13. Избрание

Все мы принимали участие в спорах об избрании и на своем опыте знаем, как они проходят. Цитатами из посланий Павла машут, как флагами, слова «кальвинист» и «арминианин» вылетают, как пули, лица передергиваются и багровеют, и под конец все участники оказываются в состоянии крайнего возбуждения. Иногда, оглядываясь назад на прошедшую перепалку, мы ловим себя на мысли, что лучше бы этого учения, которое так сильно действует на нервы, и вовсе не существовало.

В такой момент оно представляется нам ненужным бременем, которое разъединяет христиан, дает агностикам основание для критики христианского представления о Боге и становится поводом для заблуждения и камнем преткновения на пути тех, кому мы хотим открыть Христа. Иногдамы чуть ли не упрекаем Бога за то, что Он поместил это учение в Библии и решаем выбросить его просто-напросто из головы и убедить остальных сделать то же. Когда мы видим, что все наши аргументы, с помощью которых мы пытаемся доказать свою веру в избрание, никого не убеждают, то невольно приходим к выводу, что и все учение никого ничему научить не может. А если это так, то мы просто обязаны причислить это учение к разряду маловажных и советовать всем подумать о чем-нибудь более полезном.

Можно ли отказаться от учения об избрании

Да, христиане очень часто или преувеличивают, или преуменьшают роль учения об избрании, так как равновесие в этом вопросе удержать трудно. Однако является ли это поводом, чтобы пренебрегать им и считать его маловажным, это другой вопрос. И на этот вопрос Павел, похоже, давал отрицательный ответ. Если мы еще раз посмотрим на те отрывки, где Павел пишет об избрании, то заметим, что подход апостола к этому вопросу разнится с нашим. Павел не делает из него проблему, оно не озадачивает его и не смущает. Павел принимает и излагает учение об избрании как составную часть своего Евангелия. Когда он включает его в свои наставления, то делает это только с одной целью — помочь христианам сначала понять, насколько величественна спасшая их благодать, а потом выразить свое отношение к этому величию в поклонении и жизни. (Сопоставьте это с Рим. 8:28 — 11:36; Еф. 1:3-14; 1 Кор. 1:26-31; 1 Фес. 2:13-14; 2 Тим. 1:9-10.)

Практическое значение

Иногда мысль об избрании побуждает Павла высказать призыв к прославлению: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа… так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы… в любви предопределив усыновить нас… в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:3-5). В других местах Павел напоминает об избрании, чтобы вселить в христиан уверенность и ободрить их («утешить» в библейском смысле этого слова): «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?.. Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим. 8:33-35). Иногда Павел вспоминает об избрании, чтобы призвать поступать нравственно: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…» (Кол. 3:12).

Пример такого отношения к избранию должен заставить нас пересмотреть ранее сложившееся предубеждение к нему. Как же можно считать учение об избрании не назидающим и бесполезным, если для Павла оно — причина и источник поклонения, уверенности и святой жизни. Учение, ведущее к таким важным результатам, не может быть бесполезным и не назидающим. К сожалению, история церкви и наш собственный опыт показывают, что истину об избрании часто понимали и применяли неправильно.

Не ради праздного любопытства

Учение об избрании, имеющее дело с тайнами Божьей воли, — это твердая пища: она очень питательна для тех, кто в состоянии ее принимать и абсолютно не подходит тем, чья духовная жизнь в беспорядке. Симптомы, если можно так сказать, несварения проявляются не только в отвержении этого учения, но и в неправильном его применении. Библейское учение об избрании предназначено для того, чтобы сделать христиан смиренными, уверенными, радостными и ревностными в служении, но его можно преподнести так, что христианин станет гордым, самонадеянным, самодовольным и ленивым. Таким образом, учение об избрании может стать камнем преткновения и для тех, кто его принимает, и для тех, кто отвергает. Разбираясь со смыслом этого учения и его значением для повседневной жизни, нам необходимо помнить о предостережении, которое Кальвин делает в одной из глав своего «Наставления» под устрашающим названием «О предвечном избрании, которым Бог предназначил одних к спасению, а других к осуждению»:

