Контекст послания

Итак, мы приступаем к рассмотрению контекста стиха 6 главы 6 Послания к Евреям. Действуют ли в отношении данного текста общие правила, применимые во всех случаях? Если это так, тогда рассматриваемый стих противоречит таким текстам Святого Писания как Иакова 5:19-20. Ведь Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Грамматический анализ стихов 4 — 6 говорит о следующем: содержание стиха 6 является продолжением основного предложения, которое начинается в первой половине четвертого стиха. В синодальном переводе оно звучит так: «Невозможно… обновить покаянием». Данное предложение в греческом языке состоит из пяти причастий в аористе. Вторая половина стиха 4 и стих 5 дают описание тех, кого невозможно обновить покаянием. Из упомянутых пяти причастий, первые четыре противопоставляются пятому. Первые четыре причастия перечисляют положительные вещи, которыми обладали вначале, в то время как пятое указывает на отрицательную вещь, которая случилась впоследствии. Завершается основное предложение двумя причастиями. Они объясняют причину, по которой невозможно обновить отступников покаянием. Таким образом, структура предложения в стихах 4 – 5 объясняет с помощью причастий совершенного вида, указывающих на значение и характер подчиненных предложений, кого невозможно обновить покаянием. Основное предложение показывает что именно представляется невозможным. Два последних причастия объясняют, почему обращение отступников невозможно.

Чтобы ответить на вопросы:

1) Кого невозможно обновить покаянием?

2) Что именно невозможно обновить покаянием?

необходимо рассмотреть непосредственный контекст Евреям 6:4-6.

Кого невозможно обновить покаянием?

На данный вопрос отвечают четвертый и пятый стихи – это те, кто был однажды просвещен и т. д. Выражение «просвещенные» встречается также в Евреям 10:32: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий». Таким образом, упомянутое состояние просвещения относится к тем читателям, которые, услышав Евангелие, приняли его верою, и вследствие этого вошли в «чудный свет Христов». Итак, выражение «быв просвещены» можно воспринимать как «когда они стали верующими».

В ранней церкви слово «просвещены» часто использовалось в качестве определителя времени, когда люди принимали христианское учение и крестились. Такое значение отлично согласуется с контекстом 6:6. Прежде они блуждали во тьме, хотя и были иудеями. Христос есть Свет мира. Это значит, что переход от состояния неверия к вере можно описать как «просвещение».

Кроме того, это люди, «вкусившие небесного дара». Небесный дар – это Сам Иисус Христос и исходящие от Него блага. Под словом «вкусить» подразумевается принятие пищи или питья, благодаря чему можно определить вкус еды – либо горький (2:9), либо (как в данном случае) приятный. В следующем предложении Святой Дух не упоминается. Далее, параллельный текст 10:29 говорит о попрании Сына Божия и не почитании за святыню Кровь завета, которая освящает, и об оскорблении Духа благодати. Вкушение небесного дара – это слышание и принятие (вкушение) Евангелия спасения во Христе Иисусе посредством Его Крови и Святого Духа.

В-третьих, упоминаются члены церкви, которые стали сопричастниками Святого Духа. В данном случае нам следует вспомнить слова апостола Петра, произнесенные им в день Пятидесятницы. В конце своей проповеди он сказал собравшимся: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38). В контексте того времени, покаяние включало в себя раскаяние в грехе отвержения Христа и в призыве убить Его. Поверить словам Петра и других апостолов означает присоединиться к иерусалимской церкви и получить то, что приняла от Господа сама община, то есть прощение грехов и дар Святого Духа. Согласно 10:32-34, они были не только слушателями, но также и исполнителями Слова, ибо претерпели страдания ради Христа и с любовью относились к страждущим братьям и сестрам в церкви.

В-четвертых, они вкусили благого глагола Божия и сил будущего века. Будучи членами церкви, они насыщались богатой и ободряющей апостольской проповедью Божьего Слова. Их вера постоянно укреплялась посредством того, что они видели (а возможно и испытали на себе) чудеса исцеления (2:3-4). Вкушение сил будущего века может также объясняться как «получение силы для стойкости в страданиях».

Итак, четырьмя штрихами автор Послания к Евреям очертил картину богатств Божьих обетований во Христе Иисусе для уверовавших. Только представьте, как велики были дары Божьи во Христе, полученные ими. Обладание этими дарами говорит о том, что эти люди были активными членами церкви в Иерусалиме. Они знали истину. Они знали о Божьих дарах не понаслышке.

