1. Взгляды эпохи Реформации и реформатского богословия

Одна из основных причин хронического непонимания, продолжающегося смятения и постоянной борьбы относительно разнообразных нюансов, присутствующих среди реформатских богословов (Завет, Обетование, Таинства), кроется в очевидном факте – главная функция Слова Божьего в деле Искупления уже не понятна, или, по крайней мере, адекватно не воспринимается.

Без исключений, все желающие стать реформатами принимают Слово, адресованное людям посредством Писания, как Божье Слово, которое, в свою очередь, обладает над ними абсолютной властью. Но характерная функция этого Слова, в том виде, как она была открыта и проповедуема реформаторами, не проявляется в реформатской проповеди и богословской литературе. Слово часто рассматривалось как всего лишь совершенно достоверное средство передачи информации о творении, грехопадении и искуплении – вкратце, о Боге и Его делах. И дополнительно как правило, по которому следует жить.

Но основная функция Слова заключена в том, что в нем Бог во Христе, чрез Святого Духа, дарит прощение грехов, вечную жизнь, да, даже Самого Себя. Согласно своей специфической природе, Слово «воплощает» спасение. Спасение приобретает конкретные формы для людей в Слове. В Слове спасение дается им. А также принимается людьми и «сохраняется» ими в вере. Понимаю вас, все это не слишком понятно.

Но как раз это понимание Слова и принадлежит самой сути Реформации. Основным вопросом Реформации был способ передачи Богом Своей благодати: Sola Fide (Только верой), которая была связана с Solo Verbo Spiritus Sancti (Только посредством Слова Святого Духа). Изучение таких библейских слов, как «слово», «Евангелие», «проповедь», и т. д. раскрыло глаза многим на основную и характерную функцию Слова. Благодаря этим исследованиям стало понятно, что реформаторы правильно понимали Писание в этом отношении. В результате реформатская проповедь о функции Божьего Слова ожила для многих людей.

Взгляд Лютера на Слово

Несколько типичных цитат послужат для описания взгляда Реформации на Слово. У Лютера мы найдем бесчисленные заявления, подобные нижеследующим:

Посылая нам Свое Святое Евангелие, Бог работает с нами двумя способами. Во-первых – внешне, во-вторых – внутренне. Внешне Он действует посредством Евангелия и физических знаков – крещения и Святого Причастия (Евхаристии). Внутренне Он работает с нами через Святого Духа, веру и другие дары. Но внешние факторы должны всегда предшествовать внутренним. Внутреннее переживание следует за внешним и реализуется благодаря ему. Бог определил никому не даровать внутреннее, кроме как посредством внешнего. Ибо Он не желает даровать Духа или веру без внешнего Слова и знака, установленного Им согласно сказанному в Луки 16:29: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Подобно этому апостол Павел называет крещение «банею возрождения» (Титу 3:5). А произносимое Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16).

И:

Смотрите, яркие лучи солнца так близки к нам, что могут поразить наши глаза или кожу так, что мы это почувствуем. Но в то же время мы не можем схватить их и положить в коробку, даже если будем пытаться это сделать всю вечность. Все, что мы можем сделать, чтобы избежать солнечных лучей – занавесить окно. Но схватить и удержать – нет. То же самое с Христом. Будучи повсюду, Он в то же время не допускает возможности быть схваченным и удержанным. Он может полностью облечься в скорлупу, например. Мы сможем схватить скорлупу, но не само ядро. Почему? Одно дело – присутствие Бога везде, другое – если Он присутствует для вас. Он присутствует для нас в действии Своего Слова, связывая Себя, говоря: «Здесь вы можете Меня найти». Таким образом, если у нас есть Слово Божье, мы можем быть уверены, что Бог с нами. Мы можем сказать: «Я с Тобою, согласно Слову Твоему».