«Дискуссия о предопределении сама по себе довольно сложна, а людское любопытство сделало ее совсем запутанной и даже опасной, ибо человеческий разум не в состоянии ограничить или сдержать себя… Тайны воли Бога, которые Ему угодно было нам сообщить, засвидетельствованы Им в Его слове. А Ему угодно было сообщить то, что, как Он полагает, касается нас и нам полезно… Тверже всего мы должны запомнить: желать иного знания о предопределении, нежели данного в слове Божьем, — это все равно что желать ходить по бездорожью или видеть в темноте… Лучшее правило здравого смысла состоит в том, чтобы в познании не только идти туда, куда ведет Бог, но и останавливаться с желанием стать еще мудрее, когда Бог прекращает учить…» (III, XXI, 1).

Поэтому давайте в смирении и благоговении, отложив как можно дальше гордость, предрассудки и воспоминания о недавних спорах, обратимся к Слову Божьему и посмотрим, что оно говорит, а чего не говорит о предмете наших размышлений. Какое же учение об избрании содержится в Библии?

1. ИДЕЯ ИЗБРАНИЯ

Глагол «избирать» (в еврейском чаще всего «бакар», в греческом, и в Септуагинте и в Новом Завете, чаще всего — «эклегомай») выражает идею выбора из ряда имеющихся альтернатив. Так, Давид выбрал себе пять гладких камней из ручья, когда шел сражаться с Голиафом (1 Цар. 17:40); беглый раб мог выбрать себе жилище, «где ему понравится» (Втор. 23:14); Иисус Навин предлагал израильтянам, которые не хотели служить Господу, избрать, кому из языческих богов они собираются служить (Иис. Н. 24:15). В этом же смысле мы читаем и в Новом, и Ветхом Заветах о Боге, который избирал Себе людей, чтобы те исполняли некоторые Его поручения и радовались оказанной им чести.

Безвозмездное и безусловное

Бог избирает грешников, определяя их судьбу, по благодати, то есть проявляет к ним незаслуженное расположение и дает незаслуженные блага. Избирая, Бог не руководствуется заслугами тех, кого Он избирает. Избрание основано на благодати, а благодать полностью исключает заслуги. Павел заявляет, что избрание происходит по благодати, а «не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11:6). Выбор Бога является безвозмездным и безусловным, потому что не зависит от тех, кого Бог выбирает. Бог так же добровольно решает избрать грешников, как добровольно Он решил сотворить их и искупить. Он не обязан быть по отношению к грешникам милосердным, напротив, Он должен осудить их. Поэтому если Он не проявляет милости к некоторым, это не несправедливость; а если Он кого-то все-таки благословляет, то это — чудо благодати. Павел доказывает это так: «Неужели неправда у Бога [когда Он одних избирает, чтобы благословить, а других нет]? Никак. Ибо Он говорит Моисею: “кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею”. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… [Который] кого хочет, милует» (Рим. 9:14-18). Тот факт, что Бог избирает некоторых виновных грешников к благословению, можно объяснить только Его «благоволением, которое Он прежде положил в Нем [Христе]» (Еф. 1:9). Эти грешники были «предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Если вы, будучи христианином, спросите себя, почему Бог избрал вас, Библия ответит, что в этом было Его благоволение, и поставит на этом точку. И вам ничего больше не останется, как только прекратить задавать вопросы и начать славить и благодарить Бога.

Не только такие яркие цитаты, как мы приводили выше, свидетельствуют о том, что божественное избрание не обусловлено извне. Это же подчеркивают отрывки, в которых речь идет, о том, что Бог избрал избранных еще прежде их существования (Еф. 1:4 и т.д.) и относится к ним по-особому с момента их рождения (Иер. 1:5; Рим. 9:10-13). Эти избранные по своей природе были такими же плохими, если не хуже, как и остальные люди: «жестоковыйные» (Втор. 9:4-6); «немудрое… немощное… незнатное… уничиженное» (1 Кор. 1:27-28); «не искавшие праведности» (Рим. 9:30, ср. ст. 23); «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3; ср. ст. 1-10 со ст. 1:3-12). Вера избранных, рождающая послушание (только она угодна Богу в них), проистекает из их избрания и поэтому не может быть основанием для него (см. Деян. 13:48; 2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2).

