Почему четыре Евангелия: Иоанн

Евангелие от Иоанна совершенно отличается по стилю, содержанию и подходу от трех других Евангелий. В своей книге Иоанн обращается к читателям всех веков. “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин.20:30,31).

БЛАЖЕННЫ НЕ ВИДЕВШИЕ И УВЕРОВАВШИЕ

Глубина Евангелия от Иоанна наполняет сердца благоговением. Некоторые люди думают, что они могут распознать греческое и языческое влияние на Евангелие от Иоанна. Говорится, что оно “духовнее” других. Тем не менее, при изучении Книги открывается, что она укоренена не в греческом язычестве, а в Ветхом Завете. Иоанн соотносится с Ветхим Заветом бесчисленное количество раз. Иисус назван “Агнцем Божиим” (Ин.1:29,36), это однозначно соответствует Пасхальному агнцу, который защитил израильтян от погибели во дни Исхода (Исх.12). Иоанн также упоминает, что Иисус называет Себя “истинным хлебом с небес” (Ин.6:22,59). Это ссылка на ветхозаветный “хлеб с небес”, – манну, которой питались израильтяне, водимые по пустыне (Исх.16).

Целью Иоанна было приведение читателя к вере в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Вот почему много раз он упоминает людей, которые признали Иисуса как Мессию и Сына Божиего, таких как: Андрей, Нафанаил, Иоанн Креститель, Самарянка, Петр, слепой человек, который был исцелен, Марфа и Фома (Ин.1:20,27,47,50; 4:29,42; 6:69; 9:35-38; 11:27; 20:28).

Когда Фома восклицает: “Господь мой и Бог мой”, Иисус отвечает ему словами – на все времена для всего человечества: “ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин.20:28,29). Нам трудно верить в то, что мы не можем видеть. Большинство людей считает, что это невозможно: “Я могу поверить только в то, что я увижу”, – говорят они. Люди думают, что возможно признать только видимые и ощущаемые вещи.

Но дело в том, что стать истинным последователем Христа можно только тогда, когда вы начнете думать об этих невидимых вещах. После этой жизни для нас станет возможным воочию увидеть то, чему мы верили здесь. Иисус говорит, что блажен всякий, кто не видел Его и поверил Его Слову. Таково послание Библии. Послание, утешающее настолько, что может сделать блаженным всякого человека.

ИИСУС, ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН БОЖИЙ

В своем Евангелии Иоанн описывает много разговоров и споров, которые у Иисуса были с иудеями. В приводимых примерах Иисус довольно резок с народом Божиим, особенно в разговорах с его руководителями (Ин.5:19-47; 6:22-59; 7:14-24; 8:21-59). В этих спорах Иисус говорит, что Он есть Сын Божий. Как бы подчеркивая это, Иоанн приводит разговор Иисуса с Никодимом, с женщиной самарянкой, с Его учениками (Ин.3,4).

В Евангелии Иоанн показывает, что иудеи отвергают Иисуса как Мессию. “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Ин.1:11; 14-16). Также подчеркивается факт, что Иисус есть единственный Сын Божий. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин.1:1). Иудеи обвинили Иисуса в провозглашении Себя Богом, но Иисус утверждает, несмотря на их ярость, что Отец и Он одно (Ин.10:30,33).

НОВОЕ ТВОРЕНИЕ – НОВОЕ НАЧАЛО

Иоанн старательно подчеркивает, что Иисус существовал задолго до Своего рождения в человеческой плоти. “На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Ин.8:57,58). Это “Я есмь” соотносится с Ветхим Заветом, где “Я есмь” употребляется как имя Самого Бога (Исх.3:14).

Когда вы прочтете всю книгу, вы сможете заметить, что в ней часто употребляется слово “мир”. “Мир” означает неверующую иудейскую церковь, которая не признала Христа как Мессию; также подразумевается весь мир, созданный Богом, который отвернулся от своего Творца. “В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал” (Ин.1:10).

Также поразмышляйте над хорошо известными, прекрасными словами: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16). Слово “вечная” не есть выражение только вечно длящегося времени, но означает жизнь, наполненную безграничной радостью и миром.

