Почему четыре Евангелия: Матфей

Иисус избирает двенадцать учеников, чтобы они свидетельствовали о Его делах на земле. Ученики должны были рассказать всем, что они видели и слышали. После вознесения Иисуса Святой Дух напомнил им об этой задаче. “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин.14:26)

Вместе с новым служением они получили новое имя: “апостолы”, что означает посланники, или послы.

ЗАПИСАННОЕ

Весть, которую апостолы имели сказать миру, распространялась ими устно. Из этого устного благовествования и произошли Евангелия. Само слово Евангелие означает “благая весть”. И это действительно так было и есть! К счастью для нас, эта благая весть записана.

Два евангелиста, Матфей и Иоанн, были апостолами. Лука, еще один автор, путешествовал вместе с апостолом Павлом, Марк путешествовал с Петром. Эти авторы использовали услышанное от апостолов в качестве материала для написания своих работ. Таким образом, Евангелия были написаны позднее Посланий, которые были написаны апостолами во время их путешествий.

ОДНО ЕВАНГЕЛИЕ ИЛИ ЧЕТЫРЕ?

В Библии четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Авторы первых трех Евангелий часто повествуют об одном и том же. Все же, между ними имеются заметные различия. Порядок событий у того или иного автора значительно отличается от порядка у других. Также есть различия относительно того, как рассказываются эти события. Один автор может рассказать что-либо подробнее другого.

Евангелие от Иоанна значительно отличается от трех других. Оно имеет собственную структуру и касается тем, которых нет в остальных Евангелиях. Кроме того, Иоанн имеет свой неповторимый стиль, что затрудняет его сравнение с другими.

Как мы можем сопоставить первые три Евангелия? Зависят ли они друг от друга? При чтении Евангелия прежде всего важно уяснить, какова была цель автора повествования. И понять, с какой целью Евангелие было написано автором именно так, как оно написано.

Считается, что Евангелие от Марка наиболее раннее. Весьма вероятно, оно было написано в 65 году от Р.Х. Евангелие от Иоанна, датируемое 90 г. от Р.Х., – самое позднее из всех. Различаясь между собой композиционно, четыре Евангелия несут одно и то же послание: Благую Весть. Вот почему мы говорим: Евангелие. Находятся люди, утверждающие, что Евангелия описывают Иисуса с субъективной точки зрения, что это лишь взгляд христиан того времени (Гал.1:6). Однако, сама Библия опровергает это суждение, говоря, что в Евангельском повествовании упоминается достоверный свидетель апостолам (Лк.1:1,2).

МАТФЕЙ: ЕВРЕЙ – ЕВРЕЯМ

“Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним” (Мф.9:9). Матфей был предшественником современных налоговых инспекторов. Евангелие от Луки описывает такого сборщика, но здесь он называется Левий. “После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин” (Лк.5:27). Иисус берет Матфея от его работы и вводит в совершенно иной труд.

В своем Евангелии Матфей подчеркивает то, что произошедшее было предсказано ветхозаветными пророками. Осуществились ветхозаветные пророчества. В Евангелии от Матфея мы часто находим выражение “это исполнилось”. Поскольку Матфей был евреем, он хотел убедить своих соплеменников, что Иисус Христос есть Мессия, обетованный Ветхим Заветом. Также он желал объяснить народу, что после рождества Христова Ветхий Завет не устарел. Напротив, с приходом Христа Ветхий Завет становится более значимым. Иисус говорит: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф.5:17,18).

Матфей сосредоточивает Евангелие вокруг пяти главных речей Иисуса. Эти проповеди всегда заканчиваются одинаково: “когда Иисус окончил слова сии”. Вам и в самом деле стоило бы прочитать в Библии следующие проповеди Иисуса:

Мф.5,6,7 – Нагорная проповедь

Мф.10 – Слово при отправлении учеников

Мф.13 – Притчи

Мф.18 – Небесное Царство

Мф.23-25 – Слово против книжников и фарисеев

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ

Цель Евангелия от Матфея – убедить читателя, что Иисус Христос есть Сын Давидов, Спаситель, обетованный в Ветхом Завете. Вот почему Матфей начинает свое Евангелие с родословия Иисуса (Мф.1:1). Он показывает линию Иисуса, которая начинается от Авраама, продолжается через Давида и, наконец, достигает Иисуса. Аврааму было обетовано, что в нем будут благословлены все народы (Быт.12:3). Давиду было обетовано, что его царский дом будет стоять вечно. Родословием Матфей показывает, что эти обетования осуществились.

Матфей также напоминает читателям пророчество из Ис.53. Он цитирует речение: ”Он взял на себя наши немощи и понес болезни” (Мф.8:17). Это пророчество было трудно принять евреям, поскольку они вовсе не хотели страдающего царя. Это уже было бы слишком. Сильный, могущественный царь, это да! Но страдающий? Даже ученики Иисуса не понимали пророчества Исаии, пока Иисус не объяснил им его после Своего Вознесения.

ПРИЗНАНИЕ ЧУЖЕЗЕМЦАМИ

Матфей отмечает факт признания Иисуса чужеземцами. В начале Евангелия он описывает, как с Востока пришли мудрецы и принесли Ему дары. В конце Евангелия римский солдат говорит: “воистину, Он был Сын Божий” (Мф.27:54).

Здесь есть ирония. Чужеземцы пришли воззреть на Иисуса как на Спасителя, а Его родной народ и их лидеры пытались убить Его. В начале Его земной жизни Царь Ирод приказал убить в Вифлееме всех мальчиков от двух лет и меньше, надеясь, что так будет уничтожен Христос. На протяжении всего Евангелия отмечается ненависть и противостояние иудейских руководителей. Вот почему Матфей упоминает ложь, которую измыслил и распространил по миру Синедрион (Иудейский Совет). После Воскресения Христа они подкупили стражу, охранявшую гробницу, чтобы распространить слух о том, что ученики украли тело Иисуса. “И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня” (Мф.28:15).

С НАМИ БОГ

Евангелие от Матфея заканчивается так же, как и начинается: Иисус есть Царь и Еммануил. Он рожден как Сын Царя, и вознесся на небеса как Великий Царь, Который имеет “всякую власть на небе и на земле” (Мф.28:18). Он рожден как Еммануил, что означает “с нами Бог”, и оставляет ее как Еммануил, говоря: “Я с вами во все дни” (Мф.28:20). Итак, мы видим, что Бог не оставил человечество, но дал ему спасение.

Иисус и Бог с нами сегодня. Иисус есть Сын Давида, Авраама, и Бог (Мф.1). Это нелегко понять, но вы поймете, если будете читать и думать об этой чудесной истине. Это истина о том, что в Иисусе могут быть благословлены все люди на земле.

Евангелие от Матфея образует единство. Конец связан с началом. Матфей начинает о Спасителе мира и заключает повествование верностью Бога. Божие слово твердо. Его обетования исполняются.

ВОПРОСЫ:

1. В Мф.9:9-13 описывается призвание Матфея. Почему фарисеи были раздражены этим фактом? Что отвечает Иисус?

2. В Мф.22:41-45 сказано, что Иисус пытается убедить фарисеев, что Он не только Сын Давидов, но также Сын Божий. Как Иисус делает это? (Пс.109:1)

3. Матфей часто ссылается на места из Ветхого Завета. Можете ли вы назвать хотя бы некоторые из них, используя первые четыре главы Ев. от Матфея?