Три значения

Понятие «избрание» в Библии используется в трех разных значениях. Во-первых, в Ветхом Завете Бог избрал Авраама и его семью, израильский народ, чтобы заключить с ними завет (Ис. 41:8-9). Во-вторых, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете Бог избирал некоторых участников завета для особого служения: Моисея (Пс. 105:23), Аарона (Пс. 104:26), священников (Втор. 18:5), царей (1 Цар. 10:24; 2 Цар. 6:21), Мессию («избранный Мой», Ис. 42:1, ср. 49:5), апостолов (Ин. 6:70; 15:16). В обоих случаях, избирая, Бог наделял привилегиями и обязанностями, но это еще не означало, что избранные в этом смысле будут спасены в вечности. Многие израильтяне погибли под осуждением (ср. 1 Кор. 10:5-10), погиб и Иуда, избранный апостол. В этих случаях благословения избрания были потеряны из-за непослушания и неверия. Но в Новом Завете речь идет об избрании в третьем значении. Бог избирает определенных людей для того, чтобы привести их ко спасению. Больше всего об этом говорит Павел. По словам апостола, избрание происходит от вечности (Еф. 1:4, 2 Фес. 2:13 — «прежде создания мира»; 2 Тим. 1:9) и воплощается в жизнь действенным призывом избранных к вере и не менее действенным сохранением их в вере до момента обретения славы (Рим. 8:30; 2 Фес. 2:14). Это избрание дает не временные земные благословения, а вечную жизнь.

Сама идея избрания предполагает, что кто-то остается неизбранным. Бог не относится ко всем одинаково: Он избирает некоторых, но не всех. Из всех народов Он выбрал только израильский (Ам. 3:2; Пс. 147:9). Из Израиля по плоти спасение во Христе «по избранию благодати» обрел только остаток: «избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:5, 7). Христос сказал Павлу в видении о Своих избранных в Коринфе, которых Он намеревался привести к вере через проповедь слова: «У Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:10), не имея в виду все население (ср. 1 Кор. 1:26-29). Для нас избрание — загадка, потому что нам кажется, что Бог не избирает столько людей, сколько Он мог бы избрать. Тем самым Он еще раз напоминает нам, что его выбор ничем не ограничен, и учит нас ценить благодать, которая была ниспослана лично нам.

2. ИЗБРАНИЕ И ПЛАН СПАСЕНИЯ

Новый Завет (особенно послания Павла и Евангелие от Иоанна) представляет спасение Божье не как серию не связанных между собой действий, но как одну сложную операцию — воплощение единого замысла всеми тремя Лицами Троицы. Последний этап этого великого плана — прославление церкви — еще будет исполнен в будущем. Источник спасения, который не иссякнет, пока работа по спасению не будет завершена, — это намерение Бога избрать людей, которое возникло прежде основания мира (см. Еф. 1:3-4). В Послании к Римлянам 8:29-30 Павел представляет весь план от начала и до конца, говоря о его последнем пункте в прошедшем времени только ради того, чтобы показать, что раз Бог этот план принял, то его можно считать уже исполненным. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).