Евангелие от Иоанна начинается словами “В начале”. Замечательно, что все Евангелия начинаются подобным образом. Начало у Матфея: “Родословие Иисуса Христа”; у Марка: “Начало Евангелия Иисуса Христа”; наконец, у Луки: “бывшие с самого начала очевидцами”. Подобное единство авторов Евангелий имеет особое значение. Они все возвращаются назад к Кн. Бытие. “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт.1:1). Описанное четырьмя евангелистами избавление, которое принес Христос, означает новое творение, или новое начало. Отец творил землю через Иисуса. “Все чрез Него” (Ин.1:3). Иисус также есть Тот, чрез Кого был спасен мир: “кто во Христе, тот новая тварь” (2Кор.5:17). Соответственно, верующие могут быть названы в Нем “новым человечеством”.

Интересно отметить, что в четырех Евангелиях наблюдается значительное изменение точки отсчета. Марк начинает с публичного появления Христа. Матфей в своем родословии восходит к Аврааму, Лука идет еще дальше, к Адаму, а Иоанн начинает с вечности.

СЛОВО

Иоанн, упоминая об Иисусе, множество раз использует выражение “Слово” (Ин.1:1-4). Бог открывает, Кто Он, посредством Своего Слова. Когда Бог говорил во время Творения, это слово мгновенно становилось реальностью (Быт.1:3). Иисус есть Слово. Это означает, что Бог выражает Себя полностью через Иисуса. Иисус сказал нам все, что Он слышал от Своего Отца. Мы не можем знать или сказать больше о Боге, чем то, что Христос сказал нам. “Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин.1:18).

ИИСУС ЕСТЬ БОГ

Иисус полностью равен Богу. “Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. […] Дабы все чтили Сына, как чтут Отца” (Ин.5:21,23). Иоанн хочет сказать людям, что они должны почитать Иисуса так, как они почитают Бога.

Мы видим, что Иоанн настойчиво подчеркивает божественность Иисуса. Почему он это делает? Он делает это потому, что были люди, отрицавшие, что Иисус есть Сын Божий. И печальнее всего то, что эти люди занимали ведущие позиции в церкви. Они поистине были лжеучителями. Они не могли поверить, что Бог стал человеком. Иоанн пишет им: “И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца” (Ин.1:14). Всякого, кто отрицает, что Иисус есть истинный Бог и истинный человек, Иоанн называет “антихристом”. Три Послания Иоанна также содержат эту тему: “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?” (1Ин.2:22).

Иисус есть истинный человек; Он также истинный Бог. Возможно, это звучит странно, но вы можете узреть это в Его смерти. Его смерть не только произошла, как это происходит обычно, но была деянием: “имею власть отдать ее [жизнь] и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего” (Ин.10:18).

СЛОВ НЕДОСТАЕТ

Поразительное богатство, явленное в Иоанновом Евангелии, с трудом поддается описанию. Наш язык недостаточен для этого. Возьмите Библию и посмотрите сами. Посмотрите на доброго Пастыря в Ин.10, Дом Отца в Ин.14, истинное вино в Ин.15, молитву Иисуса Своему Отцу в Ин.17. Прочтите о непреходящей радости, которую вы можете обрести. Подобно другим Евангелиям, Евангелие от Иоанна тоже говорит об этом. Иоанн писал так, чтобы его читатели могли поверить и обрести жизнь вечную: жизнь, полную мира и радости (Ин.20:31). Иисус Сам говорит, что это такое: “Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна” (Ин.15:11).

Иисус желает назвать нас “друзьями”, от которых у Него нет секретов. “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин.15:15).

Вы можете быть друзьями Иисуса. Поразмыслите над этим. Это не простые слова.

ВОПРОСЫ:

1. Во время Иоанна были люди, отрицавшие, что Иисус есть истинный человек. В своем Евангелии Иоанн опровергает их взгляд. Покажите это на примере следующих отрывков: Ин.1:14; 19:32-37; 20:26-29.

2. Что означает выражение Иисуса: “Я есмь пастырь добрый”? (Ин.10).

3. В разговоре с женщиной самарянкой, Иисус говорит о “живой воде” (Ин.4). Определите, что Он имеет в виду? Сравните это выражение с Ис.55:1; Иер.2:13; Ин.6:35; 7:37-44; Отк.22:17.