И:

Полагайтесь на слова Христовы. Будьте уверены, что Бог не желает использовать иной путь прощения грехов, кроме как чрез произносимое Слово, как Он заповедал нам. Если вы не ищете прощения в Слове, где Бог вложил его, вы тщетно направляетесь к небесам для получения благодати, или (как они говорят) для внутреннего прощения.

Возможно, вы говорите, подобно лживым духам и софистам: «Ведь многие слышали Слово и ключи, но до сих пор не имеют прощения. Следовательно, должно существовать еще что-то дополнительно, кроме Слова и ключей. И именно Дух, да, Дух делает это!».

Слушайте внимательно то, что я вам скажу. Мы не говорим о том, кто получает прощение, а кто – нет. Это совершенно другой вопрос. Мы говорим о том, как и каким образом человек получает прощение. Конечно, мы знаем, что не все слышащие Слово получают прощение. Но с другой стороны, мы также знаем, что желающий получить спасение не может получить его нигде, кроме как чрез Слово и со Словом. Поэтому люди не имеют права пренебрегать Божьим Словом или несправедливо судить, видя нечестивых, не получивших прощения из Слова. Это вина не Слова, но их неверия.

Но действительно ли вы думаете, что человек, не верящий в ключи Царства, которые связывают, в действительности не связан? Вне сомнений, в свое время он осознает, что его неверие не делает связывание тщетным и не достигающим своей цели. Даже тот, кто не верит в свое освобождение и прощение грехов, в определенное время убедится в этом, хотя он и не желал в это поверить. Святой Павел говорит в Послании к римлянам 3:3: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?».

Также здесь мы не обсуждаем вопрос веры или неверия касательно действенности ключей. Мы понимаем, что лишь некоторые в это верят. Мы говорим о том, что ключи делают и дают. Не принимающий то, что дают ключи, ничего, конечно, и не получает. Но это не вина ключей. Многие не верят в Евангелие, но это не значит, что оно неистинно или неэффективно. Представьте, что царь дарит вам з́амок. Если вы не принимаете его подарок, это не его вина. Не виновен он и в пустом обещании. Но вы обманули себя. Вина ваша. Царь действительно давал вам з́амок.

«Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?», – спрашивает Павел в третьей главе Послания к римлянам. Другие получат, а они – нет. Ибо определено, Бог желает освободить нас от греха, даровать благодать и Своего Духа посредством внешне произносимого Слова, обращенного к нам. Да не ищет человек другой путь или способ, ибо навечно погибнет. Христос не обманывает нас, говоря: «Все, что апостолы свяжут или развяжут, будет связано и развязано». Апостолы – это люди, и они произносят слова, и все, что они свяжут или развяжут своим словом, будет связано и развязано на небесах. Пребывайте в этом.

Взгляд Кальвина на Слово

У Кальвина есть следующие высказывания:

«Христос предлагает Себя нам посредством Евангелия» (Иоанна 1:2; Комментарий Кальвина на Новый Завет, 4 том, 18 стр., далее следует под аббревиатурой ККНЗ).

«Доктрина Евангелия предназначена для снятия с нас цепей» (Матфея 16:19; ККНЗ 2:187).

«Христос передает Себя нам Своим Словом».

«Ибо ключ Царства Небесного – Божье свободное усыновление, которое мы принимаем из Слова» (Луки 11:27; ККНЗ 2:54)

«Мы знаем, что врата жизни открываются нам Божьим Словом» (Матфея 16:19; ККНЗ 2:187).

«Величие Евангелия заключено в его названии – посланничество взаимного примирения Бога и людей» (ККНЗ 2:188).

«Благодать Христова – это истинное воскресение из мертвых. Более того, эта благодать передается нам Евангелием….» (Иоанн 5:25; ККНЗ 4:131).

«Нет ни одной капли праведности, жизни или достигающих нас благ, если только Христос не преподносит их нам в Своем Слове…» (Луки 1:45; ККНЗ 1:33).