Тем не менее, несмотря на все эти дары, существовала реальная опасность отступничества, что видно через отрицательное выражение «и отпадших». Упомянутое состояние отпадения не относится к случайному греху, совершенному по слабости плоти. Это сознательное «умышленное отступничество» (Брюс, 124). Это осознанное неповиновение Божьему Слову во время искушений, когда необходимо сделать выбор за или против Христа, Который был проповедан им апостолами. Имеются в виду обстоятельства, при которых неправильный, но осознанный выбор ведет к серьезной опасности. Выражение «отпадшие» (буквально, «не попавшие в цель») параллельно употребляются в других текстах Послания к Евреям. Автор пишет о бухте, в которую можно не попасть (2:1), отпадении по причине отступничества (3:12), о попрании Сына Божия и не почитании за святыню Кровь завета, которая освящает, и об оскорблении Духа благодати (10:29). В свете того факта, что Бог ныне говорит в Сыне Своем (1:1-2), отступничество означает отвержение Бога, Который обращается к ним (12:25). После изложения четырех положительных утверждений становится ясно, что такое отступничество нельзя объяснить недостатком ведения. Данное отступничество является осознанным решением не следовать за Богом по Божьему пути. Таким образом, отступничество – это открытое неповиновение.

Текст Деяния 21:20:21 указывает на некоторые причины такого выбора и отступничества. Мы читаем, что в конце третьего миссионерского путешествия (приблизительно 58 год от Р. Х.) апостол Павел вместе со своими спутниками, среди которых был и Лука, посетили Иакова и других старейшин. Во время этой встречи они рассказали о великих делах Божьих, совершаемых среди язычников. Слушая этот отчет, старейшины прославляли Бога. А затем, как пишет Лука, старейшины рассказали миссионерам о великом множестве обращений иудеев в веру Христову в Иерусалиме и его окрестностях. Также многие тысячи иудеев уверовали во Христа Мессию и в других городах и селениях. Все они, как сказано в Деяниях, «были ревнителями закона». Поэтому апостолы начали рассказывать о распространении ложных слухов, будто апостол Павел проповедовал иудейской диаспоре о том, что иудеям больше не нужно обрезывать своих сыновей и жить согласно иудейским обычаям. Для безопасности Павла и опровержения ложных слухов, старейшины предложили Павлу присоединиться к четырем иудеям, которые имели на себе обет очищения согласно закона Моисея. Если Павел оплатит все издержки, связанные с исполнением обета, за себя и за этих четырех иудеев, тогда его поступок будет служить двойным доказательством того, что, во-первых, он не против закона и, во-вторых, он поддерживает желание других иудеев соблюдать его. Судя по предложению старейшин, ревнители закона, прежде всего, старались исполнить обрядовый закон.

Для благочестивого иудея очень важно было соблюдать Божий закон, включая и его обрядовую сторону. Очевидно то, что совмещение веры во Христа как Спасителя с правилами ритуального очищения не было запрещено в ранней церкви. Павел не возражал против предложения старейшин. Он сам писал в 1 Коринфянам 10:32 о том, что верующие не должны становиться камнем преткновения друг для друга, будь то иудей или эллин. Поэтому он был для иудеев иудеем, а для эллинов эллином. Иудею, уверовавшему во Христа, разрешалось продолжать жить как иудею, по иудейским обычаям, однако запрещалось заставлять христиан из язычников жить точно так же. Следуя этому принципу, Павел прислушался к совету старейшин иерусалимской церкви. Из дальнейшего повествования (Деян. 21) видно, что Иаков и пресвитеры согласились с Павлом, что верующие из язычников не обязаны становиться иудеями и жить как иудеи.

Тем не менее, в ревностном желании исполнять закон таилось огромное искушение. Поэтому апостол Павел боролся с тем, чтобы закон не заменил собой Христа. Автор Послания к Евреям поступает таким же образом. В то время как Павел сражается с пытающимися возвысить закон над Христом, автор Послания к Евреям противостоит тем, кто превозносит обрядовый закон и храмовое богослужение над Христом и Его жертвой, благодаря которой был открыт доступ к святому Богу. В историческом контексте восстания против римского владычества, иудеям необходимо было сделать выбор. Что для христиан из иудеев в Иерусалиме, которые были ревнителями закона, было важнее? Может быть, принадлежность к Израилю в совокупности с соблюдением закона? Но разве в таком случае это не означает отказ от Христа Иисуса Спасителя, Который ведет нас к Богу? Или все же они обязаны верить, что могут придти к Богу только через Христа?

Призыв твердо придерживаться Моисеева закона, по всей видимости, играл большую роль в жизни тех, кто соединял веру во Христа с законом Моисея и Аароновым священством. Это значит, что Христос становится подчиненным Моисею и обязан служить ему. Однако такой вывод ведет к отвержению Иисуса Христа, Сына Божьего (Евр. 3:1-6).

