2. Три различных понимания универсалистами библейских текстов, в которых говорится о вечном наказании и изгнании

Как универсалисты доказывают свою правоту? Прежде всего, было бы полезно рассмотреть три различных способа толкования сторонниками универсализма многих библейских текстов, которые говорят о вечном наказании и изгнании из Божьего присутствия. Некоторые из этих трех толкований частично совпадают, но они все представляют различные способы толкования трудных текстов Писания.

Первая группа универсалистов верит, что в этих текстах сокрыто более глубокое значение, чем очевидное на первый взгляд. Например, Климент Александрийский и Ориген верили , что тексты, в которых говорится об огне ада, на самом деле повествуют об огне Божьей любви, которая очистит грешников от всякой нечистоты в течение многих жизней.[xxi] Карл Ранер утверждал, что слово «ад» — это просто метафора, описывающая состояние погибающего человека. Эмиль Бруннер считал, что тексты, говорящие о двух конечных пунктах назначения для грешников, предназначены не для предоставления теоретической информации, а представляют собой экзистенциальное приглашение для грешников выйти из своего погибающего состояния.[xxii] Для Бруннера и подобных ему эти тексты указывают на опасность, а не на предсказание судьбы грешников, подобно тому, как мать предупреждает своего сына: «Если ты прямо сейчас не наведешь порядок в своей комнате, я убью тебя!» На самом деле она не собирается его убивать, она просто надеется на то, что эти слова побудят ее сына измениться.

Вторая группа толкователей-универсалистов считает, что библейские авторы действительно говорили о грядущем вечном наказании для грешников, но они пришли к тому выводу, что эти авторы просто ошибались. Они окунулись во мрак невежества по причине того, что Шлейермахер называл «смягчающим влиянием традиции», и поэтому утратили ясное понимание Писания.[xxiii] Древняя культура не настолько объективно воспринимала действительность, как современная. Если бы древние авторы действительно понимали истинную суть Божьей любви, они бы не описали эсхатологические события подобным образом.

Последняя группа универсалистов видит две различные темы в Писании и расценивает их как парадоксальные. Так, например, Барт говорил о том, что Писание одновременно учит тому, что Бог избрал всех людей во Христе, а также что некоторые люди отвергают это избрание, что представляет собой величайшую из всех тайн.[xxiv] Это – парадокс, который, мы надеемся, Бог, в конечном счете, решит Сам. Немецкий лютеранский теолог Пауль Альтхаус считал, что парадоксальный вопрос относительно Божьего осуждения некоторых людей на вечные муки и Его желания всеобщего спасения должен оставаться открытым. Эмиль Бруннер утверждал, что эти две противоречивые ветви учения просто несовместимы. Джон А. Т. Робинсон говорил о том, что всеобщее восстановление и окончательное разделение представляют собой два эсхатологических мифа Нового Завета, согласование которых парадоксально.[xxv] В конце веков Божья всемогущая любовь укажет выход из тупика, принуждая каждого человека сделать свободный выбор, побуждаемый этой любовью.