VI. Александрийские отцы

Точно так же, как в предыдущем веке, иудейская религиозная ученость и эллинская философия соединились, чтобы произвести определенный тип мышления, представленный Филоном, — так и во втором—третьем веках эллинская ученость соединилась с истинами Евангелия, причем самым удивительным образом, чтобы породить александрийский тип богословия. Ведущие богословы этого времени сделали попытку использовать глубочайшие размышления гностиков в выстраивании веры Церкви. Поступая, таким образом, они обратились к аллегорическому истолкованию Библии. Истины христианской религии превратились в науку, изложенную в литературной форме. Самыми важными выразителями этой формы христианской учености являются Климент Александрийский и Ориген.

1. АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ОТЦЫ

Климент и Ориген представляют богословие Востока, которое было более умозрительным (философским), чем западное. Оба они были влиятельными учителями школы для новообращенных в Александрии. Климент не был ортодоксальным христианином в той мере, как Ириней и Тертуллиан. Он не придерживался Правила веры так, как они, но следовал путем апологетов, стремясь соединить современную ему философию с христианской традицией, и иногда практически заменял одно другим. В отличие от Тертуллиана, он был расположен к философии и настаивал на том, что христианский богослов должен строить мост между Евангелием и языческой ученостью. Он находил источники Божественного знания, как в Писании, так и в разуме, который он непомерно превозносил, и своими аллегорическими истолкованиями широко открыл дверь для всевозможных человеческих умствований. Его оценку греческой философии нельзя назвать последовательной, иногда он обзывает ее плагиатом из еврейских пророков.

Ориген родился от христианских родителей и получил христианское образование. Он был с детства ребенком «скороспелым», не по годам развитым, и очень рано стал практиковать строгий аскетизм. Он наследовал своему учителю, Клименту, как преподаватель в школе для новообращенных в Александрии («катехист»). Чтобы подготовить себя к этому труду, он глубоко изучил неоплатонизм, который тогда входил в моду, и основные еретические системы, особенно гностицизм. Его слава быстро распространялась, и большое число студентов посещало его лекции. Он был самым образованным и одним из самых глубоких мыслителей Ранней Церкви. Его учение носило философский характер, и позднее он будет осужден за ересь. Он боролся против гностиков и нанес решительный удар монархианству. Но это все попутно, а главной его целью было выстроить систему христианского учения. Его основной труд — «О принципах» — это первый пример положительной и полной системы богословия. Часть его учения была впоследствии объявлена еретической, но он имел огромное влияние на развитие доктрины. Похоже, что он хотел быть ортодоксальным христианином: он твердо стоял на Слове Божьем и Правиле веры, как стандартах истолкования; он утверждал, что нельзя принимать на веру ничего противоречащего Писанию или закономерным выводам из него. Однако его богословие носит на себе отпечаток неоплатонизма, а его аллегорические толкования открывали дверь для всех видов умствования и произвольного толкования.

2. ИХ УЧЕНИЕ О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

Как и апологеты, Ориген говорит о Боге в абсолютных терминах, как о Непознаваемом, Вечном, Непреходящем, в Котором нет ни в чем недостатка; и как антигностические Отцы, он отвергает гностические различения между добрым Богом и демиургом или Творцом мира. Бог — один, тот же в Новом Завете, что и в Ветхом. Он приписывает Богу абсолютную причинность всего, и так как он понимает такие его качества, как Всемогущество и Справедливость только вечными в действии, то он учит, что творение вечно (вечное сотворение).

Нельзя сказать, что Климент Александрийский вполне ясно представляет Логос: он подчеркивает Его личное существование, Его единство с Отцом и Его вечное происхождение, но также представляет Его, как Божественный Разум, а также говорит о Его подчиненности Отцу. Он делает различие между действительным Логосом Бога и Сыном — Логосом, Который явился во плоти. С самого начала Логос является посредником Божественного Откровения: Он отпечатывает Божию Мудрость на труде творения, передавая людям свет разума, раскрывая им истину особым образом, а также через Воплощение Иисуса Христа. Свет Логоса служит язычникам, как ступень к более полному свету Евангелия.