Итак, мы приходим к следующему выводу. Заявление (ст. 6) о невозможности обновления покаянием людей после их отступничества не должно рассматриваться в качестве общего правила, которое применимо к любому случаю отпадения от веры. Данное утверждение, прежде всего, относится к особой группе членов церкви в особой ситуации, в которой им необходимо сделать особенный и осознанный выбор: либо оставаться националистичными, ветхозаветными иудеями, либо становиться новозаветными иудейскими христианами (см. работу Лонгенекера, 162). Либо они будут послушны Богу, руководствуясь Его последними словами, сказанными через Иисуса Христа, Его Сына, либо в непослушании они уклонятся и, придерживаясь Божьего Слова, сказанного через пророков, не увидят в нем Христа.

Что именно невозможно обновить покаянием?

Ответ на этот вопрос содержится в первой половине шестого стиха: «Ибо невозможно однажды просвещенных… обновить покаянием». Греческое слово «метанойя» (буквально означает «изменение разума») переводится как «покаяние». Это выражение присутствует в проповеди Иоанна Крестителя. Ведь он проповедовал «крещение в покаяние». Обычно мы встречаемся с обратным порядком слов в данном предложении (имеется в виду английский перевод. – Прим. перев.), то есть «обратить снова к обновлению». Святое Писание учит, что обращение от неверия и греха ведет к обновлению жизни. Очевидно, автор желает показать, что для того, чтобы эти отступники могли обратиться к Богу, они должны возродиться. Кроме того, слово «обращение» следует понимать в его обычном значении, то есть как обращение от неверия и греха к вере во Христа и к новой жизни для Бога. Таково, например, значение выражения «обращение от мертвых дел» в 6:1. Мертвыми делами, согласно 9:14, являются дела, совершаемые вне веры во Христа. Ибо только Кровь Христа может очистить нашу совесть от мертвых дел, дабы мы служили живому Богу. В 6:1 автор пишет, что он не желает возвращаться к начаткам учения Христова и снова полагать основание, кроме всего прочего, «обращению от мертвых дел». Он отказывался этим заниматься по одной простой причине – «Ибо невозможно однажды просвещенных и отпадших снова обновлять покаянием».

В таком случае можно задать следующий вопрос: «Почему невозможно обновить покаянием (обращением)?» Причина кроется в человеке или в Боге? Что это за причина? Искаженный разум отступника или Божий гнев? Другими словами, Божье Слово не воспринимается более разумом отступника или разгневанный Бог больше не желает принять его в Свое присутствие?

Хьюз, рассматривая стихи 4-6 (206-222), правильно заметил, что отпавшие от веры люди были лицемерами, которые никогда не были истинными верующими, потому что истинная вера – это постоянное действие Бога, которое не может прекратиться. Они приняли Евангелие Иисуса Христа как Спасителя и принимали активное участие в жизни общины, но они лишь играли роль верующих, не принадлежа к ним. В контексте Послания к Евреям мы можем сформулировать эту мысль следующим образом: эти отступники играли роль истинных верующих во Христа как их Искупителя, однако они были, прежде всего, националистическими иудеями, которые пытались ограничить свою христианскую веру рамками иудейского мировоззрения. Вот почему они отказались от Христа, когда им пришлось сделать выбор. Этим и объясняется их отвержение Господа Христа. Другими словами, Послание к Евреям не отвергает учение о стойкости святых, то есть тех, кого Бог избрал от вечности и даровал Христу для спасения. Скорее, это подобно словам Иисуса из Матфея 7:21-23. Господь говорит о людях, которые пророчествовали, изгоняли бесов и совершали чудеса Его Именем, и которые, тем не менее, услышат в день суда: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие!»

Однако люди, о которых идет речь в Послании к Евреям, действительно стали частью нового завета, утвержденного во Христе, исповедав свою веру в Него и посредством крещения присоединившись к поместной церкви. Они не только заняли положение членов завета, но и действовали соответствующим образом. Ступив на путь отступничества, они разрушили Божий завет во Христе, который был с ними заключен. Огонь поядающий ожидает всякого, кто разрывает ветхий, а тем более новый Божий завет (12:28). Мы должны понимать, что гнев Бога завета, направленный на нарушителей завета, не признающих Сына за Царя и Первосвященника, является главной причиной невозможности их обновления покаянием (см. работу Клааса Схилдера, (1, 467-468), в которой он рассматривает грех отступничества во взаимосвязи с грехом хулы на Святого Духа). Божий гнев не позволяет им покаяться. В подобном положении оказался Иеремия, которому было запрещено молиться за жителей Иуды (Иер. 14:10-12). Покаяние, обращение – это Божья работа. Возрождение нисходит свыше, от Святого Духа (Ин. 3:3-5). Обновление отступников покаянием (обращением) невозможно, потому что Бог не желает его производить. Бог не только может предать грешников, коснеющих в своих грехах, их грехам, но Он так и поступает (Рим. 1:25-32, 1 Петр. 2:7-8).

