Раздел 4. В самом ли деле в Боге есть только четыре действительных отношения: отцовство, сыновство, исхождение и происхождение?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге есть более четырех действительных отношений, т. е. отцовства, сыновства, нахождения и происхождения. Ибо следует также отметить, что в Боге существуют отношения интеллигенции к познаваемому объекту, а также воли к желаемому объекту которые суть действительные отношения, не охватываемые вышеуказанными. Следовательно, в Боге есть более четырех действительных отношений.

Возражение 2. Далее, мы знаем, что действительные отношения в Боге познаются исходя из интеллигибельного происхождения Слова. Однако, как указывает Авиценна, интеллигибельные отношения умножаются до бесконечности. Следовательно, в Боге существуют бесконечные ряды действительных отношений.

Возражение 3. Далее, идеи, существующие в Боге, вечны (15, 1) и отличаются одна от другой по их отношению к вещам. Следовательно, в Боге есть множество вечных по своей природе отношений.

Возражение 4. Далее, равенство, подобие и тождество суть отношения, а они существуют в Боге извечно. Следовательно, помимо вышеупомянутых в Боге имеется еще несколько вечных по своей природе отношений.

Возражение 5. Далее, можно также возразить, что в Боге отношений [даже] меньше, чем [четыре] вышеупомянутых. Ибо, как сказал Философ: «Одно и то же дорога из Афин в Фивы и из фив в Афины». Следуя этому способу рассуждения, одно и то же суть отношение отцовства, то есть Отца к Сыну и отношение сыновства, то есть Сына к Отцу. И, следовательно, в Боге отношений вовсе не четыре.

Отвечаю: согласно Философу всякое отношение основывается либо на количестве, как два и половина, либо на действии и претерпевании, как между действующим и претерпевающим, отцом и сыном, господином и слугой и проч. Но поскольку в Боге нет количественных отношений, ибо, как сказал Августин, Он превосходит всякое количество, из этого следует, что действительные отношения в Боге могут основываться только на действии. [Далее] такие отношения основываются не на действиях Бога, направленных вовне, ибо отношение Бога к творениям не является в Нем действительным (13,7). Следовательно, действительными отношениями в Боге могут быть признаны только такие, которые связаны с действиями, приводящими к внутреннему, а не внешнему происхождению. Как было указано выше (27, 5), такое происхождение совершается лишь дважды: одно имеет место в уме, а именно происхождение Слова, а другое в воле, а именно происхождение Любви. В связи с этим возникают два противоположных отношения: отношение лица, исходящего из начала, и отношение Самого начала. Происхождение Слова называется порождением в собственном смысле, поскольку речь идет о порождении живого существа.

Далее, отношение порождающего начала в совершенных живых существах называется отцовством, а отношение, свойственное тому, кто происходит из этого начала, — сыновством. Но происхождение Любви не имеет собственного имени (27, 4), а потому нет специального названия и для вытекающего отсюда отношения. Отношение начала этого происхождения называется изведением, а отношение лица, связанного с этим, — похождением, хотя оба эти названия указывают на само происхождение, а не на отношения.

Ответ на возражение 1. В тех случаях, когда имеется различие между умом и его объектом, а также волей и ее объектом, возможно действительное отношение; как отношение знания к объекту, так и отношение водящего к желаемому объекту. Однако в Боге ум и его объект суть одно и то же, ибо, познавая Себя, Бог познает все остальные вещи; и так же обстоит дело с Его волей и объектом Его воления. Из этого следует, что в Боге эти отношения не являются действительными, потому что слово мы понимаем как нечто, возникающее посредством интеллигибельного действия, но не как вещь. Ибо когда мы познаем вещь, то, что формирует ум, соотносясь с познаваемой вещью, называется словом.

Ответ на возражение 2. Интеллигибельные отношения в нас самих способны умножаться до бесконечности, ибо одним актом человек познает камень, а другим познает то, что он познает камень, а еще одним актом познает то, что познает это. Таким образом, акты познания множатся до бесконечности, а соответственно и отношения. Но это неприложимо к Богу, ибо Он познает все вещи единым актом.

Ответ на возражение 3. Идеальные отношения существуют в познании Бога. Но из их множественности не вытекает множество отношений в Боге, а только то, что Богу известно множество таких отношений.

Ответ на возражение 4. Равенство и подобие в Боге не являются действительными отношениями, а только логическими (42,3 и 4).

Ответ на возражение 5. Путь из одной точки в другую и обратно один и тот же. Однако взаимные отношения не тождественны. Поэтому мы не можем заключить, что отношение отца к сыну есть то же, что и отношение сына к отцу. Но мы могли бы сделать такое заключение о чем-либо абсолютном, если бы это имело место между ними.