Ориген говорит, что Единый Бог есть, прежде всего, Отец, но Он открывает Себя и совершает Свой труд через Логос, который является личностью и вечным вместе с Отцом, зачатым Им одним вечным актом. В связи с происхождением Сына, всякая идея об эманациях и разделении отброшена. Но хотя Ориген признает полную Божественность Сына, он использует некоторые выражения, указывающие на субординацию (подчинение). Говоря о вечном происхождении, он так строит фразу, чтобы учить не просто о временной, исторической субординации, но о существенном подчинении Сына Отцу. Он иногда называет Сына «вторым Богом». При Воплощении Логос Сам соединил Себя с человеческой душой, которая в своем предсуществовании оставалась чистой. Природы Христа различны и раздельны, но считается, что Логос Своим воскресением и вознесением обожил свою человеческую природу.

Климент и не пытается объяснять отношение Святого Духа к другим Личностям Троицы, а взгляд Оригена на третью Личность еще более далеко отстоит от католической доктрины, чем его концепция о второй Личности. Он говорит о Святом Духе, как первом творении Отца через Сына. Отношение Духа к Отцу не столь близко, как отношение Сына. Больше того, Дух не участвует, не действует в сотворении как в целом, но только в святых. По природе Он обладает добротой, обновляет и освящает грешников и является объектом поклонения, как Божество.

Учения Оригена о человеке необычны. Он учит о предсуществовании человека, и это включено в его теорию вечного сотворения, так как первоначальное творение состояло исключительно из разумных духов, равных друг другу и вечных. Настоящее положение человека предполагает их падение из святости в грех, совершившееся в предсуществовании, что явилось причиной сотворения нынешнего материального мира. Падшие духи стали душами и одеты телами. Материя была создана именно для того, чтобы обеспечить им жилище, а также как средство для дисциплинирования и очищения этих падших духов.

3. ИХ УЧЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ И ТРУДЕ ХРИСТА

Оба эти Отца учат, что при Воплощении Логос воспринял человеческую природу в ее полноте, тело и душу, и таким образом стал реальным человеком, Богочеловеком. Клименту не вполне удалось избежать докетизма: он говорит, что Христос использовал еду не потому, что Он в ней нуждался, но просто для доказательства Своей человечности, чтобы никто не мог ее отрицать, а также, что Христос был неспособен на чувства радости и печали. Ориген считает, что душа Христа имела предсуществование, как и все другие души, и в этом своем состоянии она была объединена с Логосом. То есть даже до Воплощения между Логосом и этой душой было полное взаимопроникновение. Исполненная Логосом душа восприняла тело, и затем даже это тело было пронизано и обожествлено Логосом. Во Христе было такое смешение Божественного и человеческого, что при Своем прославлении Он стал воистину Вездесущим. Оригену вряд ли удалось сохранить единство двух природ во Христе.

Существуют различные объяснения труда Христа, которые плохо соединяются друг с другом. Климент говорит о самоотдаче Христа, как выкупе, но не подчеркивает мысль, что Он был умилостивлением за грех человечества. Гораздо больше он видит во Христе Законодателя и Учителя и Путь к бессмертию. Искупление состоит не столько в уничтожении прошлого, сколько в поднятии человека до состояния более высокого, чем он был до грехопадения. Главенствующая мысль Оригена — это Христос как Врач, Учитель, Законодатель и Пример. Он был Врачом для грешников, Учителем для тех, кто уже очищен, Законодателем для Своего народа, требующим послушания Богу и веры во Христа, и совершенным Примером добродетельной жизни для Своих последователей. Во всех этих Своих качествах Он делает грешников, насколько это возможно, причастниками Божественной природы. В то же время Ориген, признает факт, что спасение верующих зависит от страданий и смерти Христа. Христос освобождает их от власти дьявола и делает это, обманывая сатану. Он предлагает Себя сатане как выкуп, и сатана принимает выкуп, не сознавая, что он не сможет удерживать Христа Безгрешного Агнца в своей власти. Смерть Христа представлена как заместительная, как жертва за грех и как необходимое возмещение. Искупительное влияние Логоса простирается за пределы этой жизни. Не только люди, но и все падшие духи, не исключая сатану и его злых ангелов, приведены под искупительное воздействие. Будет восстановление всего.