Избранные во Христе

Бог избирает нас, по словам Павла, «во Христе»: избирает к спасению, которое совершается через посредничество Христа и в союзе Ним (Еф. 1:4). Все благословения избрания даются через Него и в Нем: усыновление (ст. 5), искупление от греха (ст. 7), дар живущего внутри Духа, который ставит на нас печать, свидетельствующую, что мы принадлежим Богу (ст. 13), наследство, приготовленное для нас (ст. 11). (Иметь наследство, как говорят все другие отрывки, — значит, быть со Христом, нести в себе Его образ, разделить Его славу, видеть Его таким, какой Он есть. См. Ин. 17:24; Рим. 8:17; 2 Фес. 2:14; 1 Ин. 3:2.) Поэтому еще в вечности, когда Бог избрал нас ко спасению во Христе (2 Тим. 1:9; 1 Пет. 1:2), Он также определил, что Его Сын станет человеком и нашим Спасителем (2 Тим. 1:10; 1 Пет. 1:20). Когда исполнилась полнота времени и Сын Божий пришел в этот мир, Он, по Его собственному свидетельству, пришел именно для того, чтобы исполнить этот предвечный замысел — умереть и дать жизнь всем, кого Отец «дал» Ему (Ин. 6:39; 10:29; 17:2, 24), всем, чьим Пастырем Он Себя называл и к кому обращался как к «Своим овцам» (Ин. 10:26-29). «…и жизнь Мою полагаю за овец…»; «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (стихи 15, 27-28). Когда мы говорим о «деле» Христа, то обычно имеем в виду совершенное Им искупление. Но если посмотреть на этот вопрос с точки зрения цели избрания, то становится очевидно, что «дело» Христа состоит не только из земного служения, когда Он пострадал и понес на Себе грехи, но и из небесного служения, когда Он приводит грешников к Себе (Ин. 12:32), ходатайствует за них (Рим. 8:34; Евр. 7:25) и сохраняет их к славе (2 Тим. 4:17-18). Служение Христа на земле и служение Христа в небесах — это две части одного предприятия. Он не только приобрел искупление, но и сделал его реальностью в жизни искупленных. Дать Своим овцам вечную жизнь и воскресить их в последний день (Ин. 6:39) для Него так же важно, как важно было умереть во искупление грехов. Первый акт Его дела завершился на Голгофе, где Он «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), а второй, суть которого в том, что Он делает искупление реальностью в жизни искупленных, — продолжается и будет продолжаться, по словам Уильяма Купера, доколь искупленная Церковь не будет спасена, чтоб не грешить уж боле.

В своем послании, пронизанном мыслями об избрании, Павел так описывает служение Христа: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив… чтобы представить ее Себе [во время пришествия] славною Церковью, не имеющею пятна, или порока» (Еф. 5:25-27). Величественная глубина смысла спасения открывается, если посмотреть на него в свете избрания.

3. ИЗБРАНИЕ И БЛАГОВЕСТИЕ

Но если все это так, скажет кто-то, тогда какими принципами мы должны руководствоваться в благовестии? Если Христос пришел, чтобы спасти только избранных, то какое Евангелие остается для остальных? И если мы не можем отличить избранных неверующих от неизбранных неверующих, то какое Евангелие мы должны всем проповедовать? Как мы можем предлагать Христа необращенному человеку и уверять его, что, придя к Нему, он обретет жизнь, когда, судя по всему, Бог не собирается спасать его? Да и вообще, зачем благовествовать, ведь избранные все равно будут спасены?

Зачем благовествовать?

Рассмотрим три пункта.

Во-первых, отрывки, рассмотренные нами, говорят о том, что Бог избрал не только людей, которых Он спасет, но и способ спасения. Они спасутся, если услышат божественный призыв и последуют ему, то есть если Святой Дух даст им веру через слово Евангелия. «…а кого Он предопределил, техи призвал» (Рим. 8:30). «Бог от начала, черезверу истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим» (2 Фес. 2:13-14). Без веры в Христа Бог не спасает ни одного взрослого человека. Поэтому чтобы спасти Своих избранных, Он посылает кого-нибудь рассказать им Евангелие. Так Христос послал Павла к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Так же и нас Он посылает возвещать слово жизни своим современникам и искать учеников среди них. Вот почему мы благовествуем. Благовестие — это средство, с помощью которого Бог приводит Своих избранных к вере. Благовестие — это важное звено в цепи Божьих намерений.

Предлагая Христа

Во-вторых, учение об избрании не имеет отношения к тем причинам, по которым мы должны благовествовать. Мы должны призывать всех людей обратиться ко Христу и довериться Ему по четырем причинам: во-первых, каждый человек грешен, виновен перед Богом и нуждается в Нем (Рим. 3:19-26; Деян. 4:12); во-вторых, Бог спасает каждого, кто доверяется Ему (Ин. 3:16; Деян. 13:39; Рим. 1:16; Евр. 7:25); в-третьих, Он милостиво приглашает всякого нуждающегося в Нем прийти к Нему и найти мир (Мтф. 11:28-29; Ин. 6:37; Откр. 3:20); в-четвертых, Бог повелевает всем слышащим Евангелие покаяться и уверовать в Христа (Деян. 17:30; 1 Ин. 3:23). Мы должны благовествовать, повинуясь заповеди Христа (Мтф. 28:19), к тому же Его любовь побуждает нас делать это (2 Кор. 5:14). Не нужно рассуждать о том, избранны или нет наши необратившиеся друзья (это не наше дело), мы просто должны увидеть, что они нуждаются во Христе и, по-христиански сострадая им, сделать все от нас зависящее, чтобы восполнить их нужду своим свидетельством и молитвой.