На основании вышеизложенного исследования, мы приходим к выводу, что выражение «обновлять покаянием (обращением)» относится к восстановлению положения пред Богом, которое люди, описанные в данном тексте, не занимали. Бог более не желает производить в них обращение. В то же время, их разум погряз в собственных воззрениях до такой степени, что их сердца не были открыты для покаяния. Отступники не желали изменяться по причине характера их греха. В следующем разделе мы рассмотрим, что представлял собой этот характер.

Почему невозможно обновить покаянием (обращением) этих отступников?

Ответ на этот вопрос дан во второй половине шестого стиха: «…когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». Два глагола указывают на два аспекта одного и того же действия. Во время распятия Христос подвергся публичному поруганию. Таким образом, когда эти члены церкви вновь отвергают Христа, они снова публично предают Его бесчестью и пренебрежению.

Существуют некоторые разногласия относительно значения первого глагола. Означает ли он «распинают» или «снова распинают»? Автор Послания к Евреям не использует простой глагол «распинают» как он использован в других стихах Нового Завета. Он использует сложное слово, которое буквально означает «распинать снова» или «распинать, поднимая» на дереве, кресте, столбе, виселице. Этот фразовый глагол также никогда не использовался апостольскими учениками. Однако отцы Церкви использовали не простое слово «распинать», а сложное «распинать снова». Большинство из них употреблено во взаимосвязи с интересующим нас текстом из 6:6. Поэтому, очевидно, что ранняя церковь понимала этот фразовый глагол как «распинать снова» или «распинать второй раз». По этой причине мы должны вкладывать в него такой же смысл. Такое значение слова отлично согласуется как с историческим контекстом, так и с текстуальным. Читатели первых веков христианства воспринимали его именно так. В английском переводе NIV сказано: «снова распинают на свою погибель». Однако буквальный греческий перевод звучит как «для себя». Конечно же, они не распинают Христа физически и в буквальном смысле. Это попросту невозможно. Ведь Господь на данный момент пребывает на небесах в небесной славе. Однако, по причине их отпадения, отступничества, они, говоря образно, снова распинают Христа и ругаются Ему. Их отступничество – это повторное распятие Господа.

Действиями отступников Христос распинаем снова, это действительно так. Однако мы не должны делать меньший акцент на объекте действия – они. Эти отступники из иудейских верующих (члены иерусалимской церкви), отпав от веры Христовой, распинают Господа во второй раз. Они повторяют то, что было совершено ими почти сорок лет назад (Борнхаузер, 18-20, 314-6). Ведь они находились в то время в Иерусалиме. Они были частью толпы, которая кричала Понтию Пилату: «Распни Его, распни!» Тот факт, что Послание к Евреям было написано незадолго до падения Иерусалима, примерно через 35-40 лет после распятия Господа на Голгофском кресте, не делает данное истолкование невозможным. Во-первых, многие из тех, кому было 20-40 лет во время распятия Иисуса Христа, все еще были живы в момент написания Послания к Евреям. Даже более молодые люди вполне могли помнить распятие Христа. Во-вторых, апостол Петр, как в день Пятидесятницы, так и после него, обвинял находившихся в Иерусалиме иудеев в том, что они отвергли и убили своего Мессию (Деян. 2:23, 36; 3:13-15; 4:10; 5:30). Ведь они жили или временно находились в то время в Иерусалиме. Используя вышеупомянутый глагол и взаимосвязанные с ним выражения, автор Послания к Евреям успешно описывает своим читателям грех этого особого отступничества во всей его неприглядности. Они распинают не просто человека, а Самого Сына Божия! Более того, они распинают Его во второй раз! Таким образом, становится ясно, почему совершивших этот грех отступников «невозможно обновить покаянием». Во время распятия Господь молился за тех, кто совершал этот грех: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34, см. также Деян. 13:27, 1 Тим. 1:13). С точки зрения Иисуса Христа и Его Отца, неведение иудеев было веской причиной для их прощения. Однако в данном случае такого неведения не существует. Ведь эти люди были просвещены! Они приняли Божье Слово, провозглашаемое пророками как их праотцам, так и им самим через Сына Божия, Иисуса Христа. Отвержение Господа теперь означает публичное заявление отступников о том, что Христос бесполезен как для них самих, так и для всех людей. Эти отступники снова презрительно относились к искупительной Крови Сына Божьего, открыто насмехаясь и издеваясь над Ним. Они распинали Его вторично! Поэтому у Бога нет для них милости – только суд. Вот почему этих людей невозможно обновить покаянием.



Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Возможно ли обращение после отступничества. Раздел: Протестантизм-2.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.