Почему четыре Евангелия: Лука

Евангелие от Луки имеет совершенно другое строение. Лука писал Евангелие специально для язычников из греков. Самое начало Книги это ясно показывает. Первые четыре стиха, которыми Лука предваряет свою Книгу, написаны классическим греческим стилем. Его читатели немедленно узнавали, кому адресована эта книга. Продолжая читать, они могли встретить и другие черты, которые отличали Луку от Матфея.

ЗАМЫСЕЛ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ

Одно из отличий между Евангелиями состоит в описании того, как Иисус обращается к Первосвященнику. Матфей пишет: “Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (Мф.26:64). Однако у Луки мы читаем: “Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией” (Лк.22:69). Матфей обращается к иудеям. Из-за страха перед грехом нарушения третьей Заповеди иудеи не произносили имя Божие (Яхве). Они описывали имя Божие как, например, “Великий”. Вот почему для имени Бога использовано это слово. Лука пишет Евангелие для не иудеев. Чтобы быть понятным, он пишет о “Великом Боге”. Лука использует добавление “Бог”, иначе его читатели не смогли бы понять слова Иисуса.

Знание того, что Лука обращается к греческим язычникам, является одним из ключей к пониманию его Евангелия.

ДОСТОВЕРНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ

В первых четырех стихах Евангелия от Луки объясняется, почему Лука написал свое Евангелие. В те дни многие уже пытались описать, что случилось во время жизни Иисуса на земле. Эти авторы рассказывали о событиях, будучи очевидцами их, как “бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова” (Лк.1:1,2). Таким образом, Евангелия были фактически изложением того, что ученики Иисуса рассказали другим. Иисус говорил Своим последователям: “а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною” (Ин.15:27).

Он говорит, что они должны все подтвердить. Это означает, что они должны излагать события истинно. Когда свидетель появляется перед судьей, от него не требуется ничего, кроме фактов. Личные ощущения или благочестивые верования какого-либо человека относительны. Когда Лука использует слово “передали” (Лк.1:2), он не говорит о неточных слухах, но говорит о фактах, сообщенных достоверными свидетелями. В Библии слово “передали” означает авторитет. В нашей речи это слово означает нечто иное, даже совершенно противоположное Библейскому значению. Посмотрите 2Фес.2:15. Там говорится: ”Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим”. Здесь слово “предания” имеет тот же самый корень, что “передали” в Лк.1. В нашей разговорной речи “предания” имеют слегка негативный оттенок. Когда мы слышим слово “предания”, мы склонны думать о фантазиях и мифах. Но в Библии это слово выражает наиболее достоверное свидетельство. Библия учит, что есть различия между верой, однажды преданной святым (Иуд.3), и “преданиями человеческими” (Кол.2:8).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своем Евангелии Лука обращается к “достопочтенному Феофилу”. Наиболее вероятно, что Феофил был высокопоставленным римлянином, которого Лука встретил в Риме, когда был там во время тюремного заключения Павла. Считается, что Феофил попросил Луку написать повествование о жизни Иисуса. Это побудило Луку написать Евангелие Иисуса Христа для людей, говорящих на греческом языке, чтобы они узнали “твердое основание того учения, в котором [Феофил] был наставлен” (Лк.1:4). Лука начал описывать происходившее “по тщательном исследовании всего сначала, по порядку”. Но вы должны помнить, что человеческие исследования использовал не сам Лука, писавший эту книгу, а Святой Дух.

Врач Лука по происхождению не был евреем (Кол.4:14). После обращения в христианство он в течение многих лет сопровождал Павла, оставаясь с Павлом до конца его жизни. Павел томился в тюрьме, когда писал: “один Лука со мною” (2Тим.4:10). Во время пребывания Павла в тюрьме в Иерусалиме и Кесарии у Луки было достаточно времени для собирания данных и материала для своего Евангелия.

