16. Общение

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «общение»? Чаевничание после церковного собрания? Разговоры в фойе после богослужения? Выезд молодежи за город? Поездка в Шотландию или на Святую Землю в компании верующих? Мы часто говорим, что имели общение, когда на самом деле всего лишь принимали участие в одном из церковных мероприятий. Но это не верно. Если мы участвовали в каких-то мероприятиях церкви, это еще не означает, что мы имели общение с христианами. Я не хочу сказать, что для таких мероприятий нет места. Я имею в виду, что приравнивать их к общению, а общение — к ним, значит подменять значение христианского понятия.

Вкладывать в понятие «общение» неправильный смысл опасно, потому что так мы можем обмануть себя. Мы заблуждаемся, считая, что пребываем в общении, тогда как наша душа чахнет от его недостатка. Когда человек не может определить разницу между леденцами и полноценной пищей, мы считаем, что он нездоров. Так же следует относиться и к христианам, которые не видят разницы между христианскими мероприятиями и настоящим общением. Общение — одно из ключевых слов Нового Завета, которое обозначает то, что важно для духовного здоровья христианина и что лежит в основании истинной жизни церкви. Поэтому очень важно иметь ясное представление о том, чем на самом деле является христианское общение.

При первом же упоминании в Новом Завете о только что созданной церкви говорится об общении в этой церкви. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении…» (Деян. 2:42). В сплетнях, походах и путешествиях? Нет, здесь, как видно из контекста, говорится о чем-то совершенно другом. Приведем этот отрывок более полно из одного нового английского перевода (NEB), который помогает лучше понять значение слова «общение». «Они постоянно встречались, чтобы слушать учение апостолов, делиться общими переживаниями, преломлять хлеб, молиться. Чувство благоговения было у всех… И все, кого вера свела вместе, имели все общее… Единодушно ежедневно они посещали храм, преломляли хлеб по домам, с неподдельной радостью проводили совместные трапезы, прославляя Бога» (Деян. 2:42-47).

Так общение представлено в Новом Завете, и разница между ним и теми мероприятиями, которые мы сегодня называем «общением», просто огромна. К сожалению, суть слова «общение» утеряна. Так называемое «общение» очень мало похоже на истинное общение, которое описано в Новом Завете и которое почти неизвестно современным церквам. Даже те церкви, которые сохранили ортодоксальное богословие в вопросе общения, часто намного слабее, чем их предшественники прошлого или позапрошлого века. Христос упрекал лаодикийскую церковь (Откр. 3:17) за то, что она считала, что обладает всем необходимым, хотя на самом деле находилась в состоянии духовной нищеты. С теми же словами Христос мог бы обратиться и к нам. Мы думаем, что пребываем в общении, а на самом деле нехватка общения является нашей величайшей проблемой.

Сегодня нам крайне необходимо вновь открыть для себя истинное значение понятия «общения». В теле, в котором кровь плохо циркулирует, мало жизни, а общение это и есть кровообращение в теле Христа. Церковь обретает силу через общение и теряет ее без него.

Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы постичь истинное значение общения. Чем же по сути является христианское общение?

Идея общения

Греческое слово, переведенное как «общение», несет в себе значение совместного владения. Участие в общем может принимать две разные формы: вы можете либо дать другому человеку часть того, чем владеете сами, либо взять у другого человека часть того, чем владеет он, или принять участие в его делах. В христианском общении, как мы увидим, обе формы имеют место.

Христианское общение имеет два измерения — вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение общения описал Иоанн: «…наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3). Именно общение делает человека христианином. Иоанн дает точное определение того, кто есть христианин. Человек, который не находится в общении с Отцом и Сыном, каким бы благочестивым и набожным он ни был, не является христианином. Горизонтальное измерение общения — это постоянное участие в жизни друг друга, привычка давать другим и получить от них.

Отсюда следует, что общение с Богом — это источник, из которого проистекает общение между христианами, и в то же время — конечная цель, средством достижения которой служит общение христиан. Поэтому не стоит думать, что общение с другими христианами — духовная роскошь, необязательное дополнение к личной духовной жизни. Напротив, такое общение — духовная необходимость, потому что Бог устроил нас так, что общение с Ним должно сочетаться с общением с братьями-христианами. Такое сочетание — непременное условие для обогащения и углубления христианского общения.

