Раздел 2. Имеется ли в Боге более трех лиц?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге может быть более трех лиц. Ведь, как было отмечено выше (1), множественность лиц в Боге проистекает из множественности относительных свойств.

Возражение 2. Природа Бога не отличается от Его ума более, нежели от Его воли. Но в Боге одно лицо — Любовь — происходит из воли, а другое — Сын — из Его природы. Следовательно, еще одно — Слово — происходит из Его ума, помимо того, что происходит из Его природы, т. е. Сына. Из всего этого следует, что количество лиц в Боге не ограничивается тремя.

Возражение 3. Далее, чем более совершенно существо, тем значительнее внутренняя сторона его действий. Так, человек своим разумением и волей превосходит других животных. Но Бог бесконечно превосходит все сущее. Следовательно, в Боге имеется не только лицо, происходящее из воли, и другое, происходящее из ума, но и множество лиц, происходящих бесконечным числом способов. Следовательно, в Боге наличествует бесконечное множество лиц.

Возражение 4. Далее, Отец по своей бесконечной благости бесконечно сообщает Себя божественному лицу. Но Святой Дух также есть бесконечная благость. Следовательно, Святой Дух также порождает божественное лицо, а то — следующее, и так до бесконечности.

Возражение 5. Далее, в пределах определенного количества все получает свою меру, ибо число есть мера. Но лица Бога, как учит нас Афанасий, неизмеримы: «Отец неизмерим, и Сын неизмерим, и Святой Дух неизмерим». Следовательно, лица Бога не могут ограничиваться числом три.

Этому противоречат слова [Писания]: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух» (1 Ин. 5, 7). Тем, кто спрашивает: «Три чего?», — мы, вторя Августину, ответим: «Три лица». Таким образом, в Боге есть только три лица.

Отвечаю: как было показано выше, в Боге может быть только три лица. Ибо мы доказали, что несколько лиц суть несколько бытийных отношений, различных между собой. Но действительное различие между отношениями в Боге может возникать лишь из относительного противопоставления. Поэтому два противоположных отношения должны по необходимости относиться к двум лицам. Если же какие-либо отношения не противоположны, они необходимо должны принадлежать одному и тому же лицу. Следовательно, самосущее отцовство есть личность Отца, а самосущее сыновство есть личность Сына. Другие два отношения не противоположны одно другому и не могут принадлежать одному лицу. Либо одно из них должно принадлежать обоим вышеупомянутым лицам, либо одно должно принадлежать одному а другое — другому лицу. Так, происхождение не может принадлежать Отцу и Сыну или одному из них, ибо это значило бы, что происхождение ума, которое в Боге является порождением отцовства и сыновства, следовало бы из происхождения любви, которое есть начало исхождения Святого Духа. А это противоречит тому, что уже было установлено нами выше (27,3 и 4). Мы должны допустить, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, ибо Он не является относительной противоположностью ни тому, ни другому. Следовательно, это происхождение принадлежит другому лицу, которое и называется Святым Духом, Который, как было показано выше, происходит через любовь. Итак, в Боге существуют только три лица: Отец, Сын и Святой Дух.

Ответ на возражение 1. Хотя в Боге есть четыре вида отношений, одно из них, исхождение Святого Духа, не отделено от Отца и Сына, а принадлежит обоим. Таким образом, хотя это и отношение, оно не может быть названо свойством, поскольку не принадлежит только одному лицу. Не является оно также и личным отношением, то есть отношением, конституирующим лицо. Три отношения — отцовство, сыновство и исхождение — называются личными отношениями, конституирующими лица, ибо отцовство есть личность Отца, сыновство есть личность Сына, а исхождение есть Святой Дух, исходящий от обоих.

Ответ на возражение 2. То, что происходит интеллигибельным путем, как, например, слово, происходит по принципу подобия, равно как и то, что происходит по природе. Таким образом, как было указано выше (27, 3), происхождение божественного Слова тождественно порождению по природе. Однако происхождение любви совершается не по подобию тому, из чего она происходит, хотя любовь в Боге единосущна Ему. Поэтому происхождение любви в Боге не может быть названо порождением.

Ответ на возражение 3. Поскольку человек — более совершенное существо, чем остальные животные, ему присуще гораздо больше внутренних действий, чем другим животным, ибо его совершенство есть нечто сложное. Поэтому ангелам, которые превосходят человека совершенством и простотой, свойственно меньше внутренних действий, чем человеку. Так, они не имеют ни воображения, ни чувств, ни т. п. В Боге же имеется лишь одно реальное действие — Его сущность. То, каким образом в Нем совершаются два происхождения, уже было рассмотрено выше (27,1,4).

Ответ на возражение 4. Этот аргумент имел бы силу, если бы благость Святого Духа была чем-то иным, нежели благость Отца. Ведь если бы Отец создал божественное лицо по Своей благости, то же самое сделал бы и Святой Дух. Но благость Отца и благость Святого Духа суть одно и то же. Между ними нет никакого различия, кроме отношения между лицами. Поэтому Святому Духу присуща благость, так как она получена от Отца, а Отцу благость присуща как начало, которое сообщает себя другому лицу. В силу относительной противоположности Святому Духу не отвечает принцип другого божественного Лица, ибо Он Сам исходит от других божественных Лиц.

Ответ на возражение 5. Определенное число, если оно берется как простое число, существующее только в уме, имеет мерой единицу. Но когда мы говорим о количестве вещей в приложении к лицам Бога, понятие меры неуместно, поскольку три Лица равны друг другу по своему величию (42,1,4), а тождественное не измеряется тождественным.