Наиболее вероятно, что о некоторых деталях он расспрашивал Марию. Мария тщательно хранила в памяти все произошедшее, и ее устный рассказ позволил Луке написать, что она “сохраняла все слова сии в сердце Своем” (Лк.2:19,51).

ЕВАНГЕЛИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

Лука не просто перечисляет факты. Его способ изложения дает ему свободу построить писание так, как он считает нужным. Эта особенность построения Евангелия от Луки проявляется в том, какой порядок описания он избирает: у него Иисус появляется в Назарете, где Его отвергают, вслед за тем идет описание теплого приема в Капернауме. С точки зрения хронологии порядок должен быть иным.

Иисус обращается к жителям Назарета: “Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме” (Лк.4:23). Что конкретно произошло в Капернауме, сообщается Лукой в последующих стихах. Разве Лука не имел никакого представления о хронологическом порядке событий? Разумеется, имел! Из Кн. Деяний очевидно, что он был способен писать весьма последовательные сообщения о событиях; однако в своей первой книге он хочет подчеркнуть цель Иисуса. Он намеренно акцентирует внимание читателя на том, почему Иисус пришел на землю. Для Луки весьма важно написать о словах Иисуса. После того, как Иисус прочитал в синагоге Назарета слова пророка Исаии, Он закрыл книгу со словами: “ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лк.4:21; см.4:18,19 и Ис.61). Сказанное Иисусом образует сердцевину Евангелия от Луки. Человек, сломленный и искаженный грехом, с приходом Иисуса будет восстановлен. Чудеса исцеления, совершенные Иисусом, являются провозвестниками нового века. Новая земля будет очищена от греха, болезней и смерти больше не будет (Ис.25:8; Отк.7:16,17; Отк.21:3,4).

Луке было разрешено написать Благую Весть об обновленной жизни. Ему было позволено принести Благую Весть “бедным”. Бедным не в смысле выражения “без гроша в кармане”, как мы часто склонны думать. “Бедные”, о которых идет речь, являются последователями Иисуса. Иисус говорит Своим ученикам “блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие” (Лк.6:20,21).

СПАСИТЕЛЬ МИРА

Помимо всего Лука подчеркивает необходимость Иисусовых страданий (Лк.18:31). Все предсказанное ветхозаветными пророками должно было исполниться в Нем. “Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк.24:26,27).

Лука хотел показать грекам, римлянам и всем народам, не знавшим Бога, путь спасения. Спасение нельзя получить от обожествленного человека, подобного, например, римскому императору Августу, который в те дни почитался “спасителем мира”. Спасение может быть найдено только в Боге, который уничижил Себя, родившись в яслях и умерев на кресте. Он был истинным Спасителем мира. Врачу Луке было разрешено написать Евангелие о великом Целителе, Иисусе, Который принес спасение пораженному грехом миру.

Лука начинает свое Евангелие рассказом о Захарии, священнике, и о храме, где в течение многих столетий совершались иудейские обряды. Евангелие заканчивается аналогичным образом: Христос, Великий Первосвященник, воздевает руки, подобно священнику в храме. Отныне Христос возносит на небеса священническое служение и храм.

ВОПРОСЫ:

1. В Лк.7,8 упомянуты два воскрешения из мертвых.

а) Кто был воскрешен от смерти?

б) В каждом случае еще одно чудо предшествует обоим чудесам. Что это за чудо?

в) Покажите на примере этих событий, что после воскрешений народ все еще не веровал.

г) Приняв во внимание, кто были родители умерших, ответьте, почему Иисус совершил именно эти два чуда?

2. Каково исповедание Петра в Лк.9:20 и что Сам Иисус исповедал в Лк.22:67-70? Почему можно назвать эти тексты высшей точкой в Евангелии от Луки?

3. Распятый на кресте Иисус произнес семь речений. Матфей и Марк упоминают одни и те же слова; у Луки и Иоанна встречаются три различных речения. Можете ли вы назвать речения, сказанные со креста?