Автор Послания к Евреям советовал христианам из иудеев, вера которых ослабела, больше общаться: «Будем внимательны друг ко другу… Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга» (Евр. 10:24-25). Для автора этого послания было очень важно сказать об этом, потому что церковь неизменно будет процветать, а христиане будут духовно сильными там, где есть общение. Это касается не только земной церкви: небеса, где церковь достигнет своего совершенства, будут местом наиболее свободного и радостного общения. И в этой жизни, и в последующей общение искупленных будет вести к предназначенной Богом цели — углублению общения каждого верующего со своим Искупителем. Итак, общение между христианами — это не самоцель. Оно существует ради общения с Богом.

Общение с Богом

Здесь мы можем только кратко сказать о взаимоотношениях отдачи-принятия, существующих между христианами и двумя первыми Лицами Троицы. Достаточно сказать, что это двусторонние отношения, в которых обе стороны принимают активное участие. Общение Бога с человеком заключается во всем том, что Отец и Сын совершили, совершают и еще совершат, чтобы разделить Свою славу с нами, грешниками. Наше общение с Богом включает все то, что мы даем Ему и получаем от Него ради того, чтобы выразить свою веру и покаяние. Бог делает Себя нашим Отцом на основании искупления, совершенного Его Сыном. Принимая Господа Иисуса Христа своим Спасителем, мы становимся детьми Божьими и получаем право на благословение. «…кто принимает Меня, — сказал наш Господь, — принимает Пославшего Меня» (Мтф. 10:40). «А тем, которые приняли Его [Христа], — уверяет нас Иоанн, — дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Это предложенное и принятое усыновление является основанием, на котором строится все наше дальнейшее общение с Богом. День за днем, как дети Божьи, мы с благодарностью принимаем дары, ниспосылаемые нам небесным Отцом: ежедневное прощение грехов, ежедневное утешение в Его обещаниях, ежедневные откровения о Нем из Его Слова. День за днем мы с доверием предаем в руки нашего небесного Отца свои многочисленные страхи и неудачи, намеренно перекладываем бремя со своих плеч на Его плечи. Вот что значит давать и получать, делиться с Богом. Все это и составляет жизнь веры. Жить, веруя, — значит откликаться на ежедневные Божьи призывы: «…сын мой! отдай сердце твое мне…»; «…представьте себя Богу»; «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня»; «…последуй за Мною, взяв [свой] крест» (Прит. 23:26; Рим. 6:13; Мтф. 11:29; Мр. 10:21). Это, если можно так сказать, структурная модель общения христианина с Богом. Это, по сути, и есть христианская жизнь.

Общение между христианами

Как в эту картину вписывается общение между христианами?

Христианское общение — это отношения в семье Божьих детей. Так же, как и общение с Отцом и Сыном, это общение двустороннее, то есть оно требует отдачи и принятия. Во-первых, мы делимся со своими братьями-верующими истинами, которые нам о Себе открывает Бог, чтобы они узнали Его лучше и чтобы общение с Ним обогатилось. Апостол Иоанн иллюстрирует этот аспект христианского общения. Он говорит, что написать первое свое послание его побудило желание, «чтобы и вы имели общение с нами», и, объясняя смысл этого пожелания, он продолжает словами, которые мы уже рассматривали: «…а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3). Иоанн надеется привести своих читателей к пониманию того, что он уже понял сам о том, что представляет собой общение с Богом. Именно такого «общения с нами» он хотел от своих читателей.

Это одна сторона христианского общения, но есть и другая. Общение — это стремление обогатиться знанием, которое дает Бог о Себе другим верующим, чтобы укрепить, оживить и наставить свою душу. В общении надо стараться не только отдавать, но и приобретать. Эту сторону вопроса раскрывает апостол Павел. Он говорит римлянам: «…я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему…», но затем, чтобы они не подумали, что он общается с молодыми церквами только ради самих молодых церквей, не замедляет добавить: «…то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:11-12). Павел хочет иметь двустороннее общение. Даже будучи великим апостолом, он обладает достаточным смирением и здравомыслием: он понимает, что нуждается в общении для собственного ободрения. Он объясняет, что своим служением братьям-христианам он надеется не только принести им пользу, но и получить от них помощь. Некоторые христиане, которые давно следуют за Христом, слишком горды, чтобы принимать помощь в духовных вопросах от своих молодых братьев по вере. Некоторые служители не позволяют членам своей общины помочь им. Но Павел поступал иначе. И это вторая сторона христианского общения.

