Раздел 3. Уместно ли слово «лицо» по отношению к Богу?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не должно говорить о Боге как о лице. Ведь сказал же Дионисий: «Мы даже и не дерзаем не только сказать, но и помыслить что-либо о пресущественно-сокровенном Божестве вопреки тому что нам богообразно возвещено в Священном Писании». А имени «лицо» нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Следовательно, имя «лицо» неприложимо к Богу.

Возражение 2. Далее, Боэций говорит: «Слово «лицо»… произведено от тех личин [или масок], которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных друг другу людей, [Слово] persona происходит от «звучать через» (personando), поскольку звук усиливается, проходя через отверстие маски. Эти личины, или маски, греки называли prosopa оттого, что они накладывались на лицо перед глазами». Однако это может быть отнесено к Богу только метафорически. Следовательно, слово «лицо» приложимо к Богу лишь в метафорическом смысле.

Возражение 3. Далее, всякое лицо есть ипостась. Однако слово «ипостась» неприложимо к Богу, ибо, как говорит Боэций, оно обозначает то, что является под-основой для акциденций, но этого не может быть в Боге. Также и Ириней говорит, что «в слове ипостась к меду примешан яд». Поэтому слово «лицо» не должно сказываться о Боге.

Возражение 4. Далее, то, что противоречит определению, не может быть приписываемо и вещи. Но слово «лицо» в соответствии с тем, как оно было определено выше, неприложимо к Богу. Ведь разум предполагает дискурсивное знание, которое не постигает Бога, как было показано выше (14, 11), а, следовательно, о Боге нельзя сказать, что он имеет «разумную природу». Также нельзя называть Бога индивидуальной субстанцией, поскольку принцип индивидуации распространяется только на материю, в то время как Бог нематериален. Не может быть Бог и под-основой акциденций, то есть субстанцией. Следовательно, слово «лицо» не следует прилагать к Богу.

Этому противоречит то, что, согласно учению Афанасия, мы говорим: «Одно лицо есть Отец, другое — Сын, и еще одно — Святой Дух».

Отвечаю: [имя] «лицо» обозначает наисовершеннейшее во всей природе, а именно: самобытного индивида разумной природы. Следовательно, поскольку все совершенное должно приписываться Богу (ибо Его сущность — вместилище всякого совершенства), имя «лицо» по праву относится к Богу. Однако не так, как оно употребляется по отношению к тварям, но более превосходным образом, подобно тому, как и другие имена, употребляемые по отношению к тварям, прилагаются к Богу, о чем мы говорили в рассуждении об именах Бога (13, 2).

Ответ на возражение 1. Хотя слово «лицо» не употребляется в Священном Писании как обозначение Бога — ни в Ветхом, нив Новом Завете, —тем не менее то, что обозначает это слово, утверждается о Боге во многих местах Писания, а именно: что Он есть верховное самобытное существо, превосходящее разумностью всех остальных. Если бы мы вели речь о Боге, только ограничиваясь словами Писания, то это значило бы, что о нем нельзя было бы говорить иначе, как на языках, которыми писаны Ветхий и Новый Завет. Необходимость бороться с еретиками побудила к поиску новых слов для того, чтобы выразить древнюю веру. И новые в данном случае не значит плохие, ибо они не уводят нас в сторону от смысла Писания и потому не являются лживыми именами. Ведь апостол [Павел] предостерегал нас от «негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (2 Тим. 6,20).

Ответ на возражение 2. Хотя слово «лицо» и не относится к Богу по своему происхождению, оно замечательно соответствует Ему по своему объективному значению. Ведь поскольку в комедиях и трагедиях представлялись знаменитые мужи, имя persona служило обозначением людей высокого достоинства. Поэтому-то словом «лицо» стали именовать тех, кто занимал высокое положение в Церкви. Вот почему многие определяют лицо как «ипостась, коей отличие определяется по ее достоинству». И каждый индивид разумной природы называется «лицом» потому что для существ разумной природы высоким достоинством является самобытность (subsistentia). Достоинство же божественной природы превосходит всякое иное, и посему имя «лицо» прежде всех других подобает Богу.

Ответ на возражение 3. Слово «ипостась» не соответствует Богу по своему происхождению, поскольку Он не является основанием акциденций. Однако оно подходит Ему по своему объективному смыслу, так как оно обозначает самостоятельное бытие. Слова Иринея о том, что в этом слове «к меду примешан яд», относятся к употреблению этого слова латинянами. С его помощью еретики обманывали чернь, навязывали народу веру во многие сущности через веру во многие ипостаси; ведь слово «субстанция», которое мы понимаем обычно как сущность, в греческом языке соответствует ипостаси.

Ответ на возражение 4. Можно говорить, что Бог имеет разумную «природу», если только под разумом понимать не дискурсивное мышление, но разумную природу вообще, интеллигенцию как таковую. Но, конечно, к Богу неприменимо слово «индивидуальный» в том смысле и постольку, поскольку индивидуальность причастна материи. Однако это возможно, если под индивидуальностью понимается несообщимость. «Субстанция» применительно к Богу обозначает самостоятельное бытие. Некоторые, однако, говорят, что определение лица у Боэция, процитированное в возражении 1, не является определением лица в том смысле, в каком мы говорим о божественных Лицах. Поэтому Ришар Сен-Викторский дополнил это определение тем, что «лицо» в Боге есть «несообщаемая экзистенция божественной природы».