Раздел 3. Выражает ли имя слово отношение к тварям?

С третьим дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что имя Слово не выражает отношения к тварям. Ведь всякое имя, значение которого также подразумевает некое воздействие на тварей, сказывается о Боге сущностно. Однако «Слово» не сказывается сущностно, но в смысле Лица. Следовательно, Слово не выражает отношения к тварям.

Возражение 2. Далее, [имя, которое] выражает отношение к тварям, сказывается о Боге во времени: Господь и Творец. Но Слово сказывается о Боге в вечности. Следовательно, оно не выражает отношения к тварям.

Возражение 3. Далее, Слово выражает отношение к источнику, из которого Оно происходит. Поэтому, если Оно выражает отношение к твари, из этого следует, что Слово происходит от твари.

Возражение 4. Далее, [в Боге] имеется много идей в соответствии с различным отношением к тварям. Поэтому, если Слово выражает отношение к тварям, из этого следует, что в Боге существует не одно Слово, а множество.

Возражение 5. Кроме того, если Слово выражает отношение к твари, то это может быть так только ввиду того, что твари ведомы Богу. Но Богу ведомы не только сущие; Ему ведомы также и не-сущие. Поэтому в Слово входит отношение к тем, которые не существуют, что кажется ложным.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что «имя Слово обозначает не только отношение к Отцу но также отношение к тем существам, которые созданы посредством Слова, Его действующей силы».

Отвечаю: Слово подразумевает [также] отношение к тварям. Ибо Бог, познавая Себя, познает и всякую тварь. Затем, слово, образующееся в душе (mens), представляет все, что актуально познается. Поэтому в нас имеются различные слова для различных вещей, которые мы познаем. Но коль скоро Бог в едином акте познает и Себя и все вещи, Его единое Слово выражает не только Отца, но и всех тварей.

И коль скоро познание Бога познавательно только в отношении Бога, тогда как в отношении тварей оно вместе познавательно и деятельно, — Слово Бога только выражает то, что в Боге Отце, а в отношении тварей оно вместе выражает и действует. Потому и читаем: «Он сказал, — и сделалось» (Пс. 32, 9), — ибо в Слове заключена деятельная идея того, что создает Бог.

Ответ на возражение 1. Имя лица косвенно включает в себя также [свою] природу, коль скоро лицо есть индивидуальная субстанция разумной природы. Поэтому имя божественного Лица, что касается отношений между Лицами, не заключает в себе отношения к тварям, но [это отношение] заключается в том, что входит в природу [Лица]. Тем не менее, ничто не препятствует томучтобы имя выражало отношение к тварям ввиду того, что сущность включена в его значение. Ибо поскольку Сыну поистине присуще быть Сыном, то Ему поистине присуще быть Богом рожденным, или Творцом рожденным. И в этом смысле имя Слово выражает отношение к тварям.

Ответ на возражение 2. Коль скоро отношения суть результат действий, некоторые имена выражают отношения Бога к тварям, каковые вытекают из действия Бога, имеющего внешние следствия, как-то сотворять, управлять и тому подобные, которые прилагаются к Богу во времени. Другие же [имена] выражают отношения, каковые вытекают из действия, не имеющего внешнего следствия, но пребывающего в действующем, как-то знать, во-лить, которые не прилагаются к Богу во времени. Именно этот вид отношения к тварям выражается именем Слово. Не верно, что все имена, выражающие отношение Бога к тварям, прилагаются к Нему во времени, но только те имена прилагаются во времени, которые выражают отношение, вытекающее из действия Бога, имеющего внешнее следствие.

Ответ на возражение 3. Бог знает тварей не только знанием, получаемым от самих тварей, но и по самой Своей сущности. Поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы Слово происходило от тварей, хотя [имя] Слово и выражает [отношение] к тварям.

Ответ на возражение 4. Имя Идея используется главным образом для обозначения отношения к тварям, и потому оно прилагается к Богу во множественном числе и не употребляется в смысле лица. Однако имя Слово используется главным образом для обозначения того, кто говорит, и, следовательно, отношения к тварям, коль скоро Бог, познавая Себя, познает каждую тварь. Поэтому в Боге существует только одно Слово, и это одно из Лиц.

Ответ на возражение 5. Божие знание о не-сущих и Божие Слово о не-сущих суть одно и то же, ибо Слово Бога содержит не меньше того, что [содержит] знание Бога, как о том говорит Августин. Тем не менее, Слово по отношению к сущим выражает и воздействует, а по отношению к не-сущим выражает и дает проявиться.