Таким образом, христианское общение — это одновременно проявление любви и смирения. У общения есть две побудительные причины: стремление получить помощь и стремление научить и научиться. У общения есть две цели: совершить добро и принять добро. Общение — это общее желание всех христиан узнать Бога лучше, делясь друг с другом тем, что они, каждый в отдельности, уже знают о Нем.

Важность общения

Из всего сказанного можно сделать три вывода.

Во-первых, общение — это средство благодати. Через общение душа человека обновляется и питается. Когда мы пытаемся донести до других свое понимание божественной истины, то сами начинаем лучше понимать ее. Мы обогащаемся духовно. Когда дети Божьи молятся за нас, заботятся как о братьях и сестрах и делятся с нами своими испытаниями и победами и когда мы поддерживаем других, то это не только приносит им пользу, но и способствует нашему собственному духовному росту. Это подтверждается тем, что Павел постоянно просит о том, чтобы христиане молились за него так же, как и он молится за них (Рим. 15:30; 2 Кор. 1:11; Еф. 6:19; Кол. 4:3; 1 Фес. 5:25; 2 Фес. 3:1-2; Филим. 22; ср. Евр. 13:18). Иаков наставляет: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (5:16). Христианское общение — это средство благодати, пренебрежение которым приводит к духовной нищете.

Во-вторых, общение — это проверка искренности. Оно предполагает раскрытие своего сердца перед другим христианином. Общение невозможно там, где есть притворство и скрытность. Но только тот человек может освободиться от притворства и скрытности в разговорах с братьями-христианами, который открыт и честен в своих отношениях с Богом. Человек, который не позволяет божественному свету полностью осветить его жизнь, не может иметь настоящего общения с другими верующими. Напротив, он будет избегать общения, чтобы его неискренность не обнаружилась. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, — писал Иоанн, — то имеем общение друг с другом» (1 Ин. 1:7), и никак иначе.

В-третьих, общение — это дар от Бога. Благословение Павла, записанное во Втором послании к Коринфянам 13:13, в одном из английских переводов (NEB) звучит так: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение в Святом Духе со всеми вами». Такой перевод, вероятно, правильный. Общение возможно только там, где был дан Святой Дух, где люди духовно живы, где они стремятся возрастать в благодати сами и помогают другим делать то же. И только тогда, когда Святой Дух дает нам способность говорить с другими, а другим с нами, так что Христос и Отец открываются через сказанное, возникает истинное общение. Если мы хотим испытать радость совместного общения, мы должны помнить, что оно зависит от Святого Духа, третьего Лица Троицы, поэтому нужно обращаться к Нему в молитве, иначе наши беседы будут пустыми и бесполезными, а цель общения — более близкое знакомство с нашим Господом — не будет достигнута.

Способ общения

Когда общение становится реальностью?

Исходя из того, что мы уже узнали, ответ на этот вопрос очевиден. Общение возникает там, где хотя бы два христианина, желающие помочь друг другу в познании Бога, делятся теми знаниями о Боге, которыми сами обладают. Это может происходить по-разному: через проповедь, через совместную молитву, в личных беседах, через групповое изучение Библии, в разговоре супругов за обедом или друзей у костра. Но в каждом случае происходит одно и то же: слова братьев-христиан помогают нам вновь ощутить присутствие и силу Господа, узнать Его по-новому. Ведь обещание Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», относится к совместному поклонению не меньше, чем к неформальному общению, и исполняется на воскресных утренних и вечерних собраниях в такой же степени, как и при встрече двух или трех христиан, которые решили поговорить о духовных вопросах.

Что препятствует общению? Можно назвать, по крайней мере, четыре причины.

