Вопрос 29. О божественных Лицах

После того как мы предварительно дали определение необходимым понятиям касательно происхождения и отношений, нам надлежит перейти к [божественным] Лицам.

В начале мы рассмотрим лица [как таковые] в абсолютном смысле, а затем — В сравнении друг с другом. В абсолютном смысле следует рассмотреть лица. В целом, а затем и по отдельности.

Общее рассмотрение лиц предполагает, по нашему мнению, четыре [пункта]: 1) определение термина «лицо»; 2) сопоставление [понятия] лица с [понятиями] сущности, субсистенции и ипостаси; 3) подобает ли Богу термин «лицо»; 4) что он обозначает в Боге.

Раздел 1. Определение термина «лицо».

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что определение «лица», или «личности», данное Боэцием, а именно, что личность есть «индивидуальная субстанция разумной природы»‘, недостаточно. Ведь ничто единичное не поддается определению. А понятие «лицо» обозначает единичность. Следовательно, определение лица неверно.

Возражение 2. Далее, субстанция, упоминаемая в вышеуказанном определении лица, есть либо первая субстанция, либо вторая. Если первая, то слово «индивидуальная» избыточно, ибо первая субстанция индивидуальна; если же речь идет о второй, то слово «индивидуальная» неверно, так как вторые субстанции суть роды и виды, и тогда возникает противоречие в терминах. Следовательно, определение неправильно.

Возражение 3. Далее, в определение вещи не следует включать интенциональные термины. Определение человека как «вида животных» было бы неверно, поскольку человек — это название вещи, а «вид» — обозначение интенции. Следовательно, коль скоро лицо — это название вещи (так как оно обозначает субстанцию разумной природы), слово «индивидуальная», которое является интенциональным термином, неуместно в определении.

Возражение 4. Далее, как говорит Аристотель, «природа есть некое начало и причина движения и покоя для того, чему она присуща первично, сама по себе, а не по случайному совпадению». Но мы говорим о лице по отношению к вещам неподвижным, как, например, Бог и ангелы. Поэтому слово «природа» не должно входить в определение лица, а вместо него предпочтительнее слово «сущность».

Возражение 5. Далее, отдельная душа есть индивидуальная субстанция разумной природы, но не лицо. Поэтому вышеприведенное определение не может служить определением лица.

Отвечаю: хотя всеобщее и особенное имеются в каждом роде, тем не менее индивид в определенном смысле принадлежит к роду субстанции. Ибо субстанция индивидуализирована сама по себе, тогда как акциденции индивидуализированы в отношении субъекта, каковым и является субстанция. Так, в конкретной ситуации белое обозначается как «это», поскольку белизна связана с определенным субъектом. Поэтому имеет смысл, чтобы индивиды, принадлежащие к родовой субстанции, имели собственное имя; они и называются «ипостаси», то есть первые субстанции.

Далее, особенное и индивидуальное свойственны разумным субстанциям, которые сами распоряжаются собственными действиями. И они не только действуют по понуждению извне, но могут действовать самостоятельно, поскольку действия суть свойство единичностей. Поэтому индивидуальные существа разумной природы также имеют особое название среди других субстанций — личность, лицо.

Таким образом, термин «индивидуальная субстанция» в определении лица означает единичность, принадлежащую к родовой субстанции, а термин «разумная природа» добавлен как указание на единичность разумной субстанции.

Ответ на возражение 1. Хотя та или иная единичность не поддается определению, однако можно определить то, что составляет общую идею единичности. И в соответствии с этим Философ дает определение первой сущности, и таким же образом Боэций определяет лицо.

Ответ на возражение 2. По мнению некоторых термин «субстанция» в определении лица подразумевает первую субстанцию, т. е. ипостась. А термин «индивидуальная» не является избыточным, поскольку понятие ипостаси, или первой субстанции, исключает идею всеобщности и части. Ибо мы не можем сказать, что человек вообще является ипостасью, или, скажем, рука, поскольку она составляет лишь часть. Однако там, где добавляется слово «индивидуальная», не может идти речь о принятии лица, ибо человеческая природа в Христе не является лицом, так как она принимается тем, что ее превосходит, — Словом Бога. Тем не менее в данном случае лучше говорить о субстанции в общем смысле, как включающей в себя и первую и вторую, а с добавлением слова «индивидуальная» сужающейся до первой субстанции.

Ответ на возражение 3. Если субстанциальные различия нам неизвестны или, по крайней мере, не имеют своего названия, необходимо воспользоваться вместо них акцидентными различиями. Например, мы можем сказать, что огонь есть простое, горячее и сухое тело, поскольку действительные акциденции суть проявления субстанциальных форм, и последние познаются исходя из первых. Подобным же образом интенциональные термины могут использоваться для определения реальностей, если они употребляются для обозначения вещей, не имеющих названия. Таким образом, термин «индивидуальная» включается в определение лица для обозначения способа существования, присущего отдельным субстанциям.

Ответ на возражение 4. Согласно Философу, слово «природа» поначалу употреблялось для обозначения порождения живых существ, называемым «рождение». И поскольку порождение такого рода подчинено внутреннему началу этот термин стал обозначением внутреннего начала всякого движения. Таким образом Аристотель определяет «природу». И поскольку это начало является либо формальным, либо материальным, то и материя и форма называются природой. А в силу того, что сущность чего бы то ни было определяется формой, таковая сущность, указываемая в определении, обычно называется природой. Именно в таком смысле «природа» и берется в данном случае. Вот почему Боэций говорит, что «природа есть видовое отличие, сообщающее форму всякой вещи»; ведь видовое отличие обусловливает определение и имеет своим источником форму вещи. Таким образом, в определении «лица», — что значит; единичность, принадлежащая к «роду», — правильнее использовать термин «природа», а не «сущность», так как последний имеет более общее значение в силу связанности с бытием.

Ответ на возражение 5. Душа есть часть человеческого существа. Поэтому хоть она и может существовать в отдельном состоянии, однако поскольку в силу ее природы ей свойственно соединяться с телом, ее нельзя назвать индивидуальной субстанцией, каковая является ипостасью, или первой субстанцией. Это же можно сказать о руке или любой другой части человека. Таким образом, ни определение, ни имя «лица» не может относиться к душе.