Раздел 2. Является ли [имя] дар собственным именем Святого Духа?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа. Ведь имя Дар происходит от дарения. Но сказано: «Сын дан нам» (Ис. 9, 6). Следовательно, быть Даром может не только Святой Дух, но и Сын.

Возражение 2. Далее, всякое собственное имя лица обозначает свойство. Однако слово «Дар» вовсе не обозначает свойство Святого Духа. Следовательно, [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа.

Возражение 3. Далее, Святой Дух может быть назван духом человека, тогда как Он не может называться даром какого-либо человека, но лишь «Даром Бога». Следовательно, [имя] Дар не является собственным именем Святого Духа.Этому противоречит сказанное Августином: «Как для Сына «быть рожденным» означает происходить от Отца, так для Святого Духа «быть даром Бога» означает исходить от Отца и Сына». Но ведь Святой Дух получает Свое имя вследствие того факта, что Он исходит от Отца и Сына. Следовательно, [имя] Дар является собственным именем Святого Духа.

Отвечаю: [имя] Дар как обозначение лица в Боге является собственным именем Святого Духа.

Для доказательства этого следует указать, что дар в собственном смысле есть «давание вещи, не подлежащей возврату», как говорит Аристотель, то есть вещь, которую отдают без намерения получить ее обратно, и, таким образом, дар подразумевает идею безвозмездного пожертвования. Но причиной безвозмездного приношения может быть лишь любовь, ибо мы отдаем кому-либо вещь безвозмездно, поскольку мы желаем ему добра. Таким образом, прежде всего, желая ему добра, мы приносим ему нашу любовь. Отсюда ясно, что любовь по своей природе есть первый дар, в силу которого приносится всякий свободный дар. Итак, коль скоро Святой Дух исходит как Любовь, как было показано выше (27, 4; 37, 1), Он исходит [также] как первый дар. Вот почему Августин говорит: «Благодаря дару, каковым является Святой Дух, многие разные дары получают братья во Христе».

Ответ на возражение 1. Поскольку Сын называется Образом в собственном смысле, коль скоро Он рождается как слово, в природе которого быть подобным своему началу (правда, Святой Дух также подобен Отцу), поэтому Святой Дух также в собственном смысле называется Даром, коль скоро он исходит от Отца как любовь, хотя Сын тоже есть дар. Ибо Сын приносится как дар в силу любви Отца, согласно сказанному: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).

Ответ на возражение 2. Имя Дар подразумевает принадлежность дающему в силу происхождения, и, таким образом, выражает особенность происхождения Святого Духа, а именно Его исхождение.

Ответ на возражение 3. До того, как дар приносится, он принадлежит только дающему. Но когда он принесен, он принадлежит тому, кому дан. Поэтому, коль скоро [имя] Дар не выражает действительного дарения, оно указывает не на дар человека, а на Дар Бога дающего. Когда же приносится [действительный] дар, то это называется духом человека, или даром, ниспосланным человеку.