Первая причина — самодостаточность. Не может быть общения там, где люди не считают себя зависимыми другот друга в духовных вопросах. Духовная самодостаточность может свидетельствовать о том, что человек не обращен, что для него духовный мир остается нереальным (ср. Евр. 5:12 и далее; Рим. 12:1-3). Она также может быть проявлением духовного младенчества христиан, которые, однако, давно обратились. Источником самодостаточности может быть гордыня, вина или сознательное лицемерие, которые мешают верующему делиться своими духовными нуждами и просить о помощи других. Чем бы самодостаточность ни была вызвана, она убивает общение в зародыше.

Вторая причина — формализм. Некоторые считают свое участие в совместном поклонении, особенно в вечере Господней, полноценным христианским общением и уклоняются от более тесных отношений. Эта идея, во многом благодаря неформальности отношений в харизматическом движении, в наше время умерла, хотя и не везде. Литургическое богослужение, если оно живое, несомненно, является общением, но им одним общение не ограничивается, что, я надеюсь, моим читателям уже понятно.

Третья причина — озлобленность, проявляющаяся в глубоко укоренившейся враждебности. Послание к Евреям 12:15 предупреждает нас о тех бедах, которые может принести «горький корень». Озлобленность чаще всего вызвана уязвленной гордостью, чувством несправедливого отношения к себе, плохого обращения или предательства, зависти к человеку, его дарам, положению или успеху. Зависть обычно является скрытым «горьким корнем» споров, холодности в отношениях, сплетен (которые кто-то хорошо назвал «искусством исповедания чужих грехов»), недовольств и разделений. В настоящем общении, которое стремится сделать другого человека лучше перед Богом, есть место и для критики (любовь часто требует критики, о чем хорошо известно родителям). Но критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Ее должен высказывать мягко и сдержанно тот, кто сам осознает себя грешником и прекрасно понимает, что критику можно воспринять лишь в небольших дозах. Но если нами руководит озлобленность, критика становится высокомерной, безудержной и гораздо больше разрушает общение, чем созидает.

Четвертая причина — элитарность. Это явление, вызвано чувством превосходства над другими, которое ведет к созданию небольших замкнутых групп. Эта сатанинская подделка истинного общения. Когда «звездные» группы отделяются от других, замыкаясь на себе, общение там умирает, а его место занимает гордость.

Список причин, препятствующих общению, можно продолжить, но в этом нет необходимости. Сказанного вполне достаточно, чтобы определить, почему в той или иной конкретной ситуации нет общения. Поэтому пойдем дальше и сделаем несколько выводов.

Во-первых, сегодня, как и всегда, христиане нуждаются в общении. Нет духовно самодостаточных людей. Так нас устроил Бог. Без общения, осознаем мы это или нет, мы всегда будем слабыми христианами. Таков закон духовной жизни. Мы уже цитировали мудрое и истинное высказывание Весли о том, что нет ничего более нехристианского, чем одинокий христианин.

Во-вторых, сегодня христианам не хватает общения. Мы проводим так называемые «общения» разного рода, на которых истинное общение обычно отсутствует, да никто к нему и не стремится. Так происходит потому, что в своем сознании мы заменили библейскую идею общения, в центре которой стоит Троица, и идею взаимопомощи в приближении к Отцу и Сыну силой Святого Духа на нехристианскую идею, в которой общение представляется веселым сборищем. В итоге мы думаем, что участвуем в общении, тогда как его нет и близко. Нужно более реалистично оценивать свое положение.

В-третьих, сегодня христиане должны стремиться к общению. И христиане-одиночки, умирающие от духовного голода и уныния, и члены процветающих церквей, и ревностные делатели на ниве Божьей — все нуждаются в общении, и все они должны поставить перед собой задачу достичь его. Пуритане просили Бога о близком друге, с которым можно было бы говорить и молиться абсолютно обо всем. С этой целью они регулярно проводили обсуждения духовных вопросов. Мы поступим мудро, если будем делать то же, то есть молиться и беседовать. История и богословие свидетельствуют о том, что общение и пробуждение идут рука об руку. И на самом деле суть пробуждения — в обновлении общения. Если мы ценим здоровье своей души и христианской церкви, то должны научиться ценить общение. Нужно трудиться, чтобы возродить его как средство благодати для всех членов Тела Христова.


Глава 17 из 18« Первая«161718