«Мы никогда не сможем постигнуть Его отцовскую благость к нам, пока не приступим к размышлению над Его Словом – узами, которыми Он связывает Себя с нами и соединяет наше спасение с Божьей благостью в личных взаимоотношениях» (Луки 1:54; ККНЗ 1:40).

«У кого есть Слово, тот наслаждается самим Богом» (Иоанна 8:47; ККНЗ 4:230)

«Когда бы Слово Божье не появлялось пред нами, оно питает нас молоком, подобно заботливой матери. Не ограничиваясь этим, Слово подобно птице, смиренно охраняющей своих птенцов» (Матфея 23:37; ККНЗ 3:68)

«Это прекрасное качество Евангелия – у нас есть сердце Христа, явленное в нем, посему мы не сомневаемся в любви Господа к нам» (Иоанна 15:15; ККНЗ 5:100).

«Мы не можем получить спасение ни из какого другого источника, кроме Евангелия, ибо праведность Божия явлена только в нем….» (Римлянам 1:17; ККНЗ 8:27-28).

«Заметьте, какое редкое и ценное богатство дарует нам Бог в Евангелии, передавая нам Свою праведность…» (Римлянам 1:17; ККНЗ 8:28).

«Спасение … можно найти только в Евангелии» (Римлянам 1:18; ККНЗ 8:28).

«Авраам принял благость Божию, дарованную ему в обетовании и благодаря которой он осознал, что праведность Божия действительно дана ему» (Римлянам 4:3; ККНЗ 8:84).

«Но эта благодать (примирения) передается нам посредством Евангелия, потому что оно является служением примирения…» (Римлянам 5:2; ККНЗ 8:105).

Мы можем найти сотни подобных цитат в работах Кальвина. И поэтому непонятно, почему последователи Кальвина не заметили их, или, по крайней мере, практически не использовали в своих исследованиях. Данкбаар пишет, что в своих «Наставлениях» Кальвин «не рассматривает Слово как средство благодати в отдельном разделе. Слово представлено как «внешнее средство», которым Бог приглашает нас к общению с Христом и хранит нас в нем. Он посвящает этой теме почти столько же страниц, сколько и вопросу о таинствах».

Далее он пишет:

«В связи с этим следует упомянуть, прежде всего, что хотя перед обсуждением таинств Кальвин уже основательно разработал доктрину Божьего откровения посредством Слова (Книга 1 «Наставлений»), а в четвертой книге рассмотрел вопрос проповеди Слова, он все же обратил внимание на Слово как средство помощи с сакраментальным характером. Более того, следует помнить, что богословие Кальвина не просто номинально считается богословием Слова, ведь все содержание 1-3 книг уже основано на Слове как средстве благодати.

Несмотря на все его желание систематизировать свою работу, все же основной целью Кальвина было не создание закрытой богословской системы; в этом отношении он освободился от пут схоластики. Он достиг своей цели, создав в «Наставлениях» догматически ответственное и понятное для простого читателя изложение. В этом Кальвин преуспел в непревзойденной манере. Это касается и доктрины таинств».

В этом вопросе Данкбаар цитирует высказывание Бавинка о том, что реформатские богословы, в отличие от лютеран, в целом не рассматривают доктрину Слова в контексте media gratiae (средств благодати), но в другом разделе.

Этот странный метод отношения еще не позволяет делать вывод, что реформатские богословы не признают Слово Божье как средство благодати, ибо снова и снова они говорят противоположное. Из этого можно заключить, что для реформатских мыслителей Слово Бога имело намного большее значение, чем преподносилось в узком значении, только как средства благодати.

Но, отвечая Данкбару, можно отметить настойчивые упоминания и описание этой фундаментальной функции Слова во многих работах Кальвина. Для него оно живет. Для реформаторов Слово было намного богаче, когда воспринималось как «средство благодати» в своей сути, в своем «рroprium officium» (подходящее положение или главное служение). Далее мы будем рассматривать следующий вопрос – действительно ли поздние реформатские богословы молчали о Слове как о средстве благодати, потому что они не признавали его таковым, или не совсем так?