Вспомните, что Бог Библии — «…блаженный и единый сильный Царь… Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16), великий и независимый от человека Бог, который, как Он Сам сказал Иову, не обязан объяснять ему причины, по которым Он поступает так, а не иначе (ср. Иов. 40:1-8, 42:1-6). Нам нужно ясно осознавать, что больше, чем Бог открыл о Себе в Писании, мы не узнаем — мы должны довольствоваться тем, что уже открыто. Познакомившись с трудом какого-нибудь богослова, можно получить представление об образе мышления автора и о его позиции и прикинуть, каким будет, исходя из этого, его мнение по тому или иному вопросу, но Создателя таким образом познать невозможно.

Если бы Эйнштейн пару минут поговорил с двухлетним мальчиком на доступном для ребенка языке, то стал бы в глазах этого мальчика добрым и дружелюбным дядей. Но все равно ребенок не имел бы ни малейшего представления об идеях, планах, системе жизненных ценностей и приоритетов, о подходе к жизни этого дяди отчасти из-за того, что ему об этом не говорили, а отчасти из-за того, что он всего этого и не понял бы. В этом смысле взрослый непонятен ребенку, хотя ребенок и знает взрослого: он его хороший друг. Перед Богом мы не лучше двухлетних детей. Бог говорил с нами и продолжает говорить с нами на человеческом языке через Писание, и мы знаем Его по тому, что Он говорит нам о Себе и о Своих делах. В то же время мы можем быть уверены, что большая часть из того, что Бог знает о Своих «идеях, планах, системе жизненных ценностей и приоритетов, о подходе к жизни», остается неизвестным для нас. Поэтому если мы не можем соединить в одно две истины, которые Бог Сам открыл нам о Себе, не стоит удивляться и беспокоиться. Напротив, так и должно быть.

Думаю, для многих камнем преткновения становится вопрос об ограниченном количестве избранных ко спасению. Как Бог искренне может предлагать всем людям принять Христа и как Его повеление распространять Благую весть соответствует Его милости к людям (в чем мы пытаемся убедить тех, к кому с этой вестью приходим), если Он еще от вечности определил, кого спасет, а кого нет? Ответ на этот вопрос прост и лаконичен: мы не знаем как, но так оно и есть. Это показал нам Своим служением Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, явивший нам Отца (ср. Ин. 14:9). Без сомнения, постоянные приглашения Иисуса прийти к Нему, поверить в Него и стать Его учениками, обращенные ко всем людям без исключения, были выражением его искренней благожелательности. Иисус оплакивал неверие Иерусалима (Лк. 19:41-44), на Его лице отразилась и Его искренняя забота о судьбе богатого юноши, и искренняя скорбь, когда тот отошел от Него (ср. Мр. 10:21, 23, 27). Сам Иисус показал, что несмотря на избрание, Богу не доставляет удовольствия смерть тех, кто, слыша Евангелие, отвергает его и предпочитает лучше умереть, чем обратиться и жить (ср. Иез. 18:23, 32; 33:11).

Новый Завет прославляет Божью любовь, которая проявляется в том, что Бог сначала сделал один трудный шаг — отдал Своего Сына, чтобы Он стал Спасителем всех верующих, а теперь делает второй — приводит всех Своих избранных к вере. Ограниченное избрание и искупление только подтверждают благожелательность Бога к людям, а не отрицают ее. Поэтому мы должны всем предлагать довериться Христу так же, как Он делал это в Свое время (Мтф. 11:28 и т.д.), потому что все люди нуждаются в Нем и потому что Он спасет их, если они придут к Нему по Его зову. Так же, как Христос, мы должны довериться Отцу, который Сам избирает людей и приводить их к вере (ср. Ин. 6:35-45). Эти рассуждения подводят нас к следующему пункту.

Нет избрания — нет надежды

В-третьих, избрание вовсе не препятствует благовестию, а наоборот, способствует ему, давая единственную надежду на его успех. Если избранные спасаются через проповедь Евангелия, это не означает, что перед некоторыми, кто, может быть, и хотел бы спастись, но не был избран, двери Царства Божия закрываются. Это значит, что некоторыевходят в Царство Божье по вере, а иначе никто бы не спасся. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь…» (1 Кор. 2:14). Он не воспримет Евангелие и никогда не сможет прийти к вере, если Бог не «призовет» его. Согласно Писанию, те люди, которых Бог призывает, являются избранными: «…кого Он предопределил, тех и призвал…» (Рим. 8:30). Если бы не было избрания, не было бы и призвания и, соответственно, не было бы обращения, а вся евангелизационная деятельность оказалась бы напрасной. Но есть избрание, и, возвещая Божьи истины, мы знаем, что Его слово не возвращается к Нему тщетным. Божье слово — это средство, с помощью которого Бог призывает избранных, и в деле благовестия это средство беспроигрышное (см. Деян. 18:9-11 и 1 Кор. 1:9).

4. ИЗБРАНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

Избрание — это семейная тайна детей Божьих, которую отчасти знать они имеют право и даже обязаны знать для своего блага. Не зря же Петр говорит верующим: «…старайтесь делать твердым ваше звание и избрание…» (2 Пет. 1:10).

Избрание человека узнается по плодам. Павел знал об избрании фессалоникийцев по их вере, надежде и любви, по изменениям в их жизни, которые произвело Евангелие (1 Фес. 1:3-6). Чем отчетливее проявляются в нашей жизни качества, о которых говорит Петр, как-то: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь, тем больше уверенности в избрании.

Как это помогает?

Какая польза от того, что мы знаем о своем избрании, как это влияет на нашу жизнь? Может, мы успокаиваемся до равнодушия при мысли, что уже не важно, как мы живем, раз мы избраны? Нет. Как видно из приведенного выше отрывка, только если мы ежедневно будем «совершать святыню в страхе Божием», подтверждая истинность своей веры делами, у нас будет право на уверенность в избрании. Знание искреннего христианина о своем избрании приводит к разным последствиям. Оно вселяет в него благоговение, напоминая о величии Бога, в руках которого мы все находимся и который распоряжается нами по Своему усмотрению. Оно смиряет его, напоминая о том, что в спасении нет ни малейшей доли собственных заслуг человека: все, что у него есть, ему было дано. Уверенность в избрании вселяет в христианина радость, убеждая, что Его спасение — в Боге и что, находясь в Его руках, он пребывает в полной безопасности. Итак, верующий сейчас во Христе только потому, что Бог еще от вечности избрал его быть во Христе, и Божий выбор гарантирует, что Он останется во Христе всю вечность. «…Кого Он предопределил… призвал… оправдал… тех и прославил».

Радостная уверенность

Итак, знание о нашем избрании превращает надежду на славу из робкого желания в радостную уверенность и дает силы встретить самое ужасное будущее на земле с радостью в сердце. Это не случайность, это последовательные логические рассуждения. Они заставляют Павла, который размышляет о целях избрания, воскликнуть: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто будет обвинять избранных Божиих?.. Кто осуждает?.. Кто отлучит нас от любви Божией?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь… ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:29-39). И по мере того, как христианин погружается в эту непостижимую, бескорыстную, величественную и бескрайнюю любовь Отца и Сына, которая приняла его в свои объятья еще до начала времен, искупила и оживила его и обещает провести через все жизненные битвы и штормы к неизреченной радости, которую Бог приготовил для Своих детей, он все больше и больше желает отвечать любовью на любовь, и его сердце вторит строкам из гимна Мюррея МакШейна:

Я избран не за доброе во мне,

Я пробужден Тобою, чтобы избегнуть гнева.

Сокрыл меня Ты во Спасителе Христе

И Духом освятил, и подарил победу.

Так научи же меня, Боже,

Своей любовью показать,

Сколь много должен я Тебе отдать.