4. ИХ УЧЕНИЯ О СПАСЕНИИ, О ЦЕРКВИ И ПОСЛЕДНЕМ ВРЕМЕНИ

Александрийские Отцы признают свободную волю человека, которая делает его способным повернуться к добру и принять спасение, предложенное в Иисусе Христе. Бог предлагает спасение, и человек имеет власть принять его. Но Ориген, говоря о вере, как деле человека, показывает ее как результат Божией Милости. Это необходимый предварительный шаг ко спасению, и поэтому, можно сказать, спасение зависит от него. Однако это начальное принятие Божьего откровения должно быть поднято до знания и понимания и должно также повести к добрым делам. Вера спасает, потому что она всегда имеет в виду добрые дела. Это действительно важные вещи. Ориген говорит о двух путях спасения: верою и знанием (экзотерический и эзотерический). У этих Отцов, конечно, не было концепции апостола Павла о вере и оправдании. Более того, Ориген подчеркивает, что вера — это не единственное условие спасения. Покаяние является еще более необходимым, и оно состоит в исповедании наших грехов перед Богом. Он приписывает ему более внутренний и менее юридический характер, чем западные Отцы, и особенно Тертуллиан.

Ориген рассматривает Церковь, как собрание верующих, вне которого нет спасения. Он делает различие между настоящей Церковью и эмпирической. И, признавая всех верующих как священников, он так же говорит об отдельном священстве со специальными правами. И он, и Климент учат, что крещение означает начало новой жизни в Церкви и включает в себя прощение грехов. Климент различает низшее и высшее состояние христианской жизни. В первом человек стремится к святости под воздействием страха и надежды, а во втором страх изгнан совершенной любовью. Жизнь настоящего знания — это жизнь того, кому открыты тайны. Евхаристия награждает участием в бессмертии, потому что через нее мы входим в общение со Христом и Божественным Духом. У Оригена таинства спиритуализированы: они являются символами Божественного влияния, хотя они также представляют милостивое действие Святого Духа.

По Оригену и Клименту, процесс очищения, начавшийся в жизни грешника на земле, продолжается после смерти. Наказание — это великое очищающее средство и лекарство против греха. Ориген учит, что после смерти добрые входят в рай или место, где они получают дальнейшее образование, а нечестивые испытывают огонь суда, который, однако, нельзя рассматривать как вечное наказание, но как средство очищения. Климент утверждает, что язычники имеют возможность покаяться в аду и что их испытание не кончается до дня Суда. Ориген же считает, что Божий труд искупления не прекратится, пока все не будет восстановлено в первозданной красоте. Восстановление всего включает даже сатану и его демонов. Только очень немногие сразу же войдут в полное блаженство лицезрения Бога; большинство должно пройти процесс очищения после смерти. Оба эти Отца были против учения о тысячелетнем Царстве, и у Оригена даже есть тенденция спиритуализировать воскресение. Похоже, что он рассматривал бестелесность как идеальное состояние, хотя верил в телесное воскресение. Он считает, что зародыш тела остается и из него восстает духовный организм, соответственный природе каждой отдельной души, которой он принадлежит, доброй или злой.

Вопросы для дальнейшего изучения

1. Чем в целом отличается богословие Востока от богословия Запада? Чем можно объяснить эти различия?

2. Какое влияние имел аллегорический метод толкования Писания на богословие Александрийских Отцов?

3. Отличается ли учение о Логосе у апологетов от учения о Логосе у Отцов? Если да, то как?

4. Сравните их учение о Троице с учением Тертуллиана. Проливают ли они свет на отношения Святого Духа к Отцу и Сыну?

5. Как они представляют себе основные источники греха и главное лекарство от него?

6. Была ли у Оригена последовательная теория происхождения греха?

7. Что они говорили о свободной воле?

8. Как они понимали труд Христа? Являются ли страдания Иисуса Христа существенным элементом в их учении?

9. Обожение человеческий природы — в каком смысле они говорят об этом?

10. Каким образом богословие Оригена дало возможность возникнуть арианству?

11. Сравните эсхатологию Оригена с католической.

12. Верно ли мнение, что греческое, а не латинское богословие выражает христианскую веру? Какие сходства можно заметить между греческим богословием и современным модернизмом?

Литература

1. Fairweather, Origen and Greek Patristic Theology.

2. Scott, The Nicene Theology, pp. 188-194,212-219,236-251,286-289.

3. Moody, The Mind of the Early Converts, pp. 258—301.

4. Cunningham, Historical Theology, I, pp. 146—158.

5. McGiffert, A History of Christian Thought, I, pp. 177 — 231.

6. Harnack, History of Dogma, II, pp. 319—380.

7. Seeberg, History of Doctrines, I, pp. 140—161.

8. Loofs, Dogmengeschiedenis, pp. 106—126.

9. Shedd, History of Christian Doctrine, I, pp. 274—277, 288— 305; II, pp. 3-10, 31-36, 225-237, 395, 396.

10. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 190—209.

11. Neander, History of Christian Dogmas, cf. Index.

12. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 94—97, 104 — 116.