:18) Как бы вы ответили на вопрос, который задает Иисус?

3. Важно ли выискивать в Библии все виды так называемых противоречий